Кстати сказать, министр Ермолович, отвечая на вопрос о переговорах с Москвой по проблеме возмещения потерь белорусской экономики от налогового маневра, подтвердил, что «стороны в процессе».
При этом в правительстве России его рассуждения о компенсациях сочли, по меньшей мере, странными.
«Невозможно потерять то, что тебе не принадлежит», — отметил пресс-секретарь российского премьера Олег Осипов.
По его словам, «так называемые потери бюджета Белоруссии из-за изменения российского законодательства, в частности налогового маневра, не относятся к существующим обязательствам РФ перед республикой, в том числе финансовыми».
Значит ли это, что компромисс по налоговому маневру так и не будет найден?
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что какое-то решение, устраивающее обе стороны, будет все же принято:
— Надо сказать, что еще во время принятия нового витка налогового маневра, Минэнерго и ряд экспертов обращали внимание на те проблемы, которые создают эти новые правила игры во взаимоотношениях России и Белоруссии. Так как поставки нефти по сниженным ценам для Белоруссии позволяли ей с большей выгодой продавать нефтепродукты. Примерно от двух третей до трех четвертей нефтепродуктов, производимых в этой стране, шли на экспорт.
Внутренние потребности самой Белоруссии, если не ошибаюсь, составляют порядка 6 млн. тонн. В республике есть два крупных нефтеперерабатывающих завода: один мощностью около 20 млн. тонн, второй — где-то 12 млн.
Понятно, они не хотят терять свои доходы. Так как новые правила игры, в рамках которых снижается экспортная пошлина до «нуля», ставят их в ряд обычных потребителей российской нефти. И да, последние скандалы, которые мы наблюдаем во взаимоотношениях России и Белоруссии в области поставок нефти, они как раз и связаны с теми перспективами, которые станут реальностью уже с 2022 года для этой страны в плане её статуса как эксклюзивного покупателя российской нефти.
«СП»: — Но мы же заинтересованы в углублении интеграции в рамках договора о Союзном государстве? Разве мы не сможем найти компромисс?
— Полагаю, что Белоруссии удастся выторговать для себя какие-то более выгодные условия.
С другой стороны, надо понимать, что новые правила игры во многом уравнивают и внутрироссийских производителей нефтепродуктов с производителями в том же Европейском союзе. А учитывая количество недозагруженных мощностей, которые составляют 17%-25% (в зависимости от выбранного периода наблюдений), можно сказать, что конкурентность обострится. Правительство наше в этом плане пытается вводить некие дополнительные компенсирующие механизмы, которые должны усилить позиции российских игроков, даже при обнулении экспортной пошлины. Возможно, часть этих механизмов в рамках интеграции наших стран будут распространены и на Белоруссию.
Эксперт по российско-белорусским отношениям Международного центра политического анализа и информационной безопасности Дмитрий Болкунец отметил, в свою очередь, что у белорусского руководства есть более важные задачи, требующие своего незамедлительного решения:
— Ермолович, конечно, очень квалифицированный специалист, блестяще разбирающийся в своей теме. Он пользуется большим авторитетом не только в Белоруссии, но, я точно знаю, и среди коллег в российском Минфине. Однако компенсации, на которых Минск настаивает, в ближайший год маловероятны. И новый бюджет Белоруссии верстается без учета этих поступлений.
Насколько я знаю, российская сторона увязала весь пакет компенсаций с необходимостью подписания и началом реализации документов по так называемой углубленной интеграции. Речь идет о «дорожных картах», над которыми работала совместная экспертная группа, которые обсуждают премьер-министры и которые президенты должны подписать в декабре.
Но налоговый маневр, я напомню, носит чисто российский характер. Это внутрироссийская налоговая история. Она не связана с Белоруссией вообще. Россия проводит свой налоговый маневр для того, чтобы каким-то образом стимулировать нефтепереработку.
Белоруссия тоже занимается нефтепереработкой и тоже проводит свою особую налоговую политику в этом направлении. И Москва не требует от Минска в связи с этим никаких компенсаций.
Поэтому я согласен с тем, что требование компенсаций по налоговому маневру России, это не очень корректная со стороны Минска постановка вопроса.
Белорусским властям, скорее, стоит подумать, как модернизировать национальную экономику, чтобы не было столь большой зависимости от нефтяной переработки.
Потому что каждые полгода — скандал на фоне не той цены за нефть, которую Москва предоставляет. Это длится уже больше двадцати лет.
Двадцать лет назад была та же риторика. Лукашенко требовал дешевую нефть, дешевый газ, жаловался, что «нам рынок не дают», и заявлял, что подписывать ничего не будет.
А проблема как раз в другом…
«СП»: — Поясните.
— Дело в том, что белорусская экономика за эти годы никак не реформировалась. Она сохраняет советский уклад. И Лукашенко, пользуясь благодатной возможностью, просто вытягивает из Москвы все возможные преференции.
Необходимо эту модель менять.
«СП»: — Батька много раз говорил, что, если не договорится с Россией, то будет покупать нефть в США, Саудовской Аравии, Азербайджане, Казахстане и даже в Польше. Насколько это осуществимо, а главное, выгодно?
— Для России это очень выгодно. В этом случае она сможет перепродать нефть в другие страны по более высокой, рыночной цене. От чего российский бюджет только выигрывает.
И у Белоруссии есть возможность покупать нефть в третьих странах. Только рентабельность ее переработки будет стремиться к нулю, либо иметь отрицательный эффект.
Такое уже было в истории с венесуэльской нефтью, азербайджанской нефтью для Белоруссии. И все знают, чем это закончилось — закончилось обвалом белорусского рубля. Девальвацией национальной валюты.
Лукашенко может, конечно, еще договариваться и с американцами. Только они ему не будут субсидировать поставки нефти. Американцам выгодно сплавлять на экспорт свою нефть, им неважно, кому ее продавать. Могут и Лукашенко продать. И он ради разморозки отношений с США, может, будет готов даже пару танкеров прикупить. Я не исключаю такой вариант с бурной пиар-акцией.
Правда, это будет стоить денег, а расплачиваться за политические интриги Александра Григорьевича будут белорусские граждане. Америка будет в плюсе, а белорусский бюджет в минусе.
Поэтому я бы в этом плане рекомендовал Лукашенко все-таки заняться серьезной структурной перестройкой белорусской экономики с тем, чтобы не было этой катастрофической зависимости белорусской продукции от колебаний нефтяных котировок.
«СП»: — Почему это так важно?
— Потому что, какие бы реформы Россия ни проводила в налоговой сфере, понятно, что цена нефти для Белоруссии будет увеличиваться. Это отложенный эффект, который будет иметь последствия для экономики страны. То есть, через пять лет белорусская экономика будет уже работать в других условиях. Изменятся цены на энергоресурсы, что необходимо учитывать. Это будет отражаться и на конкурентоспособности белорусской продукции.
Хочу напомнить, что соседние страны — Польша, Украина, — они ведь получают нефть не по той цене, по какой Белоруссия получает нефть от России. У них цена гораздо выше.
При этом польская экономика более конкурентоспособна. Поляки сумели провести реформы, которые дали им определенные преимущества, и сейчас это одна из ведущих экономик Европы. Вот на этом, я считаю, белорусскому руководству и нужно акцентировать внимание.