Вместо того, чтобы обсуждать, когда у России появятся собственные авианосцы, стоит задать вопрос — почему страна, которая непрерывно строит новые газопроводы, не имеет собственных кораблей-трубоукладчиков. И могут ли российские судостроители в принципе построить что-нибудь подобное, а если нет, то почему?
Эти вопросы совершенно не риторические. Речь ведь идет не о том, почему Россия не строит свои собственные круизные лайнеры. Но если мы строим морские газопроводы, то это наш собственный рынок, который мы по какой-то странной причине отдаем иностранцам.
То же самое касается добычи нефти и газа на морском шельфе. Советский Союз производил самостоятельно все оборудование для шельфовой добычи. Сегодня от этого не осталось и следа.
Даже позиционируемая как «русская» ледостойкая платформа «Приразломная» из отечественного имеет лишь бетонное основание. А верхняя часть, в том числе бытовки и оборудование, приехали с норвежской платформы «Хаттон», отработавшей в Северном море более десяти лет.
Сталин начал в 1932 году индустриализацию, потому что у страны просто не было другого выхода: после окончания Гражданской войны даже то, что у России было, оказалось разрушено.
Мы сегодня находимся почти в том же состоянии, что и СССР 88 лет назад: промышленность разрушена и страна в кольце врагов.
Последнее, как показали события декабря 2019 года, совершенно не является преувеличением.
США ведут враждебную по отношению к России политику, а европейские страны не способны или не видят достаточных оснований этому противостоять.
Советский Союз производил самостоятельно все оборудование для шельфовой добычи. Сегодня от этого не осталось и следа Фото: GLOBAL LOOK PRESSСоветский Союз производил самостоятельно все оборудование для шельфовой добычи. Сегодня от этого не осталось и следа
Наши геополитические проблемы не будут решать ни Германия с Францией, ни даже Китай. У всех свои интересы.
Санкционное давление на Россию непрерывно нарастает с 2008 года, когда мы впервые с 1991-го продемонстрировали отстаивание национальных интересов. Дискриминационная поправка Джексона-Вэнника действовала 38 лет и была отменена только в 2012, когда на смену ей пришел целый ряд новых ограничений против России. Это означает только одно — санкции будут отменены только после полной капитуляции.
Нам сегодня надо думать не о перспективе отмены санкций, а о национальной стратегии в условиях санкций не слабее «иранских». Возможны ли они? Да, возможны и вероятны как никогда.
Рассматривать проблему санкций в контексте «чем мы можем ответить» — глупо. Ничем мы не можем ответить. Наш паритет с США существует исключительно в области ядерного оружия, — спасибо советской власти.
Американская экономика для нас находится вне зоны поражения и даже сколько-нибудь заметного ущерба. Роль страны-бензоколонки, которая просто продает сырье, вполне возможна, но только в том случае, если мы согласимся играть по чужим правилам. И самое опасное, что это объективно вполне устраивает российский олигархат.
Если вы взглянете на «русский» список «Форбс», вы там не увидите ни одного человека, который делал бы станки или горное оборудование, самосвалы или бульдозеры…..
За 30 лет, прошедших с тех пор, как мы начали строить в России капитализм, ни своих Фордов, ни своих Круппов у нас так и не появилось. Приватизаторов — сколько угодно, успешных банкиров и финансовых спекулянтов — тоже. Торговцев, маркетологов, программистов, рестораторов. Но той самой важной породы людей, которые и построили великие экономики США, Германии и Китая, у нас так и не завелось.
Правительство имитирует заботу об отечественном производителе. Но давно необходимы новые форматы и новые люди. Вместо бессмысленных министерств создавать проектные офисы, которые должны заняться действительно национальными проектами.
Не абстрактный проект «Экономический рост», который все равно не выполняется, а 10–15 ключевых направлений, способных обеспечить национальный суверенитет в условиях, в том числе прямого противостояния с Западом. Чтобы не повторилась история с «Северным потоком — 2», когда не хватило 5 лет и миллиарда долларов, чтобы завести хотя бы один работающий собственный трубоукладчик.