ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 172 + 18


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 172 + 18

Сообщений 501 страница 510 из 1000

501

Страну на карантин. Единственное, что должна Россия Украине - дать ей излечиться самостоятельно

В последнее время стало чуть ли не правилом хорошего тона пенять России за отказ от «защиты» русскоязычного населения на Украине путем военной интервенции или других жестких мер. За то, что Кремль признал легитимность выборов Порошенко, но не признал республики ЛДНР в их нынешнем состоянии, за то, что в 2014 году российские танки не поехали громить Мариуполь, Киев и Львов.

Иногда на языке интернет-мифологии это звучит как «ополчению не дали дойти до Киева». Разнообразные обличители, навешивая бремя ответственности на Россию, совершенно забывают о надеждах и чаяниях русскоязычного населения Украины, которое вполне возможно хотело бы, чтобы все было «как в Крыму», но совсем не готово прилагать к этому хотя бы малейшие усилия.

Говоря о притеснениях русскоязычного населения и его страданиях, мы зачастую выдаем желаемое за действительность. Тотальная украинизация младшей и средней школы началась не в 2014, а в 1991 году. Уже тогда в школах юго-востока стали отменять уроки русского языка, повсеместно вводить непонятные украинские учебники, историю Украины с достаточно спорной подачей материала и пытаться заставить преподавателей и школьников говорить на украинском.

Свернутый текст

Над этим смеялись, порой возмущались глупостью и нелепостью инноваций, но никто всерьез не пытался бороться с этим явлением, потому что никто не видел в этом особой проблемы. Ну, отмучился школьник на занятиях, вышел за пределы кабинета и вновь свободно общается с окружающим миром на родном для себя русском языке.

В принципе, сейчас ситуация не особо изменилась – в повседневной жизни дети говорят на языке своих родителей, а любые попытки применять украинский носят вымученный, искусственный характер. Разница лишь в том, что раньше тех, кто разговаривал на украинском в Николаеве или Херсоне, воспринимали слегка пренебрежительно, а теперь среди определенных категорий населения ужасное подобие украинского, на котором пытаются разговаривать «патриоты», сейчас в тренде.

Приходится признать, что подавляющее большинство населения индифферентно к отсутствию русского языка в образовании, на радио и ТВ. И точно также подавляющее большинство населения индифферентно к тому, какому патриархату будет принадлежать церковь – лишь бы на ней был крест. А разве может быть иначе, если 70-80% прихожан бывают в церкви несколько раз в году?

Можно ли вменять в вину России равнодушие украинцев к языковому, религиозному и многим другим вопросам, их безразличие к своей принадлежности к Русскому миру и отсутствие братских чувств. Вопрос ведь не только в том, что РФ не финансировала какие-то программы или недостаточно поддерживало направленные на интеграцию с Россией движения. Вопрос в отсутствии этих самых движений на Украине в довоенный период!

Вспомните 2010-2014 год. Разве были какие-то действительно деятельные общественные движения, кружки или организации пророссийского толка? Вспоминаются только «профессиональные русские» из «Русского блока», глава которого Геннадий Басов благополучно сел за коррупцию уже в российском Крыму, да «Украинский Выбор», главной целью и главным навыком функционеров которого были скоростные распилы бюджетов. Ведь не было же никого нормального на этом поле, не считая одиночек! Единственное, что приходит на ум – ПСПУ Натальи Витренко.

Наверное, причина публичных и осознанных пророссийских настроений кроется не только в отсутствии грамотной и последовательной политики РФ в отношении русскоязычного населения Украины, но и в психологических и мировоззренческих особенностях самих украинцев!

Вероятно, именно с пресловутыми особенностями украинского менталитета нужно связывать относительную легкость, с которой население Украины восприняло второй «майдан». Страна, пережившая тяжелейший экономический кризис и спад уровня жизни после первого «майдана», через неполных 10 лет либо с восторгом приветствовала новый, либо просто позволяла осуществлять государственный переворот своим непротивлением и молчанием. Возможно, если бы «антимайдан» состоял не из романтиков, а из нескольких тысяч мужчин с арматурой и дрекольем в руках, история могла бы пойти по иному пути, но украинцам, даже осознающим ужас и катастрофичность происходящего, было недосуг.

Я вспоминаю вторую половину марта 2014 года. Я тогда вышел из больницы и требовал от местного антимайдана решительных действий – захвата оружейки СБУ или нападения на военную часть, взрывчатки в офисе националистов, готов был лично выполнить любую работу… Но в ответ встречал лишь недоумение: «Что ты? Мы будем придерживаться мирных протестов!»

То есть налицо было не то, чтобы непонимание серьезности момента и необходимости решительных мер, а, скорее, неготовность выйти из зоны комфорта, рискнуть всем и пойти на эти меры. Точно также свою неготовность выйти из зоны комфорта показали одесситы, которые 2 мая смотрели, как заживо сжигают их земляков, но боялись вступиться. В миллионном русскоязычном городе не нашлось никого, чтобы разогнать шайку озверевших ультрасов и правосеков!

Ради той самой зоны комфорта и безопасности пророссийские, центристы и просто политически нейтральные украинцы позволили тем, кто осуществил государственный переворот, успешно взять в руки бразды правления, установить диктатуру, расправляться с неугодными и развязать гражданскую войну.

Уже после первых случаев применения военной техники против протестующих на Донбассе Украину должны были захлестнуть антивоенные митинги, но… Киев услышал громовое молчание и понял, что эти люди готовы позволить что угодно, цепляясь за свою маленькую обывательскую реальность. Не понимая, что завтра эта реальность будет безжалостно уничтожена мобилизацией, полицейским произволом или победоносно шагающей по стране нищетой.

Весной-летом 2014 года сотни жителей Украины отправились в Донбасс, чтобы вступить в ополчение. Сотни были арестованы СБУ за пропаганду в интернете, пророссийскую активность, различную антиправительственную деятельность. Тысячи эмигрировали в Россию или затаились, справедливо опасаясь репрессий. Но десятки миллионов продолжают жить своей жизнью, молчаливо соглашаясь с любым произволом властей, любым насилием не только против Донбасса, но и против самих себя.

Послушайте, Русскую весну на Украине победили не несколько десятков тысяч сумасшедших с оселедцами и нацистскими лозунгами – победило огромное равнодушное большинство, которое в гробу видало и весну, и Россию, и даже Киев. Потому что главное в их жизни – стабильное и сытое потребление.

Страдают ли эти люди? Да, страдают. Но не потому, что им не хватает политических и гражданских свобод, не из-за репрессий по языковому признаку, а из-за стремительно падающего уровня жизни. Хотят ли эти украинцы, чтобы к власти пришли пророссийские лидеры или Россия пришла на Украину? Да кто угодно пусть приходит - хоть черт лысый! Лишь бы щедро раздавал ништяки, чтобы жить можно было лучше, а работать – меньше.

В итоге, с подобными чаяниями заигрывают украинские политики, скороспело назначенные «пророссийскими». Гвоздь их программы – вернуться к идиллии времен Януковича, когда можно было безнаказанно и безответственно доить РФ, одновременно заигрывая и выпрашивая подачки у Запада. Политика многовекторности, так сказать.

Важно понимать, что других «элит» и «лидеров» на Украине нет и взяться им неоткуда, потому как они логическое продолжение своего народа. Потому что с их психикой произошли все те же дивные метаморфозы. И чтобы это понять, достаточно посмотреть, как мучительно пятый год ищут вменяемых руководителей в Крыму и на Донбассе – откуда им взяться в достаточных количествах, если 25 лет людей учили только воровству и безответственности?

Поэтому, когда утомленные чужбиной политэмигранты постанывают о том, что «Россия должна навести на Украине порядок» или «должна освободить (присоединить) территорию Украины», возникает логичный вопрос – а зачем? Почему сейчас? Может позже? Надо ли это вообще?

Откровенно говоря, когда призывы освободить Украину звучат в Новороссии, ощущается желание получить помощь и карт-бланш, чтобы прийти на те земли и поставить к стенке фашистов и правительство. Когда аналогичные призывы звучат из уст политэмигрантов, за ними чаще видится желание чужими руками подготовить Украину к своему триумфальному возвращению.

Зачем России, которая едва встала на ноги и толком не может разобраться с благоустройством собственных территорий, взваливать на себя многомиллионное население, которое разучилось понимать братские чувства и будет свято верить, что если Россия пришла, то она ему, населению, по гроб обязана? Чтобы вкладывать сотни миллиардов в уничтоженную инфраструктуру? Унаследовать зарезанную промышленность? Разжиться пахотными землями, которые сейчас активно убивают, забив на севооборот и выращивая технические культуры? Разве РФ недостаточно внутренних проблем или трат на Новороссию, которую Москва не только поддерживает на плаву, но и постепенно восстанавливает?

Может быть, проще разработать эффективный механизм реинтеграции (и фильтрации) русскоязычных граждан и спасти всех вменяемых из Украины? А потом отправить эти территории на карантин, и пусть сходят с ума как хотят, до тех пор, пока население не осознает цену братских чувств и не избавится от своего равнодушия (если это вообще возможно). Пока не начнут сами вешать нацистов и с иконами и флагами выходить на площади и взывать «Россия, приди!»

Вероятно, решать обрыдлый украинский вопрос рано или поздно все равно придется, однако нет особой необходимости играть по навязываемым правилам. Тем более, что вопрос состоит далеко не в том, чтобы занять украинские земли, а в качественном изменении ситуации там. Увы, для достижения качественного перелома недостаточно контроля над украинской территорией или демонтажа украинской государственности. Нужно нечто куда более сложное – демонтаж украинской ментальности. Хочется верить, что нищета, на которую население этой страны обрекло себя, вылечит его раньше, чем весь этот край окончательно погрузится в хаос.

Ссылка

0

502

Не успел Лавров сделать заявление по переговорам с японским коллегой, как случились две вещи по курильской теме

Не успел С.В. Лавров заявить после встречи с японским коллегой Коно, что в мирном процессе «непреложность самого первого шага — признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объёме, включая суверенитет России над всеми островами южнокурильской гряды», как случились две вещи по курильской теме.

Первая показала, что за Курилы можно не волноваться. Вторая — что благодаря им в России наконец-то наметилось создание единого Панического Фронта.

Теперь подробности.

Генсек японского правительства, некто Суга, заявил, что позиция Токио по Курилам не изменилась: «Советский Союз незаконно оккупировал четыре острова Северных территорий», и исходить на переговорах Япония будет из этого.

Что это значит: что между Россией и Японией — всё как всегда. То есть самураи, лишённые суверенитета, будут по-прежнему выставлять нам заведомо неприемлемые условия, продиктованные из Вашингтона специально затем, чтобы между Токио и Москвой не заживал конфликт. И, естественно, они не увидят не то что Курил, но и даже символическую гряду Хабомаи, которой с барского плеча готов был наградить японцев в середине 1950-х СССР за подписание мирного договора. То есть все нынешние переговоры и заявления Токио — просто подготовка Абэ к весенним выборам в Японии (Кремль не прочь оказать гуманитарную помощь видимостью переговоров — в конце концов, Япония торговый партнёр, товарооборот вырос в прошлом году почти на 20%, до более чем 20 миллиардов долларов).

А теперь вторая новость:

Свернутый текст

мэрия Москвы согласовала проведение 20 января на Суворовской площади акции протеста против передачи Японии Курил. Мероприятие станет совместным ивентом «Левого фронта», движения «Новороссия» и «Партии дела».Среди спикеров будущей акции заявлены Сергей и Анастасия Удальцовы, Эдуард Лимонов,Максим Калашников, Константин Семин, Борис Кагарлицкий, Леонид Ивашов, Игорь Стрелков, Сергей Бабурин, Никита Исаев и Всеволод Чаплин.

В общем, целый фарш из лучших мастеров патриотической истерики и коммунистического уныния — как сказал бы Гоблин, любители жанра смело могут идти. К тому же в толпе будут стоять авторы телеграм-каналов грустно-розовой ориентации, включая «Красную Мекку», «Красную Медведку», «Вечерний плач по Чебурашке и Алисе Селезнёвой» и многих других.

Внимание, вопросы.

1) Понимала ли эта шобла изначально, что никаких Курил никто никому не отдаст?

Да, конечно. Это было вполне очевидно, об этом говорили максимально открытым текстом первые лица государства, а Минобороны РФ, пока Абэ вещал о почти решённом вопросе с возвращением островов, не скрываясь рапортовало о сдаче на Южных Курилах очередного военного объекта.

2) Тогда зачем эта шобла катала истерики, бегала кругами по потолкам, визжала в комментариях у «охранителей» и кричала о путинслильстве?

Да затем что это её профессия. Шобла больше ничего не умеет, кроме как подымать визг, вопль, кипеш и панику. Парадоксально, но шобле, именующей себя любителями Родины, нечем торговать, кроме предательств, паник и уныний. В некотором смысле её непрерывные рассказы об окончательном развале армии, экономики, образования, здравоохранения, науки, великого советского космоса и великого советского хаоса — это её своеобразный способ участвовать в приватизации. Они приватизировали на себя в России уныние — и требуют, чтобы им платили налог все, кто пользуется их унынием.

Поэтому Путин у них ежегодно по пять раз сдаёт Донбасс, Крым, Сибирь и Курилы. Потому что им так надо.

Ссылка

0

503

Зачем Китай вмешался в конфликт с США по «Северному потоку – 2»

Мир меняется: Пекин вдруг заступился за Россию и Германию, подвергшихся нажиму США, точнее, вступился за право этих стран строить «Северный поток – 2». На глазах возникает ситуативный союз трех держав, который дает Америке отпор хотя бы по такому пусть узкому, но все равно принципиальному вопросу. Отчего Китай столь резко реагирует на ситуацию, которая его вообще-то и не касается?

США и другие страны должны уважать право компаний самостоятельно принимать решение о сотрудничестве с компаниями из других стран, в том числе по «Северному потоку – 2», заявила во вторник представитель МИД КНР Хуа Чуньин.

«Мы обратили внимание на соответствующие сообщения и на жесткую ответную реакцию, которую они вызвали в Германии», – цитирует ее РИА «Новости». «Любая страна и любой человек должны в полной мере проявлять к этому уважение», – добавила китайский дипломат.

Свернутый текст

В Москве уже поприветствовали жест Пекина. Коллега Хуа Чуньин, представитель МИДа Мария Захарова назвала заявление своей коллеги знаком уважительного отношения к международному праву и «реалистичным отношением к тем тенденциям, которые происходят в мире». «Это констатация неправомочности действий, в частности, касающихся протекционизма», – сказала Захарова газете «Взгляд».

Ранее МИД Германии тоже дал отповедь Вашингтону, объяснив немецким компаниям, как им следует реагировать на провокационные письма посла США Ричарда Гренелла по поводу «Северного потока».

Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ломанов счел реакцию Пекина вполне предсказуемой. «Китай сталкивается со все возрастающей степенью давления США и западных стран». Американское давление на европейский «Северный поток», который вообще-то строится далеко от берегов Китая, китайские политические и экономические элиты как бы «примерили на себя».

Эксперт считает, что в отношениях с американцами Китай сталкивается с очень похожей ситуацией, с той только разницей, что он экспортирует не сырье, а промышленную продукцию.

«Нажим на китайский бизнес становится всеобъемлющим» – на фоне истории с Huawei, в ходе которой США давят на Пекин не только через Канаду, но и через Польшу.

Впрочем, Ломанов согласен, что своим заявлением Пекин также хотел косвенно выразить и солидарность с Россией, а также, что редкость, – с Германией, которая остается его важным торговым партнером: «Все мотивы связаны между собой». Китай, по его словам, всегда использует возможность высказать свою принципиальную позицию.

«Объективно интересы Китая и России совпадают в вопросе, что американское политическое давление не должно быть инструментом для подрыва экономик других стран», – заявил Ломанов.

Впрочем, слишком уж громко ссориться с США именно сейчас, «когда идут переговоры о долгосрочном перемирии в торговой войне Китай тоже не заинтересован», – до объявленного для этих переговоров дедлайна 1 марта остается месяц с небольшим, напомнил эксперт.

«Китай всегда последовательно выступал против вмешательства в «чужие дела» на мировой арене, прекрасно понимая, что жертвой подобного вмешательства в любой момент может стать сама КНР» – сказал изданию «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Китайцы прекрасно понимают, что следующими попавшими под санкции могут стать они». В данный момент КНР закупает сжиженный газ у США, есть вероятность, что Газпром и китайская сторона договорятся о последующем проекте «Сила Сибири-2» – подобные предложения уже высказывались, полагает эксперт и добавляет: «Вероятность, что Штаты наложат ограничения на эти проекты, существует, и она довольно велика».

Эксперт расценивает высказывание Хуа Чуньин как превентивный шаг. «Любой международный проект Китая можно сегодня объявить политическим, на основании этого ввести санкции», – предупреждает Юшков.

Напомним, «Северный поток – 2» предполагает строительство за 9,5 млрд евро до конца года двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море (территориальные воды Финляндии, Швеции и Дании) до Германии.

Одним из главных противников проекта остаются США. Вашингтон считает, что новый газопровод может лишить Украину средств, которые она получает за счет транзита российского газа по своей территории в страны Европы. Кроме того, там выражают недовольство тем, что Европа станет еще более зависимой от поставок российского голубого топлива.

В России считают, что на самом деле американцы обеспокоены судьбой собственных поставок сжиженного газа в Евросоюз.

«Санкции – это не бирюльки, а очень серьезная вещь. Вот, например, нам угрожают ограничениями в связи с реализацией проекта «Северный поток – 2», – сказал «АиФ» пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков – Это неприкрытая попытка обеспечить конкурентное преимущество для американского сжиженного газа, который дороже российского. И заставить европейцев покупать именно его».

Ссылка

0

504

1372927,745 написал(а):

А что с Осташко не так

со всей этой шушерой дружбу водит, мышовый он. вон и за Бойко - великую зкпершу  - вписался

https://2.bp.blogspot.com/-yRrPo4mDBcA/XDitYkcsvzI/AAAAAAAAhkA/vksbU1MxKhkG1CN9jcZH2XVqAD3iQuEUwCLcBGAs/s1600/ZdJyhv_CHns.jpg

0

505

Глобальный прогноз на период 2019–2024 для Западной Европы

ПРОГНОЗ ДЛЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ BREXIT

В переломные моменты история ускоряет свой ход, события следуют одно за другим, субъективные факторы перемежаются с объективными тенденциями, и историческая закономерность «пробивается» сквозь случайность. В Британии не только внешнеполитическую, но и внутриполитическую жизнь в 2019 г. и на годы вперед будет определять Brexit в любом его варианте.Неопределенность — основное состояние Великобритании в экономике, во внутренней и внешней политике.

Взаимовлияние внешних и внутренних факторов окажет воздействие и на экономическое развитие страны. Соответственно различать их в анализе представляет собой сложную задачу. Так, объективно Британия торговала с ЕС с дефицитом, а часть истеблишмента всегда была недовольна утратой доли парламентского суверенитета в пользу наднациональных органов ЕС. Однако сам референдум о членстве страны в ЕС (2016 г.), пожалуй, стал субъективной ошибкой премьер-министра Д. Кэмерона в результате внутрипартийных разногласий. Правительство не смогло убедить нацию в пользе членства страны в Евросоюзе. Раскол по вопросу отношений с ЕС ныне пронизывает все общество, тем более партию тори.

Экономическое положение

Прогнозы темпов роста экономики Британии на 2019 г. от ведущих МФИ (ОЭСР, МВФ, ООН), Банка Англии, консалтинговых компаний и «мозговых центров» разнятся (от 1,1 до 1,8%). В то время как британское Управление бюджетной ответственности повысило прогнозы на 2019 и 2020 гг., экономический рост до 2023 года не достигнет того уровня, который наблюдался до проведения референдум [1] . МВФ прогнозирует рост в еврозоне до 1,9% в 2019 г. [2]Учитывая, что МВФ прогнозирует замедление мирового экономического роста, представляется затруднительным отделить влияние Brexit от общего состояния мировой экономической конъюнктуры.

Свернутый текст

Неопределенный характер носят прогнозы для Британии до 2024 г. Референдум, считают экономисты, сказался на перспективах развития экономики, а ВВП растет медленнее, чем по прогнозам до референдума. В целом прогнозы состояния экономики Британии на ближайшие годы (вплоть до 2030 г.) предполагают снижение темпов роста независимо от вариантов Brexit [3].

Внутренняя политика

В самой Британии объективность прогнозов наталкивается на субъективные предпочтения сторонников (бремейнеров) и противников (брекзитеров) членства Британии в ЕС. Так, канцлер казначейства Ф. Хэммонд (бремейнер) считал, что в случае выхода без сделки (и перехода на правила ВТО) замедление экономического роста отразится на снижении доходов государства. В результате к 2033/2034 финансовому году государственные заимствования увеличатся на 80 млрд ф. ст. ежегодно, а рост ВВП в течение 15 лет будет на 7,7% ниже. Правительство уже отказалось от мер «жесткой экономии» и от задачи сбалансировать бюджет к 2020 г., поставленной еще при Д. Кэмероне. Казначейство готовилось и к дополнительному финансированию ключевых министерств на случай выхода из ЕС без сделки [4].

Правительство в октябре 2018 г. представило бюджет на 2019/2020 финансовый год (начинается в апреле), обозначив завершение «жесткой экономии» и повысив социальные расходы. Его еще предстояло утвердить парламенту, но важна смена экономического курса государства. Обещан экономический рост в 1,6% в 2019 г., единовременный рост социальных расходов, снижение налогов, причем не столько для малоимущих, сколько для лиц со средними доходами; рост минимальной и почасовой оплаты труда [5]. Тереза Мэй обещала предоставить НСЗ 20 млрд ф. ст. в течение следующих 5 лет. Также Хэммонд объявил о дополнительных расходах в 1 млрд ф. ст. на кибербезопасность и модернизацию ядерной системы «Трайдент».

Министр финансов предупредил, что в случае выхода из ЕС без сделки Британия будет вынуждена заниматься проблемой импорта продовольствия, медикаментов и авиасообщения. Бюджет придется пересматривать (поскольку не будет переходного периода в 21 месяц), как и прогнозы экономического развития. С другой стороны, бюджет был составлен, исходя из переходного периода в 24, а не 21 месяц, что может указывать на планы Т. Мэй продлить его из-за нерешенности вопроса об ирландской границе [6]. Если ситуация изменится, то правительству придется либо увеличивать госдолг, либо повышать налоги. Представляется, что правительство Т. Мэй, отказавшись от «жесткой экономии», создает себе «подушку безопасности» на случай новых досрочных выборов.

Действительно, условия Соглашения о выходе Соединенного Королевства из ЕС и Политической декларации о будущих отношениях [7] от 25 ноября 2018 г. вызвали отторжение в Британии. Однако уступки Британии на переговорах с ЕС носили объективный характер (например, по ирландской границе) и не зависели от личности премьера. Еще до голосования в парламенте (декабрь 2018 г.) было очевидно, что правительству не удастся добиться его одобрения: документами были недовольны и брекзитеры и бремейнеры. Дальнейшее развитие событий могло пойти по нескольким путям:

— повторное голосование по соглашению в парламенте через 21 день;

— выход из ЕС без сделки;

— «согласованный» выход без сделки ("negotiated no deal" – при согласии Евросоюза Британия выходит из ЕС через год без сделки);

— повторный референдум (возможен при одобрении парламентом, если правительство внесет подобный законопроект, но правительство категорически «против», опасаясь, что противостояние в стране обострится) [8];

— членство в ЕС (в случае положительного исхода повторного референдума);

— досрочные выборы (при выражении недоверия правительству);

— отставка Т. Мэй с поста лидера партии и соответственно премьер-министра (если недоверие ей выразят 158 депутатов фракции тори), выборы нового лидера (становится премьер-министром).

Эти варианты подразумевают перенос выхода Британии из ЕС на более позднюю дату (если парламент примет новый закон, а ЕС согласится).

Появились и иные варианты — формирование лейбористского правительства меньшинства без выборов или национального (коалиционного) правительства лейбористов и консерваторов (по подобию национального правительства Дж. Макдональда 1931–1935 гг.).

В этих условиях сохраняется вероятность второго референдума о независимости Шотландии, большинство в которой высказалось за членство Британии в ЕС. С другой стороны, не урегулированы взаимоотношения с Испанией по Гибралтару и возможно обострение проблемы ирландской границы. Таким образом, территориальное единство Соединенного Королевства подвергается испытаниям.

В Великобритании политическая турбулентность в апогее. И широкая общественность, и элиты расколоты по вертикальной оси политического спектра (на брекзитеров и бремейнеров), почти забыв о классическом противостоянии по его горизонтальной оси (правые — левые).

В стране не сформировалось мнение значимого большинства по какому-либо из вариантов Brexit. К тому же британцы не видят ни в ком из ведущих политических деятелей общенациональную фигуру, способную составить альтернативу Т. Мэй (обладает наименьшим отрицательным рейтингом) [9].

Премьер-министр исключает как второй референдум об отношениях Британии с ЕС, так и новые досрочные выборы. Однако патовая ситуация в парламенте может их спровоцировать. Учитывая, что рейтинги популярности тори и лейбористов находятся в рамках статистической погрешности, консерваторам не гарантирован исход возможных досрочных выборов (очередные в 2022 г.), тем более что электорат воспринимает партию тори как более расколотую, чем Лейбористская, а расколотые партии выборы не выигрывают.

Внешняя политика
Торгово-экономическая политика Британии будет зависеть от решения проблем во взаимоотношениях с ЕС. В случае выхода без сделки Британия должна будет заново установить все индивидуальные обязательства в рамках ВТО и по пошлинам, и по услугам, и по тарифным квотам, а также провести переговоры со всеми членами ВТО — как если бы Лондон вновь присоединялся к этой торговой организации [10].

Британия рассчитывает заключить торговое соглашение с США, как и укрепить двусторонние военно-политические отношения. Однако до голосования в парламенте по Соглашению с ЕС президент США Д. Трамп, подрывая позиции Т. Мэй, заявил, что соглашение Британии с ЕС не позволит ей заключить торговое соглашение с США [11]. Отметим, что Соединенное Королевство было интересно Вашингтону как член ЕС. Вероятно, «особые отношения» в результате Brexit пострадают.

Основная задача Лондона в отношениях с Брюсселем в пост-Brexit — участвовать в его внешней и оборонной политике, в частности в «европейской армии», самой идее которой Лондон противился, будучи его членом. В сфере обороны и ВТС действия Лондона были и будут направлены на укрепление связей с отдельными европейскими странами. Так, уже достигнуты договоренности с Польшей, а со странами Северной Европы (включая нейтральные Швецию и Финляндию) — об их участии в Объединенном экспедиционном корпусе Великобритании. Соединенное Королевство, даже выходя из ЕС, пыталось расширить свое присутствие и на Западных Балканах, вступлению которых в ЕС и НАТО содействует.

Свои позиции в НАТО Британия собирается сохранить и даже нарастить расходы на оборону до 3% в год, к чему ее призывает и Вашингтон.

Лондон в свете Brexit выдвинул концепцию «Глобальной Британии», рассчитывая после выхода из ЕС заключить торговые соглашения с Китаем, а также со странами Содружества наций (включая Индию), резко активизировав внешнюю политику на африканском и азиатском направлениях и используя помощь развитию (0,7% ВНД) для укрепления своего политического влияния.

Британия выступает с резкой антироссийской риторикой, пытаясь поднять свой авторитет на международной арене, и подключает к противодействию мнимой российской угрозе партнеров по ЕС [12] и НАТО, а также международные организации, формируя имидж России как страны изгоя и в СБ ООН. Вероятно, политика Британии по отношению к России не изменится при любом консервативном правительстве. Улучшение российско-британских отношений возможно при лейбористском правительстве и при определенных условиях [13].

ГЕРМАНИЯ В ПОИСКЕ НОВЫХ ИДЕЙНЫХ УСТАНОВОК
Внутриполитические тенденции

В феврале 2018 г. во многом благодаря таланту А. Меркель достигать компромиссы в самых сложных ситуациях был согласован коалиционный договор между союзом ХДС/ХСС и СДПГ. После его одобрения базисом социал-демократов (молодёжное крыло было против) бундестаг по представлению федерального президента проголосовал за новое правительство. Соглашение в середине марта вступило в силу. При этом большинство христианских демократов остались недовольны существенными уступками, которые А. Меркель сделала своим партнёрам по партийному блоку (миграционные квоты) и социал-демократам (посты министров иностранных дел и финансов). В течение года возник ряд конфликтных ситуаций, которые могли привести к развалу Большой коалиции. В конце мая – начале июля министр внутренних дел по вопросам строительства и Родины, председатель ХСС Х. Зеехофер представил Генеральный план по миграции. Канцлер выразила принципиальное несогласие с пунктом 27, содержащим положение о немедленной высылке лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца в другой стране ЕС и пытающихся пересечь границу с Германией. С её точки зрения, это противоречило фундаментальным европейским ценностям и интересам стран-партнёров, принимающих у себя основной поток нелегалов. После долгих дебатов коалиционные партнёры достигли компромисса.

Оппозиционные партии воспользовались разладом между коалиционным партнёрами. Продолжая персональную критику А. Меркель за её ошибки в миграционной политике, допущенные в 2015 г., свободные демократы выразили готовность вернуться к обсуждению возможной Ямайской коалиции при условии, что она будет без нынешней федеральной канцлерин. Зелёные против такого варианта развития событий не стали выдвигать возражений.

В течение года рейтинг народных партий постоянно снижался (особенно СДПГ). Среди прочего это отразилось на минимальных показателях голосов, полученных ими на выборах в Баварии и Гессене в октябре 2018 г. Наоборот, рейтинг малых партий, в первую очередь, «Альтернативы для Германии», как на федеральном, так и региональном уровне возрастал. «АдГ» теперь представлена во всех земельных парламентах. Партия пытается стать «рукопожатной», нередко выступая с консервативными инициативами в ландтагах и бундестаге, которые «вынужденно» поддерживают другие фракции.

Кризис народных партий — союза ХДС/ХСС и СДПГ продолжится. Их руководство по-прежнему будет находиться в поиске новых идейных установок, будут активизироваться внутрипартийные дискуссии. Важная роль в этом принадлежит молодёжным организациям партий. Особенно критично настроены молодые социал-демократы. Завоевать прежнее доверие электората возможно только через кардинальное обновление руководства (нужны новые, при этом харизматичные лидеры) и поиск новых механизмов взаимодействия с различными группами избирателей.

В начале декабря 2018 г. пройдёт федеральный съезд ХДС, на котором изберут нового председателя партии. А. Меркель больше не будет занимать этот пост. В конце октября она заявила о том, что отказывается от этой должности. Более того, не будет больше выдвигать свою кандидатуру на пост федерального канцлера и принимать участие в выборах бундестаг. Решение во многом связано с необходимостью консолидации рядов партии и окончанию внутрипартийных дрязг. Высокая вероятность ухода с поста председателя существует у А. Налес (СДПГ). Х. Зеехофер (ХСС) в середине ноября уже принял такое решение

Основной вопрос 2019 г.: удастся ли А. Меркель сохранить Большую коалицию? Это будет зависеть и от итогов упомянутого партийного съезда ХДС (кто станет председателем, поддержат ли его участники решение канцлера быть главой правительства до 2021 г.), и от текущих событий следующего года. В любом случае А. Меркель сделает всё возможное для сохранения коалиции в течение текущего легислатурного периода. В этом заинтересованы и ХСС, и СДПГ. Однако в течение 2019 г. не исключены очередные конфликты внутри правительства, которые могут привести к переформатированию его партийного состава или внеочередным выборам.

Если не будет досрочных выборов в бундестаг (вероятность существенно выше нуля), то очередное волеизъявление избирателей произойдёт в сентябре 2021 г. Большой коалиции не будет. Основные шансы сформировать правительство остаются у ХДС/ХСС, партии «Зелёные / Союз-90» и СвДП. Федеральный парламент по-прежнему будет семипартийным, где основной оппозиционной силой может остаться «Альтернатива» (на сегодняшний день опережает в рейтинге социал-демократов). В последующие легислатурные периоды (с 2025 г.) возможно возникновение новых коалиционных вариантов. Появление новых этаблированных малых партий маловероятно. В любом случае это будут правительства, которые будут действовать в условиях компромиссных соглашений и роста популистских настроений избирателей. Это ограничит возможности проведения дальнейших социальных и экономических реформ, необходимость которых в среднесрочной перспективе в Германии сохранится.

Экономика
Основной задачей в 2018 г. было сохранение и повышение конкурентоспособности германского хозяйственно-политического, социально-экономического и культурно- исторического пространства (штандорта). В первую очередь, это относится к процессам цифровой трансформации экономики ФРГ – основного приоритета коалиционных правительств с 2013 г. Занимая первое место по инновационному потенциалу (количество зарегистрированных патентов и число научных публикаций) [1] , страна по-прежнему остаётся середнячком в его практической реализации, т.е. в инновационном развитии. [2] Одна из проблем – недостаточно развитая цифровая инфраструктура. Особых успехов в течение 2018 г. достигнуто не было. Эти задачи переходят на последующие шесть лет.

К основным приоритетам по-прежнему относится реформа сферы энергетики («энергетический поворот»). Сохраняется задача полного выхода из ядерной энергетики, сокращения доли электростанций, работающих на угле, увеличения доли возобновляемых источников энергии. Спрос на природный газ, в т.ч. российский, будет возрастать. Концепция энергетической трансформации будет постепенно терять поддержку электората. В последующие годы государство будет вынуждено несколько смягчить свои подходы, перенося центр тяжести на развитие сетевого хозяйства и внедрение цифровых технологий.

Прогнозы темпов роста ВВП к концу 2018 г. снизились с 2,2 до 1,6–1,8%. В 2019 г. ожидается примерно такой же прирост. [3] Очевидно, что до 2024 г. он вряд ли превысит двухпроцентную отметку [4]. Основная причина — снижение внешнего спроса, обусловленного усилением протекционистских тенденций в мировой торговле, ростом неуверенности немецких компаний в перспективах внешнеэкономических отношений с США и Китаем, а также непредсказуемостью Brexit. Из этого вытекает задача поддержания внутреннего спроса в последующие годы.

В 2018 г. достигнут очередной рекорд занятости (44,9 млн) и минимальной безработицы (2,35 млн), что наряду с высокой численностью мигрантов, получающих государственную поддержку, содействует высокому спросу домохозяйств. В 2019 г. эти уровни составят рекордные 45,2 млн и 2,24 млн. Не исключено, что, начиная с 2021 г., вследствие снижения мировой конъюнктуры и дальнейшего внедрения цифровых технологий эти показатели несколько ухудшатся. При этом расчёты экспертов свидетельствует о том, что вклад цифровизации в уменьшение числа рабочих мест будет минимальным. Продолжится проведение миграционной политики, построенной на принципе «пряника и кнута» («Fördern und fordern»). Лица, не получившие статуса беженцев или нарушающие законы, всё более активно будут высылаться из страны. Численность высылаемых будет возрастать (сейчас в среднем — это 25 тыс. в год). Остальные будут интегрироваться — для этого государство создало эффективную инфраструктуру по поддержке лиц, получивших статус беженцев, в т.ч. в сфере профессиональной подготовки.

Внешняя политика
Евросоюз

Определяющим вектором внешней политики ФРГ остаются страны Евросоюза и их ближайшее окружение. В последующие годы продолжится начатое в 2018 г. укрепление франко-германской оси как основы реформирования ЕС и совершенствования его механизмов. Реформы, во многом построенные на идеях европейских ценностей и солидарной ответственности, будут сталкиваться с сопротивлением отдельных стран и их групп, в первую очередь Вышеградской группы. Одним из препятствий является растущий правый популизм и евроскептицизм. О продолжении этой тенденции можно будет судить по итогам выборов в Европейский парламент в мае 2019 г. ХДС приложит все усилия для победы фракции Европейской народной партии и назначения на пост главы Еврокомиссии своего однопартийца Манфреда Вебера.

Германия — государство, стремящееся к солидарному решению миграционного кризиса — как с точки зрения защиты внешних границ ЕС, так и в контексте размещения граждан, подавших прошение на предоставление статуса беженца, на территории стран Евросоюза. Проблема таких мигрантов в последующие пять лет будет оставаться камнем преткновения в отношениях Берлина с другими европейскими столицами.

По-прежнему, самым сложным партнёром Германии есть и будет Польша. Без изменений в польском политическом руководстве, готового сделать всё, чтобы Польша заняла место Великобритании как основного евроскептика, какого-либо сближения в отношениях ожидать не следует. Нет ясности с Brexit. К концу 2018 г. появилось больше переменных, нежели постоянных величин в этом процессе. В любом случае Великобритания останется одним из основных внешнеполитических и внешнеэкономических партнёров Германии до 2024 г.

ФРГ продолжит укреплять PESCO, в основном через сотрудничество с Францией. Постепенно будет расти вероятность возникновения реально действующих европейских военно-политических структур (хотя многие российские эксперты не согласны с этим положением). Берлин, как и Париж, заинтересован в дальнейшем росте относительной внешне- и военно-политической самостоятельности и усилении международной ответственности ЕС (но в контексте трансатлантических обязательств ФРГ и Франции как основных европейских членов НАТО). Германия также продолжит свои усилия для получения статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.

США

Трансатлантический вектор Германии в 2018 г. находился под влиянием жёсткого курса президента Трампа на выполнение своих предвыборных обещаний и использования внешнеполитических инструментов для достижения целей внутренней политики, в т.ч. в контексте промежуточных ноябрьских выборов в американский конгресс. Берлин был разочарован введением в соответствии с Законом от 2 августа 2017 г. (CAATSA) в начале апреля 2018 г. санкций против России, носящих экстерриториальный характер, выходом США в мае из ядерной сделки с Ираном и возвратом к санкционному режиму с этой страной, затрагивающего интересы немецкого и европейского бизнеса, а также применением заградительных пошлин на европейские сталь и алюминий. Ещё более Берлин был разочарован в отказе Д. Трампа пойти навстречу личным просьбам А. Меркель и Э. Макрона в вопросе поиска компромиссных решений по указанным темам. Дополнительным разочарованием для Германии стал выход США из ДРСМД, в связи с чем резко выросли риски новой гонки вооружений, соответственно, увеличилась опасность возникновения военного конфликта на территории стран ЕС.

Очевидно, что в 2019 г. и в последующие годы ситуация не изменится. Американская администрация вошла во вкус в рамках реализации политики «Америка прежде всего». Германия и Франция, сохраняя верность принципам евроатлантической солидарности, как лидеры ЕС, не будут иметь каких-либо возможностей повлиять на модель поведения Соединённых Штатов.

Россия

В 2018 г. продолжился процесс улучшения российско-германского сотрудничества. Переломным моментом в отношениях после весны 2014 г. стала встреча В.В. Путина и А. Меркель 2 мая 2017 г. в Сочи. С этой даты рабочий диалог разделился на две части – формально-официальную (открытую) и неформально-доверительную (закрытую). Стороны чётко определили разделительные линии (Крым, Юго-Восток Украины, права человека, свобода прессы) и стали активно искать точки соприкосновения и пути решения существующих проблем. С мая по ноябрь в разных форматах состоялся ряд содержательных рабочих встреч на уровне лидеров и министров наших стран. Основными международными темами стали Сирия (определённые возможности сотрудничества в восстановлении гражданской инфраструктуры), Украина (попытки сдвинуть ситуацию на юго-востоке страны с мёртвой точки, в т.ч. через реализацию инициативы с миротворческой миссией ООН), Иран (сохранение ядерной сделки, сирийский конфликт), противодействие американским экстерриториальным санкциям (особенно в рамках реализации проекта «Северный поток – 2» Германия подтвердила свою готовность и дальше импортировать российские углеводороды и по мере возможностей защищать интересы своего бизнеса от санкционного давления США). Обсуждались вопросы хозяйственной кооперации, которая постепенно восстанавливается после кризисных годов (рост с 2017 г. взаимных поставок товаров и услуг, продолжение немецких прямых инвестиций, открытие новых производств в российских регионах, успехи в производственной кооперации и локализации, новые шансы и возможности для взаимодействия малого и среднего бизнеса, а также российских регионов с западными и восточными федеральными землями). Хорошие перспективы сохраняются для гуманитарного сотрудничества. В середине сентября в Берлине были подведены итоги перекрёстного Года муниципальных и региональных партнёрств. В ноябре должен быть дан старт совместному Году сотрудничества в научной и образовательной сфере. В Германии в 2019 г. будут проходить «Русские сезоны».

Германия стала основной страной ЕС, с которой Кремль в течение 2018 гг. достиг наиболее высокого уровня взаимопонимания. Это было важным достижением на фоне резко обострившихся с марта 2018 г. отношений России с коллективным Западом, когда из-за жёстких и необоснованных претензий / обвинений США и Великобритании фактически исчезли красные линии и уровень взаимного доверия оказался очень низким. Формально поддерживая позицию своих западных партнёров, Берлин сумел сохранить содержательный диалог с Москвой. Во многом это заслуга А. Меркель и её кабинета.

В случае сохранения коалиции во главе с федеральной канцлерин до 2021 г. эффективный рабочий диалог продолжится. Сохранятся попытки Польши, США, Великобритании помешать ему или перевести его в конфронтационное русло. Но это им не удастся. В его содержании увеличится доля международных компонентов — Берлин заинтересован в совместных с Москвой инициативах и их последующей имплементации на практике. После сентября 2021 г. возможно некоторое охлаждение отношений, связанное с позицией будущей правительственной команды, в которую войдут зелёные и свободные демократы. Оно будет кратковременным и в диалоге вновь возобладает конструктив, который продолжится до 2024 г. Как и раньше, важная роль будет принадлежать различным дискуссионным площадкам, активными участниками которых являются РСМД и Институт Европы РАН.

При любых вариантах развития событий ФРГ в последующие годы останется основным западным и европейским партнёром России — как во внешнеполитической сфере, так и в экономике, культурно-гуманитарной области и гражданском диалоге.

ФРАНЦИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА ЭММАНЮЭЛЯ МАКРОНА

Развитие экономики Франции, эволюция её внутренней и внешней политики в среднесрочной перспективе во многом зависят от результатов широкомасштабной программы реформ, к которым приступил нынешний президент Э. Макрон.

Речь идёт о разрыве с социально-экономической моделью, сложившейся во Франции после Второй мировой войны. Её особенностями были активная роль государства в перераспределении финансовых потоков (54% ВВП проходят через бюджет), жёсткой административной регламентации рыночных и трудовых отношений, весьма продвинутая, но убыточная перераспределительная система соцзащиты [1] .

Если в первые послевоенные десятилетия эта неокейнсианская модель оправдывала себя, то ныне она, по убеждению большинства представителей французского бизнес-сообщества («патроната»), не отвечает реалиям глобализированного мира XXI в. Признаками этого служат низкие темпы роста (1,7% в 2018 г.), хронические дефициты бюджета (81,3 млрд евро — 2,8% ВВП) и торгового баланса, разбухание госдолга (98,6% ВВП), утечка капиталов и производств за рубеж из-за высоких налогов, массовая безработица (9,1% работоспособного населения) [2] .

За полтора года пребывания Э. Макрона у власти назначенное им правительство Э. Филиппа провело через парламент 77 крупных законопроектов, на основе которых радикально пересмотрены трудовой кодекс, система начального, среднего и высшего образования, ужесточены меры по борьбе с коррупцией, терроризмом, правила предоставления убежища иммигрантам. На очереди коренные реформы госслужбы, пенсионного обеспечения, профобучения, страхования от безработицы.

Все эти радикальные преобразования стали возможными благодаря сочетанию двух факторов — дальнейшему укреплению властной вертикали режима Пятой республики, вершиной которой является президент, и смене её прежней партийно-политической системы.

В высших эшелонах власти заметно усилились позиции выходцев из чиновничества, деловых кругов и технократической элиты, образцами которых служат глава государства (бывший инспектор финансов, инвестиционный банкир, министр экономики) и состав правительства Э. Филиппа. Намеченная ревизия действующей Конституции 1958 г. ещё больше усиливает роль исполнительной власти за счёт законодательной, что было изначально заложено в режим Пятой республики её основателем генералом де Голлем 60 лет назад. Она предусматривает сокращение на треть числа депутатов и сенаторов, а также ограничение объёма их законотворческих функций.

На президентских и парламентских выборах 2017 г. обе умеренные системные партии — правые республиканцы и левые социалисты, сменявшиеся у власти на протяжении последних десятилетий, потерпели сокрушительное поражение, поставившее под вопрос их существование. Тем самым с политической арены сметены сразу три поколения традиционной политической элиты, дискредитированной застоем экономики и коррупционными скандалами.

В результате прежняя биполярная партийная система сменилась безраздельной гегемонией новой центристской («и левой и правой») партии «Вперёд, Республика!», созданной Э. Макроном в ходе предвыборной кампании 2016–2017 гг. Она получила абсолютное большинство в нижней палате парламента — Национальном собрании — 313 мест, а с примкнувшими центристами партии «Современная демократия» — МОДЕМ и перебежчиками из оппозиций слева и справа — 350–360 из 577 мест. Не имея ни политического опыта, ни прочных позиций на местах они дисциплинированно поддерживают правительство и президента, которому обязаны своим избранием.

На первый взгляд может казаться, что позициям Э. Макрона и продолжению начатых им реформ до следующих президентских и парламентских выборов 2022 г. ничто не угрожает. Оппозиция со стороны популистских движений на крайних флангах политического спектра — левацкая «Непокорённая Франция» Ж.-Л. Меланшона и ультраправая «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт») М. Ле Пен, которых, согласно данным опросов, поддерживают 10–11% и 25–30% протестного электората соответственно, — глубоко расколота, что заведомо исключает их тактическую коалицию по образцу Италии. В то же время остатки бывших системных партий (республиканцев и особенно социалистов) ещё далеко не оправились от разгрома и остаются, по сути дела, вне игры.

Тем не менее устойчивость нынешней системы не следует преувеличивать. Надежды президента на улучшение конъюнктуры на мировых рынках пока не оправдались, в связи с чем результаты проведённых реформ внутри страны заставляют себя ждать. Основные макроэкономические показатели Франции в 2018 г. (темпы роста, дефициты, госдолг, безработица) остаются пока без заметных изменений к лучшему.

Между тем выгоды от проведённых реформ и их цена распределены явно неравномерно. Наибольшие преимущества от пересмотра фискальной политики (отмена налога на крупные состояния, снижение налога на прибыль на 20 млрд евро и т.д.) и кодекса законов о труде, существенно урезавшего права профсоюзов, получили предприниматели, а также менеджеры высшего и среднего звена, лица свободных профессий, интеллигенция крупных городских центров, которые успешно вписались в процессы глобализации и европейской интеграции. Именно у этих привилегированных категорий (верхний слой среднего класса), составляющих «ядерный» электорат президентской партии «Вперёд, Республика!» (24% избирателей первого тура президентских выборов 2017 г.) находит наибольшее понимание и поддержку его постмодернистский, либерал-глобалистский дискурс.

В то же время неизбежные издержки разрыва с прежней моделью на фоне низких темпов роста экономики приходится уже сейчас нести многочисленным социально уязвимым слоям населения — пенсионерам, рабочим, фермерам, рядовым госслужащим, студенчеству, особенно в небольших городах и сельской местности депрессивных регионов Северо-Востока, Юго-Востока, Центрального массива, переживающих глубокую структурную ломку уходящих в прошлое традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

До недавнего времени попытки недовольных выразить протест традиционными для Франции формами «прямого действия» — стачками и массовыми уличными демонстрациями — не получали широкого размаха с учётом массовой безработицы и раскола профдвижения на радикалов и реформистов. Однако теперь положение меняется: 17 ноября 2018 улицы и дороги Франции были перекрыты 382 тыс. активистов в желтых жилетах, выступающих против повышения цен на бензин и дизельное топливо. Это стихийное движение не было организованно какой-либо партией или профсоюзом и продолжалось следующие дни. К нему присоединились студенты, лицеисты, водители автотранспорта скорой помощи, медсестры и другой персонал системы здравоохранения. Ссылки властей на необходимость принятых мер по соображениям экологии не возымели действия.

Каждую следующую субботу движение «желтых жилетов» приобретало все больший размах, перерастая в общенациональный социально-политический кризис. В ряды демонстрантов проникли экстремисты ультраправого и левацкого толка, а также криминальные элементы из неблагополучных предместий, которые громили объекты городской инфраструктуры, сооружали баррикады, жги автомашины, грабили магазины и рестораны. Силы правопорядка — полиция и жандармерия — с трудом сохраняли контроль над ситуацией. Число задержанных и раненых с обеих сторон превысило несколько сотен человек. Попытки правительства наладить диалог с протестующими не давали убедительных результатов. 10 декабря президент Э. Макрон выступил по телевидению с обращением к нации, обещав скорректировать средства достижения своих целей по модернизации страны с учетом ее социальных проблем.

Этот кризис был не случаен. Политическая стабильность «необонапартистской» вертикали власти подтачивается маргинализацией промежуточных звеньев между государством и обществом — выборными органами местного самоуправления. Муниципальные, департаментские региональные советы, мэры 36 тыс. больших и малых коммун не хотят мириться с выхолащиванием их полномочий и сокращением финансовых средств централизованной административной бюрократией. Выразителем их недовольства выступает верхняя палата парламента — Сенат, где президентская партия «Вперёд, Республика!» остаётся в меньшинстве [3].

То же относится и к сотням тысяч непартийных организаций гражданского общества — профессиональным, культурным, религиозным, экологическим, правозащитным и пр. Хотя при подготовке реформ власти пытаются снять с себя ответственность организацией диалога между социальными партнёрами, в частности, предпринимателями и профсоюзами, на деле последнее слово остаётся за правительством, которое опирается на «послушное» большинство депутатов в Национальном собрании.

Недовольство «низов» отражается в неуклонном падении рейтингов президента: если сразу после избрания Э. Макрона в мае 2017 г. доверие и поддержку ему выражали в ходе опросов 63% респондентов, то в октябре 2018 г. — уже всего 29%. Это заметно ниже, чем было в соответствующие периоды первых мандатов обоих его предшественников — Н. Саркози и Ф. Олланда, которым так и не удалось переизбраться на второй 5-летний срок.

Чувствительный ущерб имиджу Э. Макрона наносит и свойственная молодому амбициозному главе государства излишне самоуверенная, высокомерная манера держаться, которая принесла ему нелестное прозвище «президента богатых». Он сам вынужден признать, что не смог преодолеть недоверие граждан к власть имущим.

Симптомом сужения массовой поддержки режима и связанных с ним конфликтов в верхнем эшелоне власти стала вынужденная реорганизация кабинета Э. Филиппа, проведённая президентом в связи с демонстративным уходом в отставку двух ключевых министров — экологического транзита Н. Юло и внутренних дел Ж. Колона [4].

Причём последний занимал в окружении Э. Макрона особое место — он был первым из лидеров правившей тогда соцпартии, который активно поддержал никому не известного тогда кандидата в ходе президентской кампании 2017 г., и способствовал его победе. Непосредственным поводом для его ухода был громкий скандал в связи с незаконными действиями личного охранника президента А. Беналла, из-за которого министру пришлось оправдываться перед парламентской комиссией по расследованию.

Уход обоих вице-премьеров отражает кризис в отношениях президента с органами местного самоуправления и НПО — Ж. Колон был мэром Лиона и решил вернуться в родной город, а Н. Юло является своего рода иконой экологов.

Изменения в составе правительства остались ограниченными — 18 из 22 министров во главе с премьером остались на своих местах, 6 сменили посты и 8 назначены впервые. В обращении к нации президент заявил, что пересмотра политического курса не будет. Вместе с тем он был вынужден обещать больше считаться с органами местного самоуправления — смягчить «якобинскую» централизацию в пользу провинции, а в проект ревизии Конституции включено расширение полномочий консультативного Экономического, социального и экологического совета (ЭСЭС), где представлены основные организации гражданского общества.

Однако реализация этих обещаний зависит от их результатов — конкретных сдвигов в экономике, прежде всего роста покупательной способности населения и увеличения занятости. Если до мая – июня 2020 г., когда истекают президентский срок Э. Макрона и полномочия депутатов его парламентского большинства, ощутимых изменений к лучшему в экономике не произойдёт, то продление их мандатов на следующий 5-летний срок окажется под вопросом [5] .

Характерной чертой стратегии и стиля Э. Макрона является стремление вписать свою реформаторскую программу в широкий международный контекст с тем, чтобы оправдать в глазах граждан необходимость трудных, порой болезненных преобразований жёсткими требованиями внешнего мира. Вместе с тем он настаивает на универсальном измерении ценностей Великой французской революции 1789 г. — демократии и прав человека. Активная роль Франции в их защите подаётся как основание роли страны в качестве одной из немногих держав с глобальными интересами и ответственностью, особенно перед лицом глобальных вызовов современности (климат, миграция и т.д.).

Только за первый год пребывания в Елисейском дворце Э. Макрон совершил 46 зарубежных визитов, посетив 29 стран, не считая участия в международных конференциях. Не меньшее число иностранных гостей посетило Париж. Венцом этой активности стало проведение 11 – 13 ноября 2018 года в столице Франции торжественной церемонии по случаю 100-летия перемирия в Первой мировой войне и «Парижского Форума мира», в котором приняли участия главы государств и правительств около 60 стран, в том числе В. Путин и Д. Трамп.

Столь бурная активность принесла неоднозначные результаты. Социальный кризис ноября-декабря 2018 года серьезно отразился на международном имидже президента Э. Макрона, затруднив достижение поставленных им целей.

Своей главной международной задачей Э. Макрон провозглашает существенную перестройку Евросоюза. Речь идёт о том, чтобы укрепить его ядро — еврозону вокруг франко-германского тандема, создать в ней особую парламентскую ассамблею, принять крупный общий бюджет для инвестиций в технологии будущего, унифицировать бюджетную, налоговую, социальную политику под контролем общего министра финансов, наконец, укрепить оборонную идентичность ЕС с учётом Brexit и эволюции условий трансатлантического партнёрства с США.

Тем не менее реализация этой программы не выходит пока из стадии переговоров. С учётом серьёзных внутриполитических трудностей главного партнёра Э. Макрона — канцлера ФРГ А. Меркель — Берлин при любом составе новой правящей коалиции не спешит тратить средства на смягчение финансовых трудностей средиземноморских стран-должников, что в какой-то мере касается и самой Франции.

Между тем государства Вышеградской группы, прежде всего Венгрия и Польша, категорически возражают против совместного с членами ЕС решения проблемы беженцев и иммигрантов. Приход к власти в этих странах, а также в Австрии и Италии национал-популистских евроскептиков, рост их влияния в Германии и даже самой Франции серьёзно ухудшают шансы партии Э. Макрона на выборах в Европарламент в мае 2019 г.

Противоречиво выглядят и позиции Франции в традиционной сфере её интересов — на Большом Востоке, в Средиземноморье и Африке. Несмотря на относительный успех военной акции против исламистов в Мали ей не удаётся играть самостоятельную роль в поисках выхода из затяжных гражданских войн в Сирии, Ираке, Ливии.

В том, что касается Сирии, Э. Макрон упорно стремится найти компромисс между Астанинской группой (РФ, Иран, Турция) и т.н. «малой группой» — США, Великобританией, Германией, Саудовской Аравией и т.д. в поисках политического решения через конституционный комитет в Женеве под эгидой ООН. Однако его шансы на успех ограничиваются тем, что Париж выступает лишь как один из участников американо-саудовской коалиции. Между тем одностороннее равнение на Эр-Риад, скрепленное обменом нефти на вооружение, существенно ограничивает маневренные возможности французской дипломатии в глубоко расколотом мусульманском мире (конфликты суннитов — шиитов, Израиля и Палестины), особенно в отношениях с Ираном. Это стало особенно очевидным на фоне скандала в связи с убийством саудовскими спецслужбами оппозиционного журналиста Д. Хашикджи.

Наконец, притязания Э. Макрона на то, чтобы представлять общие интересы ЕС в диалоге с ведущими державами многополярного мира — США, Россией, Китаем, более того, выступать между ними в роли своего рода посредника, приносят неоднозначные результаты. Несмотря на личный контакт французского президента с Д. Трампом, ему не удалось добиться от Вашингтона приемлемого компромисса по какому-либо из спорных вопросов (выход США из соглашения по климату, иранскому досье, протекционизму в торговле и т.д.).

Выводы
Социальный кризис конца 2018 года, безусловно, отразится на возможностях Франции продвигать свои инициативы на международной арене. Тем не менее в ближайшей перспективе (2019 г.) не исключена возможность некоторых позитивных подвижек Франции в поисках компромиссных решений. На фоне Brexit, политического кризиса в ФРГ и неопределённости перспектив администрации Д. Трампа после выборов 6 ноября 2018 г. Э. Макрон в принципе мог бы активизировать свои инициативы.

До 2024 г. российско-французский диалог ожидают определённые проверки на прочность, прежде всего, в связи с выборами в Европарламент (май 2019 г.) — Париж упрекает Россию в поддержке евроскептиков. Обвиняя РФ в кибервмешательстве в евровыборы, Э. Макрон пытался подорвать шансы своих противников-евроскептиков в Восточной Европе, Италии, Австрии, а главное — в самой Франции. Между тем шансы на поиски компромисса с Парижем по украинской проблематике и санкционной политике минимизируются тем, что в «Нормандском формате» основную роль во франко-германском тандеме всегда играл Берлин. Другим раздражающим моментом может стать настороженная позиция Парижа перед лицом активизации РФ в Африке (Египет, Ливия, ЦАР).

Тем не менее в целом позитивный потенциал для развития наших отношений с Францией, безусловно, сохраняется вне зависимости от продления Э. Макроном его мандата на следующие пять лет после 2022 г. и неизбежных колебаний, как в двустороннем сотрудничестве, так и во взаимодействии с другими странами.

Ссылка

0

506

На Украине предложили США арендовать участок берега для обхода конвенции Монтрё!

На Украине обсуждается инициатива по размещению кораблей военно-морских сил США в акватории Чёрного моря на постоянной основе. Инициатива формально исходит от так называемых активистов, открыто заявляющих, что главным препятствием является конвенция Монтрё, и что это препятствие «необходимо преодолеть».

Напомним, что конвенция Монтрё ограничивает по водоизмещению и по времени корабли нечерноморских государств в плане их пребывания в акватории Чёрного моря.

Несколько дней назад на странице Роланда Макиани (Roland Mikiani) в Фейсбук появилась заметка с предложением, как именно обойти конвенцию Монтрё для размещения американских кораблей в Чёрном море на постоянной основе. Эту заметку быстро разнесли по украинскому сегменту соцсетей журналисты украинских СМИ. Что же конкретно предлагается?

Из заметки указанного автора, публикующего посты о Грузии и Украине в ключе тем о «российской оккупации»:

Свернутый текст

Украина отдаёт в аренду США 10 кв. км на побережье (Чёрного моря), аренда осуществляется на правах экстерриториальности. Фактически это означает, что США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме.

При этом добавляется, что это своеобразный вариант базы США в Гуантанамо, когда на территории Кубы остаётся участок земли, где действуют американские законы.

Смысл в том, что США, (гипотетически) арендуя участок украинского берега, "превращается" в причерноморскую державу. Это по мнению активистов.

Макиани:

Территория становится на период такой специальной аренды территорией США, а значит США становятся государством черноморского бассейна, а значит Конвенция Мотре касательно США идёт лесом.

https://i.imgur.com/jKMbhGr.jpg

Другими словам, «активисты» уже открыто предлагают фактически торговый вариант со своей территорией, лишь бы привлечь большее число американских военных. Украинские журналисты, распространившие предложение по сети, уже обращаются к юристам с вопросом о возможности такого рода сделки с США.

Примечательно, что инициативу поддержало немалое число украинских пользователей Фейсбука, заявив, что готовы даже «профинансировать аренду американцами такой приморской делянки».

https://i.imgur.com/tyZc2bu.jpg

Как мне помниться,Свинолэнд лишился Крыма,как раз в момент предыдущей попытки аренды полуострова пиндосами для создания военной базы.Чего шумеры лишатся теперь?Боже-вразуми идиотов!

https://i.imgur.com/UplxV3y.jpg

Ссылка

0

507

США защищать Прибалтику не будут

Новые откровения от НАТО обернулись полным крахом прибалтийских иллюзий.

Даже взятая вместе Прибалтика является регионом маленьким и от больших торных путей, как выяснилось, далеким. Это во времена отделения от грозной глыбы Советского Союза к ней было приковано внимание "всего цивилизованного мира", но с тех пор минуло уже четверть века и времена настали другие. В них отдельные балтийские страны на политической арене часто вообще не различимы. Литву часто путают с Латвией, а ту - вообще с Эстонией.

Чтобы как-то нивелировать проблему масштаба, "прибалтийские тигры" активно пытаются компенсировать падение значимости громкими названиями в медийном пространстве. Прибалтика, мол, очень важна, потому что является ключевым элементом целого Восточного партнерства, как важной переходной формации для желающих вступить в НАТО. Она же является буквально Восточным валом вместе с "украинской стеной" защищающими Западную Цивилизацию от российской военной экспансии.

Сами прибалты в военном отношении могут, конечно, весьма немного, однако долгое время их правящие элиты пребывали в убеждении, что "Запад им поможет". Ага, непременно. Прямо сейчас…

Свернутый текст

Стоит русским танкам вторгнуться, как рано или поздно из-за холмов прискачет звездно-полосатая "кавалерия" и всех спасет. Потому что США в мире однозначный гегемон, а страны Прибалтики являются главными его друзьями и стратегическими партнерами в трудном деле сдерживания агрессивных поползновений "русского медведя".

Тем неприятней и неожиданней для прибалтийских элит оказались итоги ключевого политического мероприятия, на протяжении дюжины последних лет служившего одним из ключевых подтверждений нерушимости западной дружбы.

В литовском городе Тракай каждый год в январе проводится так называемая "Снежная встреча" (Snow Meeting), обставленная с максимально возможной помпой и предельной знаковостью. Выбор места обусловлен историческим значением Тракая, как древней столицы Княжества Литовского. Там расположен замок литовских князей, считавшийся одним из самых неприступных в Восточной Европе.

Состав участников мероприятия был должен подчеркивать сохранение значимости Литвы для Европы и всего западного мира. Представители различных ведущих мировых неправительственных организаций, министры иностранных государств, командующие армейскими структурами НАТО, официальные лица Европы и США, а также главкомы американских военных сил в Европе, общим числом не менее полусотни человек.

Как водится, никакого официального статуса этот саммит не имеет. Его участники, наоборот, подчеркивали чуть ли не частный характер визитов, однако это всех более чем устраивало. Отсутствие четких обязательств позволяло трактовать происходящее в самых широких рамках. Особенно литовским политикам и государственным лицам. Те и другие могли не особо выбирать формулировки заявлений, как по ходу самих встреч, так и в последующих трактовках их результатов. Одни широко раздавали самые разнообразные обещания и знаки одобрения действий местных властей, другие значительно смотрели на окружающих свысока, мол, видите, "Америка с нами".

И тут вдруг, совершенно неожиданно, на встрече 10 января 2019 года, пользуясь традиционно свободной неформальной атмосферой, бывший главнокомандующий американскими войсками в Европе генерал Бен Хожерс прямо заявил, что защищать Литву (и всю Прибалтику) от России американская армия не будет. Вообще. Нет, от сохранения дружбы и всякого там сотрудничества никто не отказывается, однако в перспективе ближайшего десятилетия, а, вероятно, даже раньше, Америке, мол, предстоит большая война с Китаем, потребующая максимального напряжения сил и средств.

Параллельно с ней вести еще такую же по степени сложности войну с Россией Соединенные Штаты не в состоянии. Так что, дорогие производители шпрот, мысленно мы с вами, в нашей душевной поддержке вы можете не сомневаться, однако противостоять России дальше Литва может самостоятельно.

Может показаться, что это недалекий косноязычный генерал просто неудачно выразился. Водить полки по скошенным полям и выступать на дипломатических раутах – две очень большие разницы. Однако тут следует учесть, что на протяжении всей истории проведения "Снежных встреч" мероприятие являлось концентрированным сборищем ярко выраженных русофобов всех мастей.

Несколько неудачно генерал выразиться, конечно, мог, но было бы крайне наивно думать, что содержание выступлений на всех подобных мероприятиях предварительно не согласовываются и утверждаются в Белом доме или Государственном департаменте. Особенно учитывая маниакальное стремление контроля политических властей США за полной политической нейтральностью их генералов. Так что если бывший главком войск США в Европе позволил себе подобный пассаж, значит, его направленность прямо отражает политическую позицию американского государства.

Произошедшее, безусловно, не означает какого бы то ни было кардинального изменения американской внешнеполитической линии по отношению к России. Мы были, есть и всегда будем одним из ключевых геополитических противников. Хотя бы потому, что являемся единственной в мире страной, технически способной физически уничтожить американское государство в течении нескольких часов. Но расширение НАТО закончилось. Более того, Вашингтон уже рассматривает перспективу отказа от Блока, если его участники не будут платить ему повышенную дань. Прибалтийские лимитрофы этого еще пока не поняли. Вот им и пришлось, так сказать, объяснить прямым текстом «по-дружески».

А что это предопределяет полное крушение всей прибалтийской "западной мечты", то когда это подобные мелочи американцев хоть сколько-нибудь волновали?

Ссылка

0

508

Чубайс назвал Россию бедной расточительной страной....пи...пи...пи...пи...пи...пи... http://se.uploads.ru/bHaLp.gif

Руководитель «Роснано» рассказал о двух болезненных способах повысить энергоэффективность экономики.

Россия является одной из самых расточительных стран мира с точки зрения эффективности использования энергии, но решить эту проблему сложно из-за плохой экономической динамики и бедности страны, сказал сегодня председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс на Гайдаровском форуме.

Россия является одной из самых энергорасточительных стран в мире. Но поскольку экономический рост у нас не очень наблюдается, то роста энергоэффективности нет, с 2014 года стагнация. Мир продолжает наращивать энергоэффективность, а мы продолжаем оставаться в том же месте.
Анатолий Чубайс
председатель правления УК «Роснано»

По его убеждению, в таких условиях есть два способа повышения энергоэффективности, оба — «крайне болезненных».

Свернутый текст

Во-первых, стоит сбалансировать цены на электроэнергию в России, которые вдвое ниже среднемировых, убежден Чубайс. По его словам, такая дешевая энергия в России из-за начатой им реформы электроэнергетики и девальвации рубля.

Низкая цена на электроэнергию равна энергорасточительности. Следует ли из этого, что нам надо повысить цену на электроэнергию? Россия — страна бедная, и сплеча, сходу решить задачу повышения цены — неправильно. Правильно создавать ситуацию, при которой богатые платят больше, а бедные остаются на том же уровне.
Анатолий Чубайс
председатель правления УК «Роснано»

Именно в этом смысл введения социальных норм потребления электроэнергии, напомнил руководитель Роснано.

«Второй способ повышения энергоэффективности тоже небезболезненный. Он называется просто — запреты. Существует ряд решений, основанных на лобовых запретах в соответствии с лучшими мировыми практиками», — заключил Чубайс.

Чубайс неоднократно говорил, что электроэнергия в России слишком дешевая, что подрывает стимул к энергоэффективности, тормозит развитие обрабатывающей промышленности, особенно энергетического машиностроения. По его оценке, из-за дешевизны газа российская электроэнергетика продолжает «бессмысленно сжигать ежегодно 50−60 млрд куб. м, а это объем потребления небольшой европейской страны». В этих условиях в России не исключен энергетический кризис из-за того, что рост спроса на электроэнергию будет превышать возможности роста мощностей, говорил он в интервью «Российской газете».

Ссылка

0

509

Путин поручил полностью расселить пострадавший дом в Магнитогорске

Президент России Владимир Путин поручил губернатору Челябинской области Борису Дубровскому полностью расселить частично обрушившийся в результате взрыва газа дом в Магнитогорске.

«Несмотря на то, что экспертиза показали, что жить там можно, я людей понимаю. Дом должен быть полностью расселён с предоставлением людям жилья в самые короткие сроки», — заявил Путин в ходе совещание с членами правительства.

Встреча началась с обсуждения трагедий при взрывах газа в жилых домах в Магнитогорске и Шахтах.

Источник: Ссылка

0

510

https://i.imgur.com/Lh6oJhQ.jpg

Свернутый текст

https://i.imgur.com/2lkAFTL.jpg
https://i.imgur.com/4KZMnvU.jpg

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 172 + 18