К началу 90-х годов система была готова и частично испытана на Ближнем Востоке. Ее основу составляли самолеты боевого управления и целеуказания Northrop Grumman E-8 Joint STARS, созданные на базе гражданских лайнеров Boeing 707−300, оснащенных мощными РЛС с дальностью действия до 300 и более километров. За счет электронно-механического сканирования антенна за минуту охватывала 50 тыс. кв.км. земной поверхности. Самолет способен совершать 11-часовое патрулирование, с дозаправкой в воздухе продолжительность полета возрастает до 20 часов.
Было построено 16 таких самолетов, которые периодически модернизировались. Прежде всего, улучшалась находящаяся под фюзеляжем РЛС и повышалась производительность вычислительных средств, выполняющих обработку снимаемой с радара информации. Также была введена защита, довольно примитивная — отстреливающиеся тепловые ловушки. Сейчас в рабочем состоянии находятся 11 машин.
Информация от самолетов через каналы цифровой связи, использующей как наземные, так и спутниковые средства, поступает в пункты боевого управления. Утверждается, что система JSTARS способна следить за десятком тысяч объектов.
Наземные автоматизированные рабочие места операторов позволяют планировать задания, генерировать и отображать данные цифровой карты, управлять РЛС и самолетами боевого управления, анализировать угрозы, сопоставлять возможности ударных сил при воздействии на объекты противника и решать еще ряд задач, необходимых для планирования операций.
Последняя модернизация системы была произведена в 2008 году. И касалась она в основном увеличения ресурсов самолетов E-8.
Но вскоре система была признана архаичной, не удовлетворяющей современным требованиям. Прежде всего, из-за того, что работа JSTARS не распространяется по площадям за пределы театра военных действий (ТВД). Она применялась в Ираке, в Афганистане, в Югославии. Пентагон же намерен взять под контроль громадную территорию, чтобы отслеживать не только ситуацию на ТВД, но и на территории потенциальных противников, к которым в первую очередь Вашингтон относит Россию и Китай. Сейчас Пентагон довольствуется полетами, хоть и регулярными, своей разведывательной авиации.
К тому же в связи со стремительным развитием российского и китайского вооружения, JSTARS стала очень уязвимой. Появившиеся в России ракеты «воздух-воздух» большой дальности (300 км, а на подходе и 400-километровая ракета) сделали самолеты легкими целями российской тактической авиации. И еще — JSTARS не позволяет отслеживать уже появившиеся в России гиперзвуковые ракеты.
Самолеты Е-8 не обладают достаточно эффективными средствами противодействия работе российских комплексов радиоэлектронной борьбы. В Ираке и Афганистане это не имело значения. Но теперь, когда Вашингтон поменял в военной доктрине своих основных врагов, система JSTARS может оказаться малопригодной для решения своих основных задач.
В связи с этим Пентагон и затеял создание суперсистемы — ABMS. Как было сказано выше, она должна быть полностью развернута в 40-х годах. Сейчас уже проводятся определенные работы. В основном определяется ее оптимальная конфигурация и создается математическое обеспечение, которое должно обеспечивать функционирование системы. При этом изготавливаются и некоторые опытные образцы фрагментов ABMS.
Задачи у перспективной системы те же самые, что и у действующей. Но охват контролируемых территорий значительно шире. «Мы не хотим воспроизводить JSTARS, но намерены создать такую же систему, которая защищает солдат и морских пехотинцев на марше. Мы хотим скопировать эту технику, сделав ее при этом малоуязвимой и безотказной, — заявил недавно на симпозиуме Ассоциации ВВС заместитель министра военно-воздушных сил по закупкам, вооружению и материально-техническому обеспечению Уильям Роупер. — Объединив все средства в единую сеть, мы хотим сделать так, чтобы она работала как единая система».
А объединять они собираются много чего. При этом самолеты Northrop Grumman E-8 Joint STARS, вероятно, будут также интегрированы в ABMS. К разведывательным средствам, объединяемым в единую систему, будут относиться и военные спутники радиолокационной, оптической и радиотехнической разведки, наземные средства обнаружения, беспилотники, пилотируемые самолеты-разведчики. Благодаря уменьшению размеров и веса средств разведки они будут размещаться и на обычных самолетах военно-транспортной, бомбардировочной, истребительной авиации.
При этом конструкторы должны существенно повысить помехоустойчивость системы. Чтобы она могла работать в условиях противодействия РЭБ противника. А также защитить ее от кибератак. В связи с существенным усложнением структуры системы и наличием в ней громадного количества приемо-передающих элементов предстоит увеличить пропускную способность информационных каналов и повысить скорость обмена.
В этом году на реализацию программы ABMS, к которой подключились компании Northrop Grumman, Lockheed-Martin и Boeing, частично открыли финансирование, выделив 7 млрд. из 14 млрд. запрашиваемых. Данный секвестр случился в связи с прошлогодним ожесточенным спором между министром ВВС США Хизер Уилсон и Комитетом палаты представителей конгресса США по вооруженным силам о судьбе E-8. Уилсон заявила, что от этого самолета необходимо отказаться, поскольку он является легкой добычей для истребительной авиации и ракет ЗРК дальнего действия. Комитет настаивает на его следующей модернизации с целью уменьшения его радиолокационной заметности и повышения помехоустойчивости. При этом министр ВВС настаивает на разработке нового самолета боевого управления.
В заключение необходимо сказать, что система ABMS сейчас выглядит очень солидно. В ней, похоже, будут устранены все слабые места системы JSTARS. Однако через десять с лишним лет, когда она начнет работать, в военной технике России и Китая много поменяется.