Попасть в Сан-Марино напрямую невозможно — по пути надо заехать в Италию, которая со всех сторон окружает карликовое (площадь — 61 кв. км, население — 33,3 тыс. человек) государство. Так сделал и Сергей Лавров, самолет которого в среду вечером приземлился в аэропорту Римини. В этом же городе члены делегации и переночевали — видимо, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на столицу Сан-Марино (одноименный город с населением 4 тыс. человек).
Обычные туристы пересечение границы двух стран могут и не заметить. Сергей Лавров же пропустить этот момент не мог: при въезде в Сан-Марино его встречал почетный караул. Но церемония была мимолетной: в республику ведет довольно узкая дорога, и длительная остановка внушительного кортежа российской делегации поставила бы страну на грань транспортного коллапса.
Приехав уже спустя 15 минут в исторический центр Сан-Марино, Сергей Лавров встретился со своим коллегой Николой Ренци. Санмаринец отметил, что глава МИД РФ впервые посетил древнюю республику и там ему за это «очень благодарны». А российский министр пообещал теплый прием в ходе ответного визита господина Ренци в Москву. Затем в соседнем здании Сергея Лаврова приветствовали капитаны-регенты Мирко Томассони и Лука Сантолини (в стране уникальная система: ею управляют два человека, избираемые на полгода). «Регентство считает для себя честью уведомить вас,— обратились они к Сергею Лаврову,— что с этого дня вы будете считаться, с великой честью и уважением, одним из самых настоящих и дорогих друзей этой славной республики». Глава МИД РФ решил не ограничиваться ответными реверансами и прошелся по широкому кругу вопросов — рассказал капитанам-регентам и собравшимся в зале членам парламента о военно-политической активности НАТО, кризисе Совета Европы и о том, что «общеевропейский дом нуждается в серьезном ремонте». Кроме того, он возложил цветы к памятнику детям Беслана и пообедал в ресторане La Taverna — опять же вместе с господином Ренци.
Пообщаться столь подробно дипломатам двух государств удалось, пожалуй, впервые в истории. У стран даже нет диппредставительств на территории друг друга: связи с Сан-Марино — это зона ответственности посольства РФ в Италии, а отношениями с РФ занимается по совместительству посол Сан-Марино в Швейцарии Марчелло Беккари.
«Мы удовлетворены работой посла Беккари и нашего консула в Москве Владимира Лисина. Но надеемся, что в будущем сможем еще больше укрепить связи с Россией, возможно, даже путем открытия там дипломатического представительства»,— заявил в интервью “Ъ” (полную версию см. на сайте) Никола Ренци, назвав РФ «страной огромного территориального и исторического масштаба».
На переговорах и последовавшей пресс-конференции министры говорили о происшедшей за последние годы активизации российско-сан-маринских контактов. Некоторая активизация действительно есть, но объемы товарооборота соответствуют размерам карликовой республики: в 2017 году он составил $7,4 млн, а в период c января по октябрь 2018 года — $8,3 млн. При этом соотношение экспорта и импорта обратно пропорционально размерам двух стран. В первые десять месяцев прошлого года на импорт в Россию из Сан-Марино пришлось $8 млн (в основном машины, оборудование и аппаратура, продукция химической, фармакологической и пищевой промышленности). Экспортировали же из РФ по большей части товары из категорий «Текстиль» и «Металлы и изделия из них».
Традиционно ключевой сферой взаимодействия был и остается туризм. После падения курса рубля в 2015 году число туристов из России снизилось, но уже в 2017 году эту тенденцию удалось переломить, и поток российских туристов к горе Титано, на которой возвышается Сан-Марино, вырос на 18%, почти вернувшись к прежнему уровню.
Сергей Лавров рассказал: ежегодно Сан-Марино посещают около 150 тыс. россиян. Налоги в республике меньше, чем в других странах, и это обстоятельство среди прочих притягивает туристов, делая шопинг более выгодным. Еще в прошлом году в разговоре с “Ъ” Никола Ренци выразил надежду на то, что туристов из РФ заинтересует «аутлет высочайшего уровня», который откроется в Сан-Марино во второй половине 2019 года. Помимо туризма, по словам министра Ренци, экономическое сотрудничество между двумя странами «в будущем может быть распространено на такие области, как энергетика, финансы, образование, наука, техника, культура, здравоохранение, торговля». Сергей Лавров на пресс-конференции обрисовал картину широкими мазками, отметив: «Наши связи развиваются поступательно во всех без исключения областях».
Говоря о возможностях для сотрудничества, посол Сан-Марино по особым поручениям, российский предприниматель Юрий Алексеев рассказал “Ъ”: «Есть заинтересованность республики в привлечении инвесторов — в том числе российских — к восстановлению железной дороги, которая идет до Римини. Она была разрушена еще во время Второй мировой войны и с тех пор так и не восстановлена. Участок небольшой, 25 км, но с политической точки зрения значимый». Кроме того, россияне изучали возможность инвестирования в аэропорт, расположенный в Сан-Марино. Сейчас он предназначен для малой авиации, но в случае модернизации там могли бы приземляться и более крупные самолеты. То есть в следующий раз российский министр мог бы обойтись и без посадки в Римини.
В разговорах об экономических отношениях между Москвой и Сан-Марино неизбежно возникает тема санкций — вернее, их отсутствия.
Накануне поездки Сергея Лаврова в МИД РФ напомнили: «Сан-Марино, руководствуясь своими национальными интересами и невзирая на внешнее давление, не присоединилось к антироссийским санкциям, введенным Евросоюзом, США и рядом других стран». Причину этого “Ъ” пояснил Никола Ренци: «Мы не ввели санкции в силу древнего принципа, который всегда соблюдался и характеризовал нашу внешнюю политику. Республика всегда выражала несогласие с режимом санкций и любым эмбарго, полагая, что эти инструменты имеют пагубное последствие, особенно для стран, вводящих такие меры».«Республика всегда, при любых международных событиях, выдерживает нейтралитет»,— подтвердил “Ъ” Юрий Алексеев. Он рассказал, что с его участием в последние годы прошел ряд встреч представителей республики с российскими бизнесменами, которые пожелали разместить в Сан-Марино свое производство и продавать продукцию в РФ в условиях сохраняющихся санкций ЕС. По итогам этих встреч, отмечает собеседник “Ъ”, «было запущено четыре проекта по производству сыра», с участием российского капитала в двух из них. Кроме того, продолжает господин Алексеев, в Сан-Марино приезжал с инспекцией Россельхознадзор, и одно местное предприятие — Salumi Srl — было признано готовым к экспорту продукции в РФ.
Между тем отсутствие санкций породило и одну проблему. Еще в 2016 году Минэкономики РФ и Россельхознадзор предупреждали об угрозе реэкспорта санкционных товаров из ЕС через Сан-Марино. В прошлом году глава Россельхознадзора Сергей Данкверт упоминал о Сан-Марино, рассказывая о проблемах с противозаконными поставками в РФ «так называемых сырных или сыроподобных продуктов»: «Вся эта продукция, если верить документам, едет через Белоруссию из Китая, Македонии, Сан-Марино, Греции, Турции. Мы запросили эти страны, они не подтвердили отправку ни одной тонны».
Тем временем сан-маринское издание Libertas ранее сообщило о возбуждении дела о мошенничестве в отношении государства Сан-Марино и Российской Федерации. По данным следствия, три участника преступной схемы (итальянец, санмаринец и россиянин) занимались изготовлением подложной документации, которая позволяла им выдавать товары, произведенные за пределами Сан-Марино, за продукцию республики и, соответственно, экспортировать ее в обход эмбарго на территорию Евразийского экономического союза. Первое судебное заседание запланировано на 10 мая.
Министр промышленности и торговли Сан-Марино Марко Арзилли ранее заверил: в Россию экспортируются лишь сыры и прочая продукция, которая производится в самой республике,— о реэкспорте подпадающих под санкции товаров из стран ЕС речи не идет. Два собеседника “Ъ” в российской делегации дали понять, что тема реэкспорта в повестке переговоров не стояла и в целом не является сколь-либо проблемной в отношениях двух стран.