Правительство США никогда не скрывало, что одним из существенных моментов его политики на территории Украины есть и будет «церковный вопрос». Поэтому Томос и все, что с ним было связано, получили всемерную поддержку со стороны Госдепа. Приведем только некоторые из последних подтверждений.
Одним из первых, кто поздравил украинцев с получением Томоса, были не представители соседних к нам государств, Польши или Литвы, а представители посольства США в Киеве, которые 16 декабря (на второй день после «объединительного Собора») написали в своем Twitter:
«Мы поддерживаем право всех украинцев веровать по собственному усмотрению. Терпимость и сдержанность являются ключом к мирному переходному периоду, чтобы люди с разными религиозными убеждениями могли жить и процветать вместе».
17 декабря заместитель руководителя пресс-службы Госдепартамента Роберт Палладино заявил, что «Создание этой Церкви было историческим событием для Украины. Соединенные Штаты продолжают решительно поддерживать Украину и считают, что свободе вероисповедания не должны ставиться какие-либо препятствия извне».
10 января, то есть через четыре дня после получения Томоса, госсекретарь США Майкл Помпео написал, что «Объявление 6 января об автокефалии для независимой Православной Церкви Украины является историческим достижением в условиях, когда Украина стремится определить очертания своего собственного будущего. По этому случаю Соединенные Штаты вновь выражают свою решительную поддержку суверенной и независимой Украине».
«Соединенные Штаты продолжают решительно поддерживать Украину и считают, что свободе вероисповедания не должны ставиться какие-либо препятствия извне», – замглавы пресс-службы Госдепа США Роберт Палладино
8 февраля посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек сообщил, что в Вашингтоне «рады видеть» действия Константинопольского патриарха Варфоломея по созданию новой церковной структуры в Украине и считают, что они должны выполняться.
В свою очередь, глава Киевского патриархата Филарет Денисенко наградил орденом Святого Андрея Первозванного бывшего заместителя директора ЦРУ Джека Девайна, а «митрополит» Епифаний Думенко поблагодарил США за поддержку.
Такая позиция США по отношению к церковным вопросам в Украине позволила целому ряду отечественных и зарубежных экспертов сделать логичный вывод, что Госдеп не только поддерживал, но и в каком-то смысле курировал предоставление Томоса для ПЦУ. Например, украинский политолог Андрей Видишенко считает, что американские политики имеют возможность оказывать давление на Фанар, используя как инструмент своих политических технологий Греческую Православную Архиепископию Америки.
Странного в этом ничего нет, потому что США и Фанар уже очень долго и вполне плодотворно сотрудничают.
Госдеп и Фанар
27 октября 2018 года бывший вице-президент США Джозеф Байден, который особо подчеркивал важность создания ПЦУ, был среди гостей на церемонии вручения премии патриарха Афинагора в области прав человека протоиерею Александру Карлуцосу за ценные заслуги перед Церковью и греко-американской общиной.
Кстати, на том же мероприятии, которое было организовано Константинопольской патриархией в отеле «Хилтон», присутствовал и представитель патриарха митрополит Галльский Эммануил. Тот самый, что председательствовал на раскольническом «объединительном Соборе».
Так вот, во время вручения награды за заслуги в области прав человека протоиерей Александр Карлуцос, обращаясь к Джозефу Байдену, сказал: «Наши политические связи с Овальным кабинетом начались, когда тогдашний архиепископ Афинагор был призван в ноябре 1948 года возглавить Священный Престол Святого Андрея в качестве элемента доктрины Трумэна и плана Маршалла, чтобы не дать Первому престолу Православия попасть в коммунистические руки сталинского СССР. Вот почему президент Трумэн решил лично отправить своего доверенного друга в Константинополь на его президентском самолете, известном тогда как Священная корова».
Отец Александр — человек непростой. Он — исполнительный советник фонда Faith: An Endowment for Orthodoxy and Hellenism, целью которого является финансирование институтов Греческой Православной Архиепископии США. Многие аналитики считают, что именно благодаря этому фонд является одним из инструментов американского влияния в Греции. Так что он знает, о чем говорит.
«Президент Трумэн решил лично отправить своего доверенного друга в Константинополь на его президентском самолете, известном тогда как Священная корова». Протоиерей Александр Карлуцос
Действительно, об избрании патриарха Афинагора и роли США в этой операции писали много раз. Наиболее подробный разбор всего, что сопутствовало этому событию, можно прочитать в статье священника Павла Ермилова «Вхождение Константинопольского патриархата в русло внешней политики США в первые годы Холодной войны».
Кандидатура патриарха Афинагора возникла в результате отказа патриарха Максима сотрудничать с американскими спецслужбами, что было крайне важным для США в процессе противостояния Советскому Союзу. За всеми красивыми словами о продвижении общечеловеческих ценностей и борьбе с «коммунистической заразой» стояли обычные политические интересы американского государства. И патриарх Афинагор, как гражданин США, лучше всего подходил, чтобы эти интересы защищать.
Например, во время одного из своих первых интервью журналу Evening Independent новоизбранный Константинопольский патриарх сказал: «Я всегда буду продвигать Америку и американские интересы, жить американскими идеалами и проповедовать их. Я никогда не забуду эту великую страну».
Такая открытая позиция Константинопольского патриарха и его прямая поддержка американских интересов смущала даже членов политического истеблишмента США. Генконсул США в Стамбуле Роберт Макати писал в Госдепартамент:
«В ходе моего первого официального визита к Вселенскому патриарху Афинагору 1 апреля [1953 года] большую часть своего времени патриарх уделил выражению любви и восхищения в адрес Соединенных Штатов и всего того, что наша страна собой символизирует. Он дошел до того, что заявил, что краеугольным камнем его деятельности как патриарха он видит продвижение американских идеалов. Выражение им восхищения Соединенными Штатами порой было настолько неумеренным, что вызывало у меня почти что смущение.
Я не мог отделаться от ощущения, что если его взгляды, как турецкого гражданина, были столь же открыто выражены перед не американцами, его мгновенно бы окрестили кем-то вроде профессионального лоббиста американских интересов, его влияние в Турции и среди православных соответственным образом бы снизилось, а кто-то расценил бы его высказывания как простое транслирование американской пропаганды.
Насколько я понимаю, ранее именно по этой причине его начинания были скептически встречены в определенных кругах, о чем, как я полагаю, департамент должен быть осведомлен. В этой связи я был бы склонен рекомендовать делать все от нас зависящее для придания большей утонченности выражениям патриархом своих вполне объяснимых проамериканских настроений, а наши будущие отношения с ним выстраивать столь деликатно, чтобы избежать слишком тесного ассоциирования его с нами».
Госдеп и Афон
Фанар не просто ассоциировал себя с внешнеполитическими интересами правительства США, но и сотрудничал с ним относительно решения сугубо церковных вопросов. И не просто сотрудничал, а получал директивы, которые принимал к исполнению.
Например, в 1957 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий обратился к патриарху Афинагору с просьбой принять десять молодых монахов в Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Что было дальше, рассказывает священник Павел Ермилов:
«Письмо Патриарха Алексия патриарх Афинагор тут же передает американскому консулу в Стамбуле. Консул берет это письмо и отправляет в Госдепартамент. Переписка сохранилась, эти документы есть. Их можно посмотреть. Он отправляет это письмо лично в Госдепартамент с вопросом: как реагировать на это? Представьте себе, лично госсекретарь США Даллес телеграфирует в Стамбул, что положительный ответ на это письмо не соответствует интересам Запада в регионе».
«Я всегда буду продвигать Америку и американские интересы, жить американскими идеалами и проповедовать их. Я никогда не забуду эту великую страну». Константинопольский патриарх Афинагор
Скажете, все это дела давно минувших дней и они никакого отношения ни к нашему времени, ни к нашей стране не имеют?
Многих православных христиан серьезно смутил тот факт, что один из наиболее уважаемых игуменов Святой Горы Ефрем должен был участвовать в «интронизации» Епифания. Верующие люди спрашивали, что же стоит за таким предательством Православия? Ответ дан в статье «Как прельщают избранных, или Почему игумены Афона собрались к Епифанию».
Как оказалось, 14 апреля 2018 г. работу с патриархом Варфоломеем провел уже упомянутый посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек. Он же прилетал в Киев 11 сентября, в самый разгар переговоров об объединении раскольников в единую религиозную структуру. А уже 17 апреля афонский монастырь Ватопед посетил Джеффри Пайетт. Тот самый, который возмущался, что Россия дискредитирует роль Константинопольского патриарха. И именно он написал в своем Twitter:
«Имел честь встретиться с митрополитом Иерофеем Нафпактским в Ватопеде. У нас была важная дискуссия о Православии во всем мире и поддержке США Вселенского патриархата».
12 октября 2018 года архимандрита Ефрема позвали в Вашингтон: в Белый дом и Госдепартамент, где с ним на тему поддержки Константинопольского патриархата побеседовали начальник отдела Бюро разведки и исследований Госдепартамента США Евгений Фишель, спецсоветник помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам Весс Митчелл, заместитель помощника секретаря по Европе Джордж Кент и все тот же Сэм Браунбек, который играет в операции по созданию ПЦУ одну из основных ролей. И только после этих «дружеских» встреч игумен Ефрем отправился в Украину…
Забота о Православии по-американски
Как видим, американское государство более чем активно участвует в религиозной жизни Украины. И тем более удивительными для нас могут быть слова Джеффри Пайетта, который обвиняет Россию в попытках подорвать роль Константинопольского патриарха. Тот факт, что он обсуждает с предстоятелем Элладской Православной Церкви вопрос создания в Украине ПЦУ, его нисколько не смущает. Как не смущает и постоянный контакт гражданских властей Святой Горы с игуменами афонских монастырей.
Однако стоило гражданскому губернатору Афона Константину Димцасу собраться с визитом в Петербург, как тот же американский чиновник принялся учить греческие СМИ, как надо освещать этот визит и как надо говорить о Православии вообще. И это при том, что ни ему, ни какому-либо другому представителю правительства США Православие как вера миллионов людей просто не нужно.
Но при этом всем им почему-то нужна «единая Православная Церковь Украины». Зачем?
На этот вопрос ответил гражданин США, «епископ» УГКЦ Борис Гудзяк: «С одной Церковью будет легче проводить богословский, духовный, экуменический диалог». По-видимому, в Госдепе США решили, что, во-первых, в лице ПЦУ нужно создать мощный инструмент по разрушению роли Московского Патриархата в жизни мирового Православия, а во-вторых, слить всех украинцев одну общую религиозную массу: так не только понятнее, с кем имеешь дело, но и проще достичь «экуменического единства». С кем? Известно с кем.
Так что, когда мы слышим, как американское правительство внезапно начинает переживать, что кто-то и где-то ущемляет православных христиан, не будем спешить с выводами. Скорее всего, представители этой страны заботятся не о том, чтобы Православие стало более защищенным, а православные христиане получили те же права, что и все остальные цивилизованные люди.
В большинстве случаев они заботятся о том, чтобы защитить своих сторонников, которых в другом случае, если это будет в интересах американского государства, без угрызений совести и ничтоже сумняшеся предадут. А Православие, свобода вероисповедания и права человека тут ни при чем.
Константин Шемлюк