– Постойте! – хочется сказать ему. – Неужто наших демократов в партийных школах обучали схемам распила бюджета? Где в советской действительности нынешние олигархи и министры-капиталисты могли наблюдать те нравы и детали буржуазного быта, что они с такой любовью воплощают в своей повседневной реальности?
Нет, друзья, проблемы нашей страны Познеры ищут отнюдь не там, где они сидят на самом деле. Ибо не в том беда, что правящая верхушка проникнута по сей день советским духом – а в том, что он катастрофически в ней исчезает.
Ошибка делается, уже когда ментальную родословную нынешних бонз пытаются вести от Павки Корчагина и матроса Железняка. На деле это то же самое, что отождествить Корейко или самого Бендера с инженером Треуховым из уже упомянутого «Золотого телёнка». Да, подпольный советский миллионер с великим комбинатором происходят из той же социальной системы, в которой существует и инженер, но помимо этого ничего общего у них нет.
Если те двое грабят и жульничают, то Треухов, не щадя сил, прокладывает трамвайные пути. Пока те наживаются на послевоенных бедах, шаря по карманам простодушных граждан, Треухов по колено в грязи следит, чтобы ни одна шпала не испортилась, ни один костыль не оказался криво вбит. Чтобы народное добро, создаваемое такими же, как сам он, работящими людьми, не пропало даром.
Этот культурный дуализм советского общества ярко подчёркивалась теми же Ильфом и Петровым:
«В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред». В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй…»
Без особого труда можно судить о том, какая именно часть советской действительности породила нашу текущую элиту. Ее представители ближе отнюдь не к комсомольцам, строившим БАМ, и не к отчаянно сражавшимся за каждую пядь земли покорителям целины. А к мелкобуржуазным элементам, некогда презираемым каждым честным советским тружеником.
Да, с великими учёными и режиссёрами у нас соседствовали мещанчики, знавшие, как купить и сбыть валюту, добыть иностранные шмотки – словом, «умевшие жить», как говорили тогда. В советской культуре это герой Миронова Дима Семицветов из «Берегись автомобиля», Самохвалов из «Служебного романа», персонажи фильма «Гараж»…
Как ни прискорбно, эта подлая прослойка сумела воспользоваться проблемами советской власти, перехватив инициативу и взяв верх над светлой, творческой частью общества. Результат этого мы видим сейчас кругом. Особняки, яхты наших элитариев, контрастирующие с развалом медицины и образования, не оставляют места для подозрений наших властителей в чем-то советском. Никакие это не «совки», а самые что ни на есть «антисовки», выродки советского строя, сорняк, который в силу причин, не исключенных в жизни, побил добрую культуру.
И потому все воздыхания Познера о будущем блаженстве «без совков» – чепуха на постном масле. Это время уже пришло, от «красных директоров» 90-х, еще как-то хранивших нашу индустрию – не осталось и следа. Сегодня Россия полностью во власти «антисовков» – но в итоге ни счастья для масс, ни развития нет как нет. Да и сам Познер не такой дурак, чтобы этого не видеть и не понимать. Это в нем кипит классовая ненависть оформившегося буржуина к тем, за счет кого он обзавелся «несовковыми» благами. Чтобы не дай бог обратно не отняли.
«Я хочу потреблять, потреблять, потреблять!» – недавно заявил с пафосом друг Путина и бывший глава РЖД Владимир Якунин, ныне живущий в благословенной Англии, куда рвётся сердце каждого ходящего под Познером «антисовка». Ценности этого маленького, некогда подпольного мира наследует и сам телекумир, и вся наша либеральная братия. Посвящая собственное существование неге и комфорту, как некие свиньи, барахтающиеся в тёплой грязи – она не только не видят большой, настоящей жизни за забором, окружающим скотный двор, но и вовсе отказываются верить в её существование.
Самозабвенно ругая нынешних правителей за неумение сделать лужу теплее, а корыто с ботвиньей глубже, эти хрюшки не замечают, до чего похожи сами на объекты их критики. Впрочем нелепо обвинять хрюшку в том, что она не чинит в свинарнике прохудившуюся стену или не проводит туда отопление. Её дело жрать да спать – «потреблять, потреблять, потреблять», а хозяйственные работы должен выполнять человек.
Но вот с этим-то человеком из большого советского мира, возведшим всю ту благодать, что наши реформаторы до сих пор не сумели до конца разворовать, у нас вот уже 30 демократических лет проблемы. И чем дальше, тем их больше. И коренная причина этих бед именно в том, что постепенно уходят в небытие те самые, презираемые познерами всех мастей «совки».
Огни нашего былого большого мира тускнеют – и когда погаснут окончательно, мир маленький окончательно погрузится во мглу. Обитатели его, копошась в темноте, перегрызутся и перехрюкаются, разломав в бесконечных драках всё, что было построено до них. Но отнюдь не возведут, согласно Познеру, каких-нибудь своих, либеральных Парфенонов.
Остаётся лишь надеяться, что оказавшись у разбитого корыта, наши заблудшие сородичи, отказавшиеся за «две Волги от Чубайса» от советского проекта, осознают их заблуждение. И если не они, то хоть их дети вернутся в большой мир труда и творчества – и достроят то, что не достроили их большие предки.
Но не тщетны ли эти надежды? И, главное, не будет ли уже слишком поздно?