Чтобы лучше понять, чем является новая Атлантическая хартия, давайте кратко вспомним о первой и её судьбе, не забывая о символическом характере этого документа и обстоятельствах его появления. Эта хартия появилась 14 августа 1941 года в ходе секретного британо-американского саммита у берегов Ньюфаундленда на борту линкора «Принц Уэльский», новейшего британского корабля, потопленного японцами 10 декабря того же года, и американского тяжёлого крейсера «Аугуста». Она была подписана премьер-министром Уинстоном Черчиллем и президентом Франклином Рузвельтом. Несмотря на то что Америка ещё не вступила в войну, Англия – терпела поражения, а Германия казалась непобедимой, оба политика не сомневались в грядущей победе и договорились о будущем англосаксонском диктате в мире под видом установления «демократии» в международных отношениях. Из восьми пунктов хартии был полностью выполнен только первый: отказ от территориальных претензий со стороны США и Британии. И удалось это только потому, что в Лондоне и Вашингтоне решили отказаться от колониализма старого типа. Эксплуатировать и держать в подчинении остальной мир можно было куда более современными средствами: финансовыми, методами спецслужб, «правами человека», «управляемой демократией» и проч.
Все остальные пункты хартии – отказ от поддержки территориальных изменений, которые не находятся в «согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов»; восстановление «суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём»; свободный доступ всех стран, великих или малых, к мировой торговле и сырьевым ресурсам; глобальное экономическое сотрудничество; повышение благосостояния, свобода от нужды и страха, морского судоходства; разоружение после войны – по сути, так и не были выполнены. От своего диктата, ради которого были организованы обе мировые войны, англосаксонский мир добровольно отказываться не желал. Но нет ничего вечного под Луной.
Атлантическая хартия 2:0
И вот спустя более 70 лет Запад «родил» новую Атлантическую хартию, представляющую из себя, как мы увидим в дальнейшем, карикатуру на старую. И в том, что касается подписантов этого симулякра – современной западной политической серости с приставкой «экс», и в том, что касается её содержания.
Воздав должное Черчиллю и Рузвельту, которые дали своё видение «открытого, справедливого и стабильного послевоенного мира» и заложили основу «либерального международного порядка», документ констатирует, что сегодня «мировой порядок подвергается серьезному нападению».
Далее следует поистине драматический пассаж: «Многие люди, включая граждан свободных обществ, стали скептически относиться к демократии, открытым рынкам и международным институтам. Во всем мире национализм, популизм и протекционизм набирают силу. Авторитарные державы, в первую очередь Китай и Россия, стремятся ослабить западную солидарность и либеральные ценности. Тем временем Соединённые Штаты, бывший чемпион открытого мира, отреклись от мирового лидерства. При президенте Дональде Трампе они стали проводить аморальную … замкнутую внешнюю политику, способствуя ощущению того, что мир пущен на самотёк».
Обнародование по случаю Мюнхенской конференции «Декларации принципов свободы, благосостояния и мира», названной также Атлантической хартией 2:0, подчёркивается в документе, призвано доказать, что на Западе сохраняются силы, которые не намерены мириться с происходящим. Новая хартия, или декларация составлена несколькими бывшими западными госчиновниками, в частности, Мадлен Олбрайт и Карлом Бильдтом. Она подписана ещё целым рядом бывших премьеров, министров и депутатов, послов, среди которых практических нет действующих, из десятков стран мира. Документ состоит из семи пунктов. Они привязаны к положениям предыдущей Атлантической хартии, однако «приспособлены к современным обстоятельствам». Заявленная цель – добиться «свободного, справедливого и устойчивого мирового порядка», реальная – попытаться восстановить доминирование Запада в глобальном масштабе.
И старое, и новое
В первом разделе под демагогическим названием «Свобода и справедливость» говорится о «праве» людей жить в «свободных и справедливых обществах» западного типа, прекрасно освоивших искусство манипулировать людьми, не прибегая к насилию. Новыми веяниями тут стали необходимость для правительств «бороться с коррупцией» и обеспечивать равную защиту в соответствии с законом, независимо от «пола, инвалидности и сексуальной идентичности». При этом, безусловно, подразумевается, что тут речь идёт о незападных правительствах, заведомо коррумпированных и враждебных сексуальным меньшинствам, забота о благе которых объявляется таким образом одной из главных задач Атлантической хартии 2:0.
Второй раздел озаглавлен «Демократия и самоопределение». В нём, в частности, отмечается, что граждане имеют право «выбирать своих собственных лидеров посредством свободного, справедливого и конкурентного демократического процесса», без вмешательства, угроз, запугивания или «иностранного вмешательства». Этот пассаж написан, очевидно, ради последних двух слов. Теперь любое свободное голосование будет объявляться несвободным и поэтому недействительным, если граждане проголосуют не так, как надо, и это теперь можно будет списать на «иностранное вмешательство», как списывают на вмешательство России победу на президентских выборах в США Дональда Трампа.
Третий раздел озаглавлен «Мир и безопасность». В нём нет ничего интересного.
Четвёртый раздел называется «Свободные рынки и равные возможности». В нём бывшие политики и чиновники призывают правительства «защищать права трудящихся, включая право искать оплачиваемую работу; стремиться смягчить негативные последствия мировой торговли; и поощрять инклюзивную, справедливую и хорошо регулируемую экономику». Это, собственно, есть косвенное признание того, что неолиберальная экономика отталкивает от себя широкие народные массы и уже не обеспечивает процветания. Но сам по себе призыв выглядит совершенно беспомощным.
Пятый раздел озаглавлен «Открытая и здоровая планета». Его первая часть обращена ко всем государствам. Их просят «воздерживаться от неоправданного вмешательства в свободу навигации в воздухе, на море и в космосе или в доступ к киберпространству». При этом выражается «растущее беспокойство», прежде всего, в связи с поведением Китая, а не США. Последним досталось во второй части этого раздела – за нежелание нынешней американской администрации признавать «катастрофический потенциал глобального потепления», что угрожает праву всех народов на «безопасную и здоровую планету». Экологисты, играющие в тандеме с глобалистами, должны оценить этот жест.
Шестой раздел назван «Право на помощь» и является весьма новаторским. Декларируя на словах уважение к национальному суверенитету других стран, он требует, с другой стороны, вмешательства в их внутренние дела. Поскольку граждане, прежде всего, «несвободных обществ» могут, дескать, претендовать на получение внешней помощи для реализации своих прав. Признавая это положение самым спорным заявлением декларации, её авторы идут даже дальше: там, где правительства «не хотят или не могут прекратить и устранять вопиющие или системные нарушения», другие государства могут «предпринимать справедливые и необходимые действия для их предотвращения». Здесь фактически описана ситуация, созданная вокруг Венесуэлы, на месте которой, как видим, может оказаться сегодня любая «несвободная», то есть не подчиняющаяся Западу страна мира. Составители не скрывают, что это потенциально интервенционистский принцип, и, видимо, решили «обкатать» его, чтобы посмотреть, какая будет реакция.
Ну и, наконец, седьмой и последний пункт декларации называется «Коллективные действия». В нём говорится о том, что ради всего вышеуказанного контролируемому Западом миру необходимо объединить свои усилия – не только в рамках ООН, но и более гибких «партнёрств, коалиций и альянсов, объединяющих правительства единомышленников», а также многосторонних соглашений, объединяющих правительства с частными акторами в решении комплексных глобальных проблем. Последнее – явно намёк на деятельность фигур типа «филантропа»-глобалиста Джорджа Сороса, манипулируемые Западом «гражданские общества». Иными словами, это ставка на технологии цветных революций.
Заключительную цитату обнародованного документа приведём почти полностью: «Скептики вполне могут не принимать во внимание декларацию … как «высокомерное» упражнение, оторванное от безобразных реалий мировой политики. Они будут неправы. Успех либерального мирового порядка всегда основывался на сочетании власти и идеализма».
Делаем выводы
Тут мы вправе задать вопрос, откуда власть у подписавших документ бывших министров, послов, руководителей глобалистских фондов? Официально её уже нет, так как они в основном не действующие чиновники и политики. Если же она у них есть, значит, Запад управляется закулисными силами, для которых официальные структуры и сама демократия – лишь прикрытие. Истина, наверное, лежит где-то посередине.
Тем ценнее мнение одного из деятелей, который числится среди подписантов Атлантической хартии 2:0 и «в целевой группе» по реализации объявленной стратегии, – бывшего эстонского президента Тоомаса Хендрика Ильвеса. После завершения последней Мюнхенской конференции он заявил «Немецкой волне», что был в «подавленном состоянии» после предыдущей, на которой уже вполне обозначился раскол Запада, но после нынешней понял, что тогда он был «оптимистом».
Так что объявленная либералами декларация дело, конечно, серьёзное. Но у них, скорее всего, ничего не получится, так как мир стал реально многополярным, а свои западные «ценности», интересы и вожделения им и их «клонам» в незападных обществах уже невозможно представлять общечеловеческими.