Чрезвычайный план действий, рекомендует руководству Украины армия США, должен быть разработан для каждого объекта по всему течению Днепра. Не обойтись без тотального ремонта оборудования, шлюзных ворот, полной замены системы электроснабжения, замены системы технологического контроля, капитального ремонта портальных кранов, замены электрических распределительных устройств, ремонта шлюзовых камер, замены насосов, моторов и буев. И много чего еще.
Общая сумма минимально необходимых капиталовложений на приведение Днепра в мало-мальский порядок — $ 11,4 млн. (285 млн. грн. по курсу 2016 года). На все-про все, предупреждал еще три года назад USACE, у Киева к моменту окончания исследования оставалось 12−24 месяца. Но если ничего не предпринимать, были уверены американские военные инженеры, судоходство по Днепру полностью остановится в 2020 году. А риск масштабных техногенных катастроф на шлюзах и плотинах станет неконтролируемым и непредсказуемым.
Впрочем, к сегодняшнему дню все указанные USACE сроки давно истекли. Но грандиозным ремонтом на главной украинской реке так и не пахнет. Однако с той поры ежегодно, как только весеннее солнышко пригреет, в СМИ соседней стране начинаются жаркие споры: рванет прямо завтра эта инфраструктурная мина или еще хоть малость потерпит?
Экологи нагнетают дополнительный ужас. Так, руководитель независимой международной группы ученых по прогнозированию последствий катастроф Василий Кредо утверждает, что находящееся выше других подобных сооружений Киевское водохранилище на сегодня — самое опасное в техногенном отношении место на планете. Его плотина, стоящая вверх по Днепру от Киева всего в 12 километрах, по данным Кредо, уже изношена на 93%. Между тем, на дне водоема общей площадью 922 квадратных километра находится до 500 миллионов тонн высокорадиоактивных илистых наслоений, оказавшихся там в результате известной всему миру аварии на Чернобыльской АЭС.
Кредо считает, что изношенная до критических пределов плотина высотою 11,5 метра не в состоянии будет выдержать, к примеру, даже не особенно сильного землетрясения. В этом случае, уверяет он, Киев ждет судьба древней Помпеи. А гигантское цунами ниже по Днепру смоет еще 27 городов и Запорожскую АЭС. При таком развитии событий погибнуть могут — такие цифры попросту не укладываются в голове! — до 15 миллионов человек.
Гидрологи и гидроэнергетики Украины полагают, что описанный Кредо сценарий излишне драматизирован. Но против заключений, присланных из Вашингтона военных инженеров, не рискуют переть даже владельцы плотин и шлюзов. Поэтому, скажем, Игорь Сирота, генеральный директор «Укргидроэнерго», сквозь зубы фактически соглашается с доморощенными и заокеанскими «кассандрами»: «Нельзя вечно эксплуатировать то, что нам построили деды-прадеды в 60-х годах прошлого века, рано или поздно оно умрет. А у нас есть объекты, которые и под 80 лет отработали».
Хотя и без того понятно, что, несмотря на все официозные опровержения катастрофических прогнозов, на самом деле ничего хорошего от своей давно прохудившейся инфраструктуры на Днепре и сам Киев давно не ждет. Ведь совершенно неслучайно на водных бассейнах Украины, по сообщению ПАО «Укргидроэнерго», в высокой степени боевой готовности постоянно находится группировка сил и средств оперативного реагирования общей численностью более 15 тысяч человек личного состава, 750 средств преодоления водных преград, более 200 единиц инженерной техники, около 800 мотопомп и насосных станций, 200 передвижных электростанций и около 70 пунктов обогрева и жизнеобеспечения.
Повторяю: если внимательно читать то, что написано на Украине к сегодняшнему дню о современном состоянии их шлюзов и плотин на Днепре, — все сводится к пустопорожнему гаданию на кофейной гуще: «Прорвет или не прорвет? А если прорвет — этим весенним половодьем или попозже?».
Одновременно почему-то из фокуса читательского внимания совершенно сознательно, полагаю, уводится другой очень важный момент. С чего это вдруг именно Корпус военных инженеров армии США внезапно заинтересовался положением дел в этой сфере народнохозяйственной деятельности на так далекой от их родины Украине? Поближе других спецов не нашлось? Допустим — в Европе? И исключительно ли одно только человеколюбие двигало американскими военными, поспешившими на Днепр? Или что-то куда более существенное привело их туда, пока не подлежащее публичной огласке?
В поисках ответов вы просто сопоставьте еще несколько очень красноречивых, на мой взгляд, фактов. Примерно в те же сроки оборонное логистическое агентство США заказало исследование важнейшей инфраструктуры пяти стран Восточной Европы — Белоруссии, Финляндии, Молдавии, Польши и все той же Украины. Пентагон, как выяснилось, с неафишируемыми целями пожелал уточнить местные и региональные источники получения воды, продуктов питания, топлива, медикаментов, промышленного оборудования и одежды, а еще песка, цемента, колючей проволоки, пиломатериалов и строительной техники.
Отдельным пунктом в документе американские генералы просили указать состояние транспортной инфраструктуры перечисленных стран — портов, железных и автомобильных дорог, аэропортов, их пропускную способность, а также — обратите особое внимание! — данные по речному сообщению, мостам и паромным переправам.
Далее. В марте 2018 года в Брюсселе Еврокомиссией был утвержден план повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры стран Евросоюза для возможного пропуска военной техники и использования основных транспортных магистралей в военное время. Решено приступить к сооружению в восточном направлении особых военно-транспортных коридоров для быстрой переброски на значительные расстояния большого количества личного состава и боевой техники.
Какое все это имеет отношение к исследованию силами USACE днепровских плотин и фарватеров? Конечно, я далек от мысли, что эту реку Пентагон даже в самых смелых планах намеревается когда-нибудь использовать для доставки своих десантных контингентов, допустим, из Черного моря куда-нибудь под Гомель или Смоленск. Тем не менее, при планировании любых военных операций на территории Украины состояние ее гидротехнических сооружений определенно является весьма важной информацией для делающих расчеты на боевое применение на случай большой войны с Россией штабных операторов НАТО.
При этом как раз о логистическом потенциале Днепра в Пентагоне речь вряд ли идет. А вот прикидывать, как и какими способами в случае чего следует подрывать здешние плотины и шлюзы — это вполне логично. Зачем? Чтобы, предположим, не спрашивая, естественно, согласия Киева, почти мгновенным затоплением огромных территорий остановить продвижение вглубь Украины войсковых колонн противника. Или нанести наступающему врагу непоправимый урон. Или оставить его на занятых территориях без промышленной базы и продовольствия.
В истории войн полно примеров использование гидротехнических сооружений для достижений именно такого рода военных целей. Взять хотя бы подрыв отступавшими советскими войсками в августе 1941 года плотины знаменитого ДнепроГЭСа с целью ликвидации гитлеровских переправ через эту реку ниже по течению. Или то же самое, проделанное защитниками Москвы с Истринским водохранилищем в том же 41-м.
Впоследствии маршал Борис Шапошников вспоминал по этому поводу: «24 ноября немцы вплотную подошли к рубежу Истринское водохранилище — река Истра. С приближением немцев к этому рубежу водоспуски водохранилища были взорваны, в результате чего образовался водяной поток высотой до 2,5 м на протяжении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски успехом не увенчались». Так на этом направлении гитлеровцы были остановлены.
Самый известный на Западе и самый масштабный пример подобного рода — операция британской бомбардировочной авиации под кодовым наименованием «Возмездие», проведенная в 1943 году. Ее целью стали германские сталелитейные заводы в Рурском индустриальном районе.
Чтобы нанести гитлеровцам максимальный экономический урон, решено было уничтожить плотины на реках Мёне, Эдер и Зорп, по которым основные металлургические заводы Германии снабжались сырьем и водой.
Специально для выполнения этой задачи 21 марта 1943 года была сформирована 617-я эскадрилья из двух десятков четырехмоторных бомбардировщиков «Avro Lancaster» под командованием полковника Гая Гибсона. Экипаж каждого — 7 человек. Кроме британцев, в эскадрилью включили и лучшие экипажи из Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Для уничтожения гидравлическими ударами мощных, многометровой толщины бетонных сооружений пришлось даже разработать специальную «прыгающую» бомбу весом в 4200 килограммов, начиненную 2990 килограммами гексогена. Бомбардировка плотин должна была производиться по аналогии с нанесением удара по кораблям противника летчиками-«топмачтовиками»: максимально рискованно, зато наверняка. Бомбить надо было в упор, с высоты не более 18 метров, под кинжальным огнем гитлеровских зениток. Таким образом, сброшенный тяжеленный боеприпас до погружения в воду и последующего взрыва рядом с телом плотины несколько раз рикошетил о поверхность воды. Каждый огромный «Ланкастер» оказался в состоянии взять на борт всего по одному такому боеприпасу.
617-я эскадрилья на свое единственное боевое задание с британского берега вылетела 19 мая 1943 года. Долетели до Германии не все. Один бомбардировщик потерял бомбы над Ла-Маншем и повернул назад, другой сбили над Данией, третий — над Голландией. Еще два уничтожили ПВО немцев уже над рейхом.
В результате налёта плотины на Мёне и Эдере были частично разрушены, что вызвало затопление Рурской долины и деревень в долине Эдера. Плотина в Зорпе получила незначительные повреждения.
Из послевоенного анализа трофейных документов британцы выяснили, что всего в тот день лишь одним этим налетом 617-й эскадрильей полковника Гибсона были уничтожены 125 промышленных предприятий, 25 мостов, 21 мост поврежден. Залило 8 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, погибло 6,5 тыс. голов скота. Пострадали аэродромы с находившимися на них самолётами и ангарами.
Эту славную страницу Второй мировой войны и сегодня преподают в натовских военных академиях как пример превосходного планирования и проведения боевых операций. Думаете — только ради расширения кругозора в области истории военного искусства своих слушателей-офицеров? Как бы не так!
А коли — не так, тогда, согласитесь: недавняя тщательная экспертиза состояния днепровских плотин и шлюзов Корпусом военных инженеров армии США выглядит совершенно в особенном свете. О высоких понятия гуманизма и человечности на территориях стран-союзников в Пентагоне всегда думают в последнюю очередь.
Справка
13 марта 1961 года столица Украины уже пережила техногенную катастрофу на гидротехнических сооружениях, впоследствии названную на Украине Куреневской.
В тот день в Киеве прорвало дамбу, перекрывавшую Бабий Яр, в который по решению местного горисполкома много лет сливали отходы производства (пульпу) ближайших кирпичных заводов. Грязевой вал шириной примерно в 20 метров и высотой 14 метров понесся вниз. Он уничтожал на своем пути не только автомобили, но даже и небольшие дома и 10-тонные трамваи. Общий объём сошедшей пульпы в районе улиц Кирилловской и Константиновской составил до 600 тысяч кубических метров при толщине залегания до 4 метров.
По оценкам киевского историка Александра Анисимова, в тот день под слоем грязи погибло до 1,5 тыс. киевлян. Согласно официальному отчёту с пометкой «для служебного пользования», в результате аварии было разрушено 68 жилых и 13 административных зданий. Непригодными для жилья оказались 298 квартир и 163 частных дома.