Вопреки российским оценкам, что Су-57 относится к машинам 5 поколения, американцы так не считают, ставят в укор нашему новейшему истребителю радиолокационную заметность, соответствующую все-таки 4-му поколению. Мол, «сушка» светится на радарах, как новогодняя елка, тогда как новейшие самолеты ВВС США являются невидимками.
На этот счет поломано огромное число копий, как и профессиональных экспертов, так и «диванных» аналитиков. Спорщики закидывают друг друга цифрами и видео роликами без всякой надежды переубедить друг друга. Но кто на самом деле лучше: наш «сухой» или «американцы» F-35 или F-22, могут показать только реальные бои. Слава богу, до них не дошло и, хочется надеяться, не дойдет.
Между тем, в программе апгрейда Super-30 Updgrade, подписанной Москвой и Нью-Дели, претензии по малой заметности не поднимались. Зато говорилось, что Су-30МКИ улучшит свои характеристики до уровня Су-35+. «Плюс» означает, прежде всего, превосходство над «тридцать пятым», что должно вывести самый массовый индийский истребитель в разряд бесспорного завоевателя неба в Азии.
Напомним, что программа Super-30 Updgrade, как и многострадальный тендер MMRCA (на покупку многоцелевых истребителей на $ 8 млрд. для ВВС Индии), является долгоиграющей пластинкой. Нам обещали сделку по модернизации в 2010, 2016, 2018 годах, но шли бесконечные переговоры и утряски спорных моментов. Возможно, апгрейд Су-30МКИ не так известен СМИ и общественности, как MMRCA, сводящий с ума участников. Просто считается, что интриги не будет, и Нью-Дели рано или поздно заплатит Москве, чтобы улучшить свой флот «сушек».
Как пишет Indian Defence Update, программа Super-30 Updgrade откладывалась по вине Москвы, мол, та раздражала Нью-Дели низким качеством техобслуживания Су-30МКИ, прежде всего, проблемами с двигателями. Впрочем, аналогичные претензии периодически возникают и к французам по самолетам Mirage 2000.
«Если хотите сотворить из мухи слона — обращайтесь к индийцам! Они сделают его в лучшем виде», — такие ироничные комментарии можно прочесть под индийскими статьями-претензиями на тему «никто не производит истребители хуже русских (как вариант, французов)». Знающие эксперты называют их играми на понижение цены военных контрактов.
Как бы там ни было, но программа модернизации Су-30МКИ остается беспрецедентной с точки зрения времени, которое потребовалось для ее подготовки. Остается только догадываться, сколько было выпито водки нашими переговорщиками для снятия стресса и сколько бранных слов вырывалось в кулуарах.
С другой стороны, Нью-Дели все-таки провел апгрейды Mirage 2000 и МиГ-29, несмотря на паралич тендерных процедур, которые не позволяют ВВС Индии увеличить число своих эскадрилий до 45. Все это давало надежду, что «срастется» и по Су-30МКИ, вопреки огромному числу законодательных ограничений и интриг тамошних политиков.
Можно не сомневаться, что переговоры по программе Super-30 Updgrade могли идти до глубокой старости российских переговорщиков, если бы ни «нарисовалось» два момента. Во-первых, пакистанцы значительно улучшили флот своих истребителей за счет модернизации F-16. Во-вторых, просочилась информация, что китайцы готовы закупить для своих Су-35 более мощные двигатели 117С, обеспечивающих сверхзвуковую скорость самолета в бесфорсажном режиме. Все это приведет к нарушению баланса сил в воздухе Юго-Восточной Азии не в пользу ВВС Индии.
Словом, оттягивать с модернизацией Су-30МКИ Нью-Дели уже не может. Вначале, как поясняет Indian Defence Update, будет произведен апгрейд 80 самолетов до так называемого уровня «супер сухой». Под ним имеется в виду оснащение истребителей ракетами «воздух-воздух» большой дальности до 300 км, разработанных, кстати, для Су-57, а также мощными локаторами и РЭБ.
Обновленная «тридцатка», с большой долей вероятности, будет иметь высокоразвитую активную электронно-сканирующую решетку радара «Ирбис-Э» (Snow Leopard) наряду с новейшими системами авионики. Судя по всему, индийцы жестко настаивали на данной позиции, правда, не совсем понятно, как это согласуется с политикой Make in India (делается в Индии, не путать Made in India — сделано в Индии). Думается, что уникальные технологии все-таки переданы не будут.
«При полной мощности русский радар может обнаружить F-35 на расстоянии 58 км, в режиме пассивного слежения расстояние до 29 км», — поясняет эксперт Виджайндер Тхакур, знакомый с деталями апгрейда. В то же время, летчик-испытатель Вардхан Тхакур отметил, что «низкая наблюдаемость F-35 преувеличена, причем значение имеет умение работать с настройками радара».
Что касается новых двигателей для Су-30МКИ, о проблемах которых упоминалось выше, то Нью-Дели фактически угрожает Москве, мол, если на территории Индии не будет завода по сборке 117С, то ВВС Индии будут закупать силовые установки на Западе. Причем, ряд иностранных фирм уже готовы адаптировать свои изделия под русский самолет. «У нас уже есть совместное предприятие с General Electric с индийской частной компанией», — предупреждает Indian Defence Update.
Ситуация с техобслуживанием на самом деле весьма запутана. Индийские источники пишут, что совсем недавно из-за несвоевременных поставок запчастей боеготовыми были только 46% Су-30МКИ. Сегодня этот процент поднят до вполне достойных 60, почти, как в США. Но Нью-Дели настаивает на 75% истребителей, способных взлететь в любую минуту.
Теперь самое интересное — сколько же будет стоить вся модернизация, с учетом обозначенных «хотелок» индийской стороны. Если раньше Нью-Дели было жалко $ 8 млрд., то сегодня правительство Моди готово раскошелиться на $ 12 млрд. С чего бы такая щедрость от невероятно скупых индийцев?
Возросшая цена, озвученная Indian Defence Update, означает одно: ВВС Индии мечтает приобрести для Су-30МКИ все самое лучшее, что сегодня разработано в российском военном самолетостроении и сделать из самолета 4+ полноценного «пятипоколенника».
В целом, обзор индийской прессы, посвященной обозначенной тематике, показывает, что Нью-Дели выступает, как более заинтересованная сторона, чем Москва. Indian Defence Update, освещающий предстоящий апгрейд Су-30МКИ, не категоричен в условиях программы Super-30 Updgrade. Требования «Make in India» подменяются фразами «было бы неплохо, если бы ключевые узлы производились в Индии». Если — нет, то, вероятно, настаивать не будут. Но в любом случае ВВС Индии хотели бы получить первые Су-30 серии «супер сухой» в 2025 году.