Понятно, что Кулеба — политик нового поколения (ему 38 лет), воспитанный на постулатах нашумевшей в свое время книги Кучмы «Украина — не Россия». Но он — не продукт улицы. Его отец — Иван Кулеба — начал дипломатическую карьеру еще в СССР и дослужился до поста замминистра иностранных дел. Кулеба-младший пошел по стопам отца-дипломата. Окончил киевский Институт международных отношений по специальности «Международное право». Получил, к слову, степень кандидата юридических наук. По карьерной лестнице поднимался быстро — и при Януковиче, и после его свержения.
В команде Климкина специализировался на организации стратегических коммуникаций МИД Украины и внедрял в работу украинских дипломатов современные технологии и методы работы. В 2016-м был назначен постпредом в Совете Европы. А с приходом к власти президента Зеленского получил пост вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции в новом правительстве Гончарука.
То есть, это — не казак Гаврилюк, превративший себя в живую вышиванку, и не майданный сотник Парасюк, глумящийся над российским флагом… Кулеба, можно сказать, интеллектуал. Но почему-то и у него в каждой фразе — диагноз? Как иначе объяснить, что он, будучи дипломатом, выдвигает России этакие-то условия? Причем — заведомо неприемлемые?
Ну, если вы, ребята, хотите мира, как тот же Зеленский заявлял неоднократно, прекратите заниматься мистификацией и спуститесь на землю. Есть минские договоренности, есть «формула Штайнмайера» — там все расписано поэтапно, каждый шаг. Выполняйте. Нет, выползает какой-нибудь Кулеба или Климкин, или еще кто-нибудь из так называемой новой украинской политической элиты… И хочется позвать санитаров…
— Знаете, комментировать этот сумасшедший дом, в который превратилась Украина, просто нет сил уже, — признается глава фонда «Народная дипломатия», публицист Алексей Кочетков. — Думаю, Кулеба, просто решил, как сейчас говорят, хайпануть.
Вся эта команда, которая пришла вместе с Зеленским, они, в любом случае, мне кажется, заложники. Не ситуации даже, а того украинского мейнстрима, который сейчас диктует любому политику некие правила поведения. Они заложники улицы. Они боятся этой улицы.
Зеленский и его партия «Слуга народа» шли на выборы с одними лозунгами и обещаниями. А в итоге политика, которую они сейчас проводят, ничего общего с этими лозунгами не имеет.
«СП»: — Дело даже не в лозунгах, а в полном отсутствии реализма в украинской политике сегодня.
— На Украине всякое может быть. И с момента провозглашения независимости в 1991 году, там разная публика попадалась, в том числе и на государственных постах. Но, я не уверен, конечно, что Кулеба — сумасшедший (хотя всякое может быть). Это, скорее, продолжение того спектакля, который начался в 2014 году.
Что тут говорить, если у них официальные лица — представители Министерства обороны — заявляют на брифинге, что «сегодня российские войска обстреляли восемь раз позиции вооруженных сил Украины. И ВСУ были вынуждены открыть ответный огонь, в результате чего пострадали мирные жители». Замечу — на территории ДНР. Это же тоже какой-то паноптикум. Ведь получается, что у них в Минобороны люди находятся под воздействием каких-то химических веществ — не иначе.
Какие вооруженные силы РФ? По кому они там открыли огонь? Бред же… Но при этом люди, которым доверили оружие, которые носят погоны, постоянно делают подобные заявления. Так и с этим вице-премьером, который, вроде как, имеет дипломатическое образование. Они играют в какую-то игру, понятную только им и их сегодняшним соотечественникам. Остальному миру (по большей части) эта игра совершенно непонятна. И, мне кажется, неинтересна.
«СП»: — Даже когда они позволяют себе выходить за рамки приличий?
— Хуже другое. Подобные заявления говорят только об одном — никакой «формулы Штайнмайера» реализовано не будет. И никаких договоренностей достигнуто не будет. Представители Украины обменялись с представителями ЛДНР заявлениями, посоветовав, каждый друг другу, самораспуститься.
И все это, я думаю, закончится распадом государства под названием Украина. Хотя она в полной мере и государством на сегодняшний день не является, раз уж у нее такие дипломаты, такие военные и такие вице-премьеры.
Весь этот «цирк», как в старом анекдоте, закончится тем, что появится некий лесник, и всех прогонит. Но кто этим лесником будет? Пока вопрос остается открытым.
«СП»: — Куда же вся эта «элита» разбежится, если встанет вопрос харчевания?
— История, как известно, повторяется многократно то, как фарс, то, как трагедия. И в данном случае уже были примеры в недавнем прошлом Украины с политиками Директории УНР — они ведь с них берут пример.
Все эти люди рано или поздно окажутся там, куда они так стремились утащить свой народ по безвизу. То есть, они уедут на Запад и будут реализовываться там по мере своих возможностей — кто посудомойками, кто сиделками, кто — уборщиками. Но в любом случае, будущее их, я уверен на сто процентов, никак не связано с той территорией, на которой они сейчас пытаются изображать из себя министров обороны, иностранных дел, премьер-министров или президентов.
«СП»: — Печальная судьба у страны…
— Это просто ощущение такое. Знаете, еще в 30-е гг. прошлого века очень известный польский политический деятель, мыслитель, практически основатель Второй республики (Независимая Польша 1918−1939 — ред.) Роман Дмовский писал о том, что ждет Украину без России. Он писал, что если Украина получит возможность строить свое независимое государство на позициях, на которых стояло руководство Украинской Народной республики (т.е. — на антироссийских, опираясь на поддержку Европы), то это будет прибежище авантюристов всех мастей. Которые съедутся на эту территорию, чтобы урвать, как можно больше, а потом быстро-быстро оттуда уехать.
Собственно говоря, так оно и происходит. Практически восемьдесят с лишним лет прошло с тех пор, как Дмовский это написал — все сбылось с точностью до деталей. И авантюристы со всего мира съехались в «незалежную». И собственные мошенники повыползали из всех щелей. И все это сопровождается грабежом, вывозом ценностей, бегством населения.
«СП»: — Чем все это закончится, он не предсказал, случайно?
— Вообще, Дмовский был очень интересным мыслителей. Несмотря на то, что он, скажем так, был польским патриотом до глубины души, он очень сильно критиковал Пилсудского. И всегда выступал за добрососедские, нормальные, человеческие отношения с Россией.
До революции, кстати, дважды избирался в Государственную думу и даже возглавлял там польское коло — группу польских депутатов. Дмовский являлся как раз сторонником той идеи, что Польша может быть самостоятельным, суверенным государством, но ей никогда не удастся стать вновь империей. Поэтому лучше на то, что «ты переварить не в состоянии, не замахиваться». Это касалось и Украины.
Он видел будущее Украины только с Россией. Или как такое своеобразное «Гуляй-поле», которое будет раздражителем и очагом нестабильности для Центральной и Восточной Европы.