Два десятка входящих в Лигу арабских государств решили, ни много ни мало, создать собственный Таможенный союз и Арабскую зону свободной торговли. Иными словами, что-то сильно похожее на Евросоюз. Разве что без общего парламента. Но с единой валютой. На саммите представители ОАЭ и Саудовской Аравии объявили о планах учреждения совместной криптовалюты. Якобы в целях укрепления стратегического партнерства, облегчения трансграничных платежей и развития технологий. В будущем ожидается ее превращение в общий платежный инструмент государств ЛАГ.
В довершении всего президент Ливана предложил создать Международный арабский фонд, из средств которого предполагалось бы осуществлять реконструкцию и развитие государств Лиги, а также восстановление стран региона (включая Сирию) после Арабской весны.
Планы выглядят, безусловно, могуче, и лет тридцать назад в них бы даже можно было поверить, но сегодня на дворе не 1989, а 2019 и внешние условия выглядят несколько иначе.
Во-первых, неспособность абсолютного большинства входящих в ЛАГ государств всерьез создавать устойчивые интеграционные структуры сегодня уже очевидна. Да и какая интеграция может вообще существовать между монархиями? Тем более, абсолютными, да еще и восточными! Грузоподъемность Боливара общеизвестна. Стало быть, объединение там рассматривается в единственной форме – подчинения лидеру, в качестве которого каждый из монархов видит исключительно себя.
Во-вторых, за исключением энергоносителей арабским странам торговать между собой практически нечем. Они говорят, что одной из задач "арабского евросоюза" должно стать повышение его внутреннего обеспечения продовольствием. Однако практически ничто из стран-членов стать "второй Францией" по объему производства сельхозпродукции не способен даже близко.
В-третьих, резко обострившиеся после визита Помпео разговоры арабских лидеров о срочной цифровизации местной экономики выглядят вообще откровенно комично. Относительный успех в собственной модернизации наблюдается только у Арабских Эмиратов. Но там процесс был начат больше двух десятков лет назад и велся по традиционным канонам реального развития настоящего внутреннего производства, опирающегося на удачную в тот момент международную конъюнктуру и стремление транснациональных корпораций из стран первого мира найти "аналог Китая", только гораздо ближе к Европе.
И даже там удалось сделать далеко не все из задуманного. Особенно сложно оказалось с отказом от местной психологии, плохо совместимой с западными стандартами промышленного труда на конвейерных линиях. Из-за чего модернизация получилась частичной. Морской контейнерный терминал сделали. Кое-какие простые производства к себе затянули. Правда, работают там не арабы, а привлекаемые из-за рубежа по контракту "остарбайтеры". Положение в остальных странах еще хуже. Примером тому служит саудовский план Saudi Vision 2030, неимоверно амбициозный снаружи, но весьма нереальный внутри.
Зато на бумаге заявленные цели выглядят очень современно, даже футуристично, величественно и в рамках современной моды на цифровизацию всего, включая туалетную бумагу. А как оно там стыкуется с реальностью – дело девяносто девятое. Главное быть похожими на тенденции первого мира. И как говорит Помпео, всем будет хорошо.
Правда есть основания полагать, что внешнее почтение и готовность быть максимально похожим на большого белого сахиба, арабы еще демонстрируют, но явную позорность процесса уже тихой сапой осознают. Однако и отказать белому господину прямо и открыто все еще не могут. Пока существует перспектива что-то существенное поиметь или, скажем, потерять в случае начальственного гнева, арабская хитрость рекомендует своеволие сильно публично не демонстрировать.
И лидеры входящих в Лигу стран нашли изящный способ усидеть на двух стульях. Предполагалось, что встреча в Бейруте станет крупнейшей и важнейшей за последнее десятилетие. Должна была стать, но не стала. Из лидеров двух десятков государств первые лица приехали лишь в составе президента Мавритании и монарх Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани.
Прочие 18 стран прислали лишь министров иностранных дел. Даже Коморы и Джибути, для которых сам факт присутствия на ЛАГ уже праздник, его проигнорировали. На этом фоне анонсированные планы по созданию арабской зоны свободной торговли по аналогии с американской и европейской выглядят особенно рельефно.
Вот теперь самое время задуматься, а так ли проиграла Сирия от того, что "ее на саммит в Бейрут не позвали"? Толкаться плечами ради получения контрактов на ее восстановление все эти "товарищи" все равно будут. В мире осталось не так много доходных полян. В остальном же зачем Башару Асаду эти игры в карго-культ?