Началось все с того, что 10 апреля украинский кабинет министров без какого-либо повода принял решение о запрете ввоза из России 17 видов товаров. Причем набор этих товаров оказался хаотичным — в него попали стеклянные бутылки, запчасти для вагонов, формалин и прочие не связанные между собой вещи. По данным украинской статистики, в 2018 году совокупно этих товаров было ввезено из России на Украину на 34 миллиона долларов. Это менее 0,008% российского экспорта — то есть ускользающе малая величина, гораздо меньше статистической погрешности.
В ответ же «прилетело» очень неслабо. Уже 18 апреля российское правительство приняло решение об ответных санкциях, которыми:
— расширен перечень запрещенных к ввозу в Россию товаров с Украины (как украинского производства, так и транзитных);
— введен запрет на вывоз из России на Украину нефти и некоторых видов нефтепродуктов;
— введено новое ограничение, согласно которому с 1 июня 2019 года ввоз ряда товаров ТЭК (в частности — угля, газа, топлива) станет осуществляться исключительно на основании спецразрешений, которые будет выдавать МЭРТ России, то есть в «ручном режиме».
Даже если не принимать во внимание потери от запрета на транзит определенных товаров через Украину и потери, связанные с запретом или ограничением поставок ряда энергетических товаров из России на Украину, то только чистые потери Украины от запрета экспорта в Россию составят порядка 176 миллионов долларов в год (по данным за 2018-й). Да что там — уже через месяц после обнародования информации об этих санкциях полностью остановился Херсонский машзавод (во времена СССР — Херсонский комбайновый завод, один из крупнейших производителей комбайнов в Союзе), существенные потери понесли другие украинские производители сельхозтехники, которые в значительной степени были ориентированы именно на российский рынок.
В Киеве, ознакомившись с перечнем ответных мер, пришли к неизбежному в подобных случаях украинскому вопросу: «А нас-то за шо?» И решили, пользуясь терминологией досиживавшего тогда последние дни в кресле президента Петра Порошенко, «дать агрессору по зубам» — ввести еще более жесткие санкции по отношению к России.
Пятнадцатого мая премьер-министр Гройсман громогласно заявил о принятии сразу двух санкционных постановлений. Одним из них был предусмотрен запрет на ввоз 77 российских товаров и товарных групп. Другим — спецпошлины почти на все виды российской продукции, которая не попала в перечень запрещенной к ввозу.
Правда, дальше начались пробуксовки — постановления, о принятии которых громко заявили, долго не обнародовались.
В итоге одно из них (под № 535, датированное 15 мая) было опубликовано только 26 июня. Второе же вообще кануло в Лету, что для нынешнего украинского госуправления не такая уж редкость.
Упомянутым постановлением № 535 вводился запрет на ввоз с 1 июля текущего года 77 российских товаров и товарных групп. В перечень попали самые разные товары — от удобрений до продукции машиностроения и от одежды до фанеры и цемента. Исходя из данных украинского Госстата, под эмбарго в целом должны попасть товары, общий объем поставок которых в 2018 году составил 512 миллионов долларов. Не бог весть что на фоне общего объема российского товарного экспорта (450 миллиардов долларов), но в 15 раз больше первого залпа торговой войны, произведенного украинским правительством в апреле.
В наибольшей степени запрет коснулся ввоза российских удобрений — в прошлом году их ввезли на 323 миллиона долларов. Остальные позиции для российских производителей гораздо менее значимы.
Но надо сказать, что и для российского химпрома эмбарго на поставки удобрений явно не станет серьезным ударом. Во-первых, по российским меркам это все же не очень много. Во-вторых, российские производители удобрений явно готовились к чему-то подобному и начали заранее предпринимать необходимые меры защиты, формально снижая поставки на Украину. В частности, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом поставки были снижены в 2,2 раза. Что же касается украинского рынка, то местные производители вряд ли смогут сегодня обеспечить более половины его потребностей — это раньше Украина была крупным экспортером удобрений. То есть запрет на ввоз российских удобрений, скорее всего, приведет к росту цен и импортных поставок из других стран.
На Украине опасались ответной реакции Москвы. Но, не получив ответа, кабинет Гройсмана, заручившись согласием команды нового президента, решил дальше тыкать палкой в медведя. Однако даже без прямого ответа Украина рискует попасть впросак.
Российское дизтопливо в первом полугодии 2019 года заняло 40% всего украинского рынка. Поставки составили 1,4 миллиона тонн. Причем в основном это трубопроводные поставки, для которых и введена спецпошлина, — они занимают почти треть украинского рынка. Крупнейший поставщик топлива через нефтепродуктопровод — Wexler Group — уже объявил о прекращении поставок дизтоплива по нему, а это около 12% всего украинского рынка. И даже если поставки прекратит только Wexler, это серьезно отразится на украинском рынке — рост цен неизбежен. Если же ее примеру последуют другие, то ситуация для украинских потребителей будет еще печальнее.
Что касается сжиженного газа, то и тут ситуация довольно кислая — в первом полугодии его поставки из России составили 318 тысяч тонн, это 37% от всего украинского рынка. Правда, в постановлении № 624 речь идет о спецпошлинах только на поставки газа под кодом 2711 12 11 00, а основная их масса проходит по другим кодам. В то же время, по словам представителя президента Зеленского в кабинете министров Андрея Геруса, 24 июля правительство расширило спецпошлины на все виды сжиженных углеводородных газов (СУГ), поставляемые из России. Документальных подтверждений этому заявлению нет: ни в повестке дня заседания правительства от 24 июля, ни в базе документов украинского кабмина никаких изменений, вносимых в постановление № 624, не значится. Но это не значит, что они не могут появиться как чертик из табакерки, даже задним числом.
Понятно, что в этом случае реакция рынка будет такой же, как и по дизтопливу, — рост цен.
Стрельба себе в ногу давно стала национальной украинской забавой, впрочем, Россию это не должно волновать.