Для зарубежной премьеры «Донецкой Вратарницы» — первого фильма Донбасской трилогии — неслучайно выбрана Сербия: путь режиссера в документалистику начался именно в Косово… около взорванного древнего храма монастыря Зочиште.
Фильм снимался автором в течение трех лет вблизи линии разграничения, еще год занял монтаж.
В настоящий момент работа завоевывает лидирующие места на российских кинофестивалях: Лучший короткометражный фильм кинофестиваля «Россия»; Гран-при фестивалей «Святой Владимир» и «Вечевой колокол»; Лучший дебютный документальный фильм фестиваля «Лучезарный Ангел»; Лучшая режиссерская работа кинофестиваля «Радонеж»; Лучший документальный фильм кинофестиваля «8 женщин».
После показа состоится обсуждение с режиссером фильма.
Юлия Белоус, член союза журналистов России и Международной федерации журналистов:
«Можно сказать, что такой концентрации искренности, правды и человечности наш кинематограф давно не в состоянии предъявить. Казалось бы, фильм о войне? Нет. Он о человеческой душе. Наверное, впервые в жизни, лично я поняла до конца то, что древние греки договорились когда-то называть катарсисом, хотя режиссёр, она же оператор, вовсе к этому не стремилась.
Как говорить о том, что началось в 2014 году между Россией и Украиной, никого не оскорбив, не унизив ни единым словом, намёком?! Невыполнимая, казалось бы, задача решена Натальей филигранно, тонко, тактично по отношению к обеим сторонам, опять и опять искренне. Ни слова о политике, зрителю предоставляется безграничная территория для осознания без назойливых указателей… ни одного трупа, ни капли крови. Однако ливень, плач небес, сквозь сгоревшие балки купола монастыря расскажет о войне неизмеримо больше…»
Андрей Самохин, редактор отдела науки, образования, религии Газеты «Культура».
«Фильм — страшной силы историческое свидетельство о войне на Донбассе! И при этом, вневременное — всечеловеческое, откровение о жизни и смерти, настоящих и выдуманных ценностях, вере, надежде и любви.
Автор снимала фильм три года непрофессиональной камерой (сперва, возила туда гуманитарку), и он вышел потрясающим. И по сути, и по киноязыку. Люди в процессе этой войны, потеряв многое (а кто-то и все) из прошлой жизни, вышли как бы в другое измерение и стали… счастливы. Конечно, особым счастьем — в Боге, в глубочайшем осознании тщеты своих прошлых оценок и жизненных хлопот».
Ирина Хан:
«Фильм-откровение, фильм-событие. Впечатление оставляет неизгладимое. Фильм вроде о войне, разрушениях и смерти… но он больше о Жизни в ее самом концентрированном высоком и настоящем смысле. Политизирован ли фильм? Отнюдь! В нем все на высоте — кадры, нюансы, детали, монологи, музыка.
Матушка Михаила — слова исчезают, бессильны описать… Юля, героиня фильма… потрясла ее история, ее улыбка, полная жизни! Нет горечи, нет трагедии, и смех не надрывный, не нервический, а детский, легкий, радостный: „Здесь должна была быть моя келья!“ — а на экране зияющая пустота без стен и крыши…»
Наталья Батраева — режиссер, фотограф, публицист. С 2005 года работает на пост-военном пространстве: в Косово, Республике Сербской, Южной Осетии, Крыму, на Донбассе. Автор документальных фотокниг «Косово. Сербская Голгофа», «Южная Осетия: взгляд изнутри», «Мы живы!», фотовыставки «Косово — Южная Осетия: взгляд изнутри», представлявшейся более 30 раз в России и за рубежом. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Лауреат и финалист конкурсов и кинофестивалей.