В предыдущем материале на эту тему были описаны природные условия Арктики, трудности навигации по ней, сложности ледовой и метеорологической обстановки. Они объективны, с ними столкнётся любой транзитёр на Северном морском пути, будь там Россия или не будь её. Но именно её наличие и позволяет проходящим по СМП судам рассчитывать на относительно надёжный проход – ибо именно русская администрация Севморпути может обеспечить корабли правильной информацией по навигационной, ледовой, метеорологической, гидрографической обстановке, разместит, где нужно, навигационные знаки, выделит ледоколы.
Это всё стоит денег, да, но без этого…
«А без этого – проход на свой страх и риск, — рассказал один из высокопоставленных источников в морской транспортной отрасли России, имеющий отношение и к северным проводкам. – В принципе, американцы могут пройти, пожалуйста, но — тогда мы не несём ни за что ответственность. А поскольку у них практически нет судов ледового класса, то они будут очень сильно рисковать. Особенно в восточной части Севморпути. Думаю, они это прекрасно понимают. Поэтому даже и пытаться не будут, несмотря на дерзкие заявления.»
Тут надо напомнить, чего такого дерзкого восхотели американцы. Согласно сообщению издания The Wall Street Journal, этим летом некий американский корабль совершит проход по Севморпути, не испрашивая разрешения у русских. Потому что американцам не нравится, что Россия применяет здесь разрешительную практику для прохода судов, считая СМП «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации». Ключевое слово – «национальной». США же выступают с тех позиций, что это – важный международный транспортный путь, где должны действовать интернациональные, а не национальные нормы. Вроде черноморских или балтийских проливов или же пролива Ла-Манш. И ещё – чтобы денег за проход не брали.
Подобные претензии американцы имеют и к канадцам, требуя от тех признать экстерриториальный статус Северо-Западного прохода. Там, правда, в отличие от русской Арктики, глобальное потепление особого результата не принесло – там по-прежнему круглогодично царит многолетний паковый лёд, который не всегда возможно пробить даже русским атомным ледоколом. Но американцы изображают это делом принципа.
Вот только будучи не в силах выйти за грань парадигм национального шоу вместо национального сознания, они, похоже, искренне полагают, что противник и в самом деле будет играть с ними в реслинг. А не ответит настоящим боем без правил…
Строго говоря, имеют право
Однако и для России не всё так просто с юридической ситуацией вокруг Северного морского пути.
Сегодня – да, проход судов по акватории СМП осуществляется, как это формулируется, на разрешительной и возмездной основе. А акватория определена хорошо – в общем, практически до постоянных льдов на самом севере. Не обойти. И пока не очень зависящее от этого маршрута международное морское торговое сообщество терпит эту самую разрешительную и возмездную практику, тем более что реально противопоставить ей ничего не может. Ибо русские, как сказано в предыдущем материале, могут просто сесть на бережку и делать ставки, как далеко пройдёт по затянутому льдом мелководью судно, не обеспеченное навигационной информацией.
Но недовольство, надо сказать, высказывают даже китайцы, выступая в том смысле, что СМП является международной транспортной магистралью, а потому там не распространяется особый режим использования СМП на проход коммерческих судов. Хотя… Почему только китайцы? Откровенно говоря, недовольство лихими ценами за ледовую проводку, а также ностальгически-советским бюрократическим «профессионализмом» администрации (теперь уже можно сказать – прежней) Севморпути высказывают и русские судовладельцы. Скажем, когда 5-8 суток тратятся на ожидание ледокола, то неважно, что его задержало, ледовая обстановка или бумажная тягомотина, — убытки-то всё равно твои.
И в этом смысле у американцев определённые моральные основания для биения себя пяткой в грудь имеются. Как имеются и заинтересованные в их успехе зрители.
А Россия? А у России вовсе не всё гладко на правовом ринге.
«Часть трассы Северного морского пути проходит в наших территориальных водах, но часть — в экономической зоне, где, в общем-то, существует право на свободное судоходство, — признаёт специалист из морского ведомства. – Более того, они могут зайти даже в территориальные воды. Есть Конвенция ООН по морскому судоходству, там записано право свободного мирного прохода. Конечно, много на эту тему есть и всякого рода условий. В том числе национальных. Есть, например, федеральный закон 155 «О внутренних морских водах, о территориальном море и прилежащей зоне». И есть постановление правительства 1102 от 1999 года. Но в принципе международным правом свободного прохода американцы воспользоваться могут.»
Весьма профессиональные разъяснения юридических аспектов движения по СМП содержатся в работе Грейть В.В. «Северный морской путь — территориальные воды России или международный транспортный путь?» (Молодой учёный, 2017 г.). Вот несколько важных положений, приведённых там.
Первое: если на участки СМП, находящиеся в территориальном море, распространяется суверенитет РФ, то на участках, проходящих через исключительную экономическую зону и континентальный шельф, у России нет права на ограничение прохода иностранных судов. Да и вообще нормы международного права прямо не закрепляют воды СМП за Россией, не приравнивают их в правовом статусе к территориальным водам. И, следовательно, Россия не имеет правовых оснований осуществлять контроль всей транспортной магистрали и не имеет формальных прав играть единственную роль в управлении СМП.
То есть фактически вся эта казуистика открывает лазейки и проходы к тому, чтобы на Северном морском пути появились иностранные операторы. А то и размещались бы в русских управляющих и навигационных центрах. Надо полагать, не одну медаль Конгресса получили бы те, кто на строго юридических основаниях международного права разместил бы своих «метеорологов» и «гидрографов» на выходе из Мурманского порта. Где-нибудь в Североморске или Полярном. Тем более что и без того существуют трения между управлением коммерческого порта и военными, которые нередко по своим соображениям перекрывают выход из Кольского залива…
Право бьётся только правом. Но право рождается силой
В этой ситуации с развитием транзита по СМП – которого, кстати, чает и жаждет сама Россия – эта правовая коллизия будет всё больше жать и жечь. И рано или поздно мировое сообщество коммерческого мореплавания своего контроля над СМП добьётся. И тот американский кораблик, что (если) осмелится сунуться на Севморпуть летом, можно будет тихо притопить и сказать, что его кит загрыз. Но против всего морского права, под корнями дерева которого пенится многовековая кровь, вооружённой силой не пойдёшь.
Однако сила тоже рождает право. А на Северном морском пути сила пока у России. И не только, что важно, вооружённая.
Какие правовые возможности, подтверждаемые силой, есть сегодня у России, чтобы закрепить своё исключительное право на акваторию СМП?
Первое, что необходимо будет сделать для обеспечения почвы для серьёзного разговора на эту тему вообще, — ни при каких обстоятельствах не пропустить американский пароход по Северному морскому пути, говорят специалисты. Вряд ли американцы решатся на такой проход.
«Им ведь не надо терять лицо, правильно? – считает наш собеседник в морском ведомстве. — Но риск этого слишком высок. У них нет боевого флота ледового класса. Значит, им придётся как минимум ледокольную проводку осуществлять. А у них нечем это делать! Надо кого-то привлекать, а кто там владеет ледоколами, кроме русских?»
Вообще, да, это была бы сверхнаглость – попросить у русских ледокол, чтобы тот помог обеспечить свободу судоходства на Северном морском пути! Ну да, это из правил реслинга – но в России это шоу как-то не привилось…
Но если американцы всё же решатся на свой страх и риск лавировать между льдинами в тёплое время года, то в этом случае Россия – ничего личного, просто в собственных интересах! – обязана будет воспретить и такой проход по СМП. Тем более что прецедент уже был: в 1964 году советские власти уже задерживали здесь аж два военных корабля США. И ничего – стороны лишь обменялись нотами, в которых высказали те же аргументы, что повторяются сегодня. Из одних уст прозвучало, что СМП проходит через внутренние воды СССР, а потому иностранные суда обязаны согласовывать свой проход по ним с властями СССР. Другие уста брызгались слюной и кричали, что СМП есть международный транспортный путь, а потому на него не распространяется суверенитет какой-либо страны.
И хотя СССР был тогда, что бы ни кричали новоявленные советские романтики, в разы слабее нынешней России в военном отношении, и ядерного паритета тогда с США далеко не существовало, американцы на дальнейшее обострение не пошли. Сегодня не пойдут тем более.
Тем не менее, хоть право и рождается силой, но бьётся только правом. Потому после отражения нынешнего реслингового броска штатовцев необходимо будет привести международному сообществу внятные правовые основания для сохранения исключительного национального контроля России над Севморпутём. А таковые имеются.
Во-первых, это, конечно, то обстоятельство, что часть СМП круглогодично проходит по территориальным водам России. И если уж дойдёт до принципа на принцип, то никакой закон не заставит нас пропускать кого бы то ни было через собственные территории. Ползите по льду, ребята. Или подо льдом. А здесь вам хода нет.
Но это невыгодно – Севморпуть нужен нам для зарабатывания денег. Значит, до столкновения принципов дело лучше не доводить. И тут нам помогает арктический статус акватории СМП. Потому что неарктическое государство не имеет права осуществлять свою деятельность в регионе без согласия прибрежного арктического государства. Это означает, что Россия просто вновь садится на берегу – не позволяет швартоваться в своих портах, не предоставляет навигационные услуги, услуги связи, не выручает, в случае чего, ледоколами и так далее. А если возникнет нужда в спасательной операции, то выставляет такие счета, что дешевле утопиться. Это, конечно, экстремум, но только для того, чтобы подчеркнуть сухой остаток: в таком регионе, как Арктика, с прибрежным государством лучше сотрудничать, чем конфронтировать.
Дальше за нас – экология. Как арктическое государство Россия, согласно международным обязательствам, обязана хранить хрупкую природу Арктики. Бесконтрольное судоходство по СМП – очевидный экологически вредный фактор и потенциально катастрофный сценарий. Да даже и без оного – просто некое судно сбрасывает балластные воды в здешней акватории, а в них – всякая мелкая фауна из сторонних морских регионов. Или лютая грязь европейских морей. Кроме того, есть такая статья 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая позволяет прибрежным государствам применять для обеспечения экологической безопасности национальные законы в тех районах, которые подвержены покрытию льдами – правда, в границах исключительной экономической зоны, но и этого достаточно.
И это если не говорить о специально охраняемых зонах Большого Арктического заповедника. А он в восточной части Карского моря есть, и в нём введён особый режим плавания. Ау, кто тут против сбережения природы? Кто будет возражать против организации китового заповедника вокруг острова Врангеля, какого-нибудь ещё – в море Лаптевых и особого экологического режима биосферного полигона-заповедника в хрупком биоценозе Восточно-Сибирского моря?
Наконец, особые права России на акваторию СМП могут обеспечивать такие, на первый взгляд, шаткие основания, как права первооткрытия. Здесь вообще можно кивать на «Доктрину открытия» Верховного суда США от 1853 года. По ней Россия не только атаки на СМП отбить может, но, пожалуй, и права на Аляску восстановить.
Одна беда – со всем этим надо работать. Теребить юристов, законоведов, дипломатов. Так, чтобы никакие грозные заявления американских реслеров в погонах не вызывали ничего, кроме здорового смеха.