ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » ВЕРНИСАЖ » Чтобы помнили


Чтобы помнили

Сообщений 1 страница 10 из 77

1

"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.

http://s9.uploads.ru/hHbQg.jpg

0

2

Чтобы помнили...

Басов Владимир Павлович

http://s9.uploads.ru/t/cJRrE.jpg

Премия за лучший воспитательный фильм МКФ в Карловых Варах-54 («Школа мужества»)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди художественных фильмов» за 1964 год
Лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых за роль в фильме «Факты минувшего дня» (1982)
Народный артист РСФСР (1977)
Народный артист СССР (1983)

http://s8.uploads.ru/t/L038z.jpg

Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в городе Уразове Курской области.

Свернутый текст

Позднее Басов вспоминал о своих детских и юношеских годах: «Меня мама родила, можно сказать, проездом - в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и в конце концов мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно - все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков.

В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарем редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвертый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тетки под Сухуми - так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом еще и шестой прихватил. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс - мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва - десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года…»

http://s9.uploads.ru/t/fOVTK.jpg

Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие документы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Басов ушёл уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его планы вмешалась война.

http://s9.uploads.ru/t/ATh6Z.jpg

Владимир Басов ушел на фронт в 1942 году и закончил войну в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.

В 1947 году Басов вновь пришел во ВГИК и поступил на режиссерский факультет в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. На время учебы во ВГИКе приходится его первая женитьба на Розе Макагоновой, с которой Басов познакомился в институте. Розу он и снимет в главной роли в своем режиссерском дебюте. В 1952 году, по окончании ВГИКа, Басов стал штатным режиссером «Мосфильма», и в качестве ассистента режиссера участвовал в съемках фильма «Пржевальский», режиссером которого был его учитель Сергей Юткевич.

После съемок своей первой картины «Школа мужества» Владимир Басов получил «зеленый свет» в кинематографе, и снимал картины одну за другой: «Крушение эмирата», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Жизнь прошла мимо», «Золотой дом». На съемках «Случая на шахте восемь» Басов знакомится с Натальей Фатеевой, которая становится его второй супругой.

http://s8.uploads.ru/t/0Bj4r.jpg

В 1960 году Владимир Басов снял фильм «Битва в пути» с Михаилом Ульяновым и Натальей Фатеевой в главных ролях. Фильм занял 6-е место в прокате, о нем похвально отозвалось большинство критиков.

Наталья Фатеева вспоминала: «Роман «Битва в пути» был написан в период оттепели. Пока Владимир Павлович начинал эту работу, в жизни нашей страны очень многое изменилось. Началось время, как тогда называли, завинчивания гаек. К концу съемок фильма этот процесс уже созрел. Картину курировала Екатерина Алексеевна Фурцева. Каждый четверг она приезжала просматривать материал, который монтировался и доснимался. Помните, что у Бахирева были большие проблемы в личной жизни? У него – главного инженера завода – любовь не к семье, не к жене, проблемы с женой. Это вообще было недопустимо. Напрочь запретили намеки на какие- то отношения Тины и Бахирева. Картина претерпела очень большие изменения. То, что связано с душевной жизнью, интимной жизнью ушло из фильма, и поэтому я даже озвучивала этот фильм без всякого энтузиазма. Мне было так это неинтересно и так больно, поэтому я эту картину, честно говоря, просто не выношу. Фильм этот пользовался невероятным успехом в нашей стране, а когда мы были в ГДР, это вообще было что-то фантастическое. Мне даже было стыдно, потому что мне казалось, что мы сняли «Броненосец Потемкин».

Михаил Ульянов вспоминал: «Нас принимали в Германии совершенно баснословно. Мы ездили в каких-то «Мерседесах» с сопровождением мотоциклистов. Вообще это была очень смешная история. Немножко глупо себя ощущали… Короче говоря, наш посол разрешил нам въехать в Западную зону. Тогда это вообще ни под каким видом не было возможно. А посол своей властью дал разрешение. И мы поехали. Поехали на старой «Волге» к Рейхстагу. А перед Рейхстагом было в те годы пусто, масса зданий была снята, а Рейхстаг остался. Это было 9-ого мая. И когда мы туда подъехали, вдруг откуда-то появилось две машины, набитые молодыми ребятами. И шофер, который был с нами, сказал, что от них уходить надо, что это ребята «неверные». И мы поехали. А Басов говорит: «Вот, опять двадцать пять! Опять немцы. Опять мы воюем. Опять мы отступаем–наступаем». Вдруг в нем в этот момент загорелся какой-то азартный человек, боевой человек. Он офицером был».

Расставание Басова и Фатеевой произошло после того, как Владимир Басов увидел Валентину Титову на съемках фильма «Метель», и влюбился в нее.

Наталья Фатеева вспоминала: «Что касается Владимира Басова... Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к этому делу» - зато ревновал Басов – «Он ревновал меня к моей внешности, успехам в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: «Когда же ты постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет?..»

Валентина Титова вспоминала: «Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь». Он однозначно решил, что я буду сниматься в «Метели». Но о том, чтобы я снималась в кино, не могло быть и речи. Я - ученица Товстоногова, и нас готовили только для сцены. Что же делает влюбленный мужчина? Он звонит помощнику министра культуры Екатерины Фурцевой Калинину, и за его подписью Товстоногову была послана телеграмма с указаниями отпустить меня на съемки. Это было ЧП в театре. Когда я вернулась в Ленинград и пришла в театр, на меня смотрели, как на отступницу. Басов сразу выбрал меня и как актрису, и как жену…»

http://s9.uploads.ru/t/aH6e4.jpg

0

3

(продолжение)
Когда актриса уехала в Ленинград, Басов при любой возможности мчался к ней и часами просиживал в машине возле БДТ. В перерывах между занятиями в студии Титова выбегала к нему и они ехали обедать в ресторан. Так продолжалось два месяца. Затем Басов отважился на решительный шаг. В один из дней он накрыл роскошный стол в номере гостиницы «Европейская» и пригласил туда Титову и всех ее однокурсников. Там он произнес прекрасный тост и официально попросил руки у своей возлюбленной. Все это выглядело так торжественно, что друзья посоветовали девушке не отказываться от этого предложения. И Титова согласилась. К тому времени была уже беременна. В 1964 году на свет появился ребенок Владимира Басова - это был вновь мальчик, которого назвали Сашей. Через месяц после этого они расписались.

Валентина Титова рассказывала: «Я послала родителям в Свердловск телеграмму: «Поздравляю внуком Сашенькой, выезжайте, жду, люблю…» Они приехали, мы их встречали на вокзале. На перрон я пошла одна, Басов, чтобы оттянуть шок, остался около машины. Нужно было немного времени, чтобы подготовить маму. Мы подошли к машине. Она, когда его увидела, сказала однозначно: «Разводиться, сейчас же…» Родители пришли в ужас оттого, что Владимир Павлович был намного старше меня - на восемнадцать лет. Но хитрый и мудрый Владимир Басов всегда держал ситуацию в своих руках. Вообще, надо сказать, он был человеком-победителем. Так вот, как только мы подошли к машине, Басов всплеснул руками и восторженно сказал: «Марья Ивановна» Если бы я узнал вас раньше, чем Валю, я б женился на вас!» И с этой минуты мама стала лучшим другом Владимира Павловича Басова, что бы он ни сказал, он всегда был прав. В семье Володя был президентом, светочем. Я жила его глазами, сердцем, умом… Но иногда мы ругались нещадно. Ведь мне надо было готовить, убирать, стирать. А он требовал внимания. Я ему кричу: «Да замолчи ты, радио можно выключить, тебя — нет!» Если его не уложить спать, он мог вещать сутки. Потому что был наполнен пространством, мечтами — все это бурлило и клокотало».

Свернутый текст

Александр Басов (сын Владимра Басова) рассказывал: «Я видел ВП (это было его домашнее прозвище) и в угрюмом состоянии, — говорит сын Александр. — Он лежал, вздыхал, курил… Но продолжалось это недолго. Он умел заряжаться от ерунды. Кстати, мог стать счастливым от того, что сделал кому-то добро. Однажды я спросил его: «Пап, зачем ты помогаешь тому подонку?» А он произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Я всегда на стороне слабого». По-моему, оптимальная мораль». Валентина Титова продолжала: «А вот за себя он стеснялся просить. Я помню, еле-еле уговорила его выбить у властей квартиру, — в крошечном кооперативе жить было уже невозможно. Когда он пришел к ним, показал список фильмов, которые снял: «Школа мужества», «Тишина», «Метель», «Случай на шахте № 8», «Щит и меч», «Дни Турбиных», а потом еще сказал, как зовут его жену, они выпучили на него глаза и тут же подписали нужные бумаги на жилье. Мы переехали на улицу Горького в большую квартиру».

Елизавета Басова рассказывала: «Папа был настоящим денди, обожал пижонить. Родители вывозили нас летом за границу (отец мог себе это позволить). И я помню, как, приезжая в какой-нибудь город, мы первым делом неслись в магазины, где папа выбирал себе потрясающие костюмы, рубашки, вокруг него вертелось огромное количество народа — ведь в Европе Басова знали, там с успехом шли его фильмы. Еще он не мог жить без машин и гениально их водил. Начинал с «Москвича», а потом одна за другой у него менялись «Волги», которые в те времена просто так никому не выдавались, а ему их привозили прямо с завода. Машину он лелеял, выходил разогревать ее за час до выезда. За границей он покупал для нее какие-то особенные зеркала, чехлы на руль и прочие мелочи».

http://s9.uploads.ru/t/BPLny.jpg

В 1962 году Басов снимает двухсерийную картину «Тишина» по одноименному роману Юрия Бондарева.

Актриса Наталья Величко вспоминала: «Очень неожиданно, помню что вечером, раздался звонок - просим приехать в группу «Тишина» для разговора с Басовым. Ну, я, конечно, очень хотела сниматься. Мне было все равно где сниматься – лишь бы сниматься. И когда я вошла к нему, первое впечатление было, сидел такой человек - очень похожий на кинорежиссера. Он очень любил бежевые тона, нарядно одеваться, клетку. И сказал: «Вот тут про вас все хорошо говорят, я очень спешу, мы уже снимаем давно картину («Тишина» уже шла полным ходом). Давайте сразу, без кинопробы сниматься в фильме. Но я оставляю за собой право заменить вас, если я почувствую, что вы не справляетесь с ролью. Идет?» Я робко ответила, что идет. Я человек скромный. Я никак себя не выдавала. Мне даже казалось, что никто об этом не догадывается, хотя вся группа быстро поняла, что я просто влюблена в Басова. Я по наивности, когда мне нужно было отыграть план с Костей, когда я на него смотрю - любовь – я просила встать Басова. И тут я открывалась, смотрела влюбленными глазами – на экране получалось очень здорово. И Басов потом уже любил повторять «А ну-ка, поди-ка, посвети глазками». В Париже, кстати, именно фильмом «Тишина» открывалась декада советского кино. И видимо был даже такой замысел политический: акцент был сделан на него. Хотя мы привезли тогда «Гамлета», «Чужую родню». То есть «Тишина» был даже политически заявленным фильмом, но европейцы тогда ничего этого не поняли. Для них это были какие-то тонкости, глубоко наши проблемы».

Снятый Басовым фильм «Щит и меч» вышел на экраны страны в 1968 году и с первых же дней стал лидером проката: четыре его серии заняли 1-4-е места, собрав на своих просмотрах соответственно - 68, 66, 47 и 47 млн зрителей». Владимир Басов рассказывал: «Мне бы сказали – у тебя не будет ничего: не будет декораций, бракованная пленка; любитель - не очень много налетавший кинокилометров - за аппаратом – человек, который будет снимать. Но у тебя будет полная возможность поработать с актерами, которых ты любишь, пульс в пульс, создать магнитное поле вокруг себя, заразить этим магнитным полем исполнителя или исполнительницу, и потом, даст Бог, чтобы он перенес это зрителю. Я скажу: «Я согласен на всё».

http://s9.uploads.ru/t/Dm0ya.jpg

В 1964 году в послужном списке Басова появилась эпизодическая, но довольно яркая роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

Актер Евгений Стеблов рассказывал: «...Артист, который должен был играть эту роль, заболел, и его нужно было срочно заменить. Режиссер Владимир Басов, который тогда озвучивал свою картину, в этот момент случайно проходил по тон-студии. Данелия уговорил его выручить нас и сняться в этом эпизоде. Так в нашем кинематографе появился блестящий актер».

Как актёр кино Владимир Басов дебютировал в своём фильме «Школа мужества» в 1954 году, после чего снялся более, чем в 80 фильмах. На счету Владимира Басова были роли в картинах «Преступление и наказание», «Бег», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам».

http://s8.uploads.ru/t/uXQVN.jpg

Наталья Фатеева рассказывала: «То, что Владимир Павлович сыграл много ролей, это связано с тем, что у него были такие обстоятельства в жизни, которые его заставляли это делать, Конечно, он надорвался. У него еще были личные неприятности, он пережил стресс колоссальный. Потом ему еще нужно было доказать свою состоятельность, что он хороший отец, что он всем нужен. Он должен был во всех радиопередачах показаться, во всех телевизионных передачах. Это требовало энергии, сил. Он везде был. Я ему говорила: «Слушай, ты не устал? Как ты успеваешь прочитывать эти сценарии? – Я их не читаю, - отвечал он. Я однажды его пригласила в Большой театр послушать «Пиковую даму» – всю жизнь мечтала послушать «Пиковую даму». Нам билеты достались в первом ярусе в первом ряду. Постановка ужасная, допотопная. И вот Владимир Павлович высмотрел, выследил артиста миманса который на каком-то там плане сидел и весь спектакль спал. И вот Басов весь спектакль – в уши лилась хорошая музыка, действие было не интересное – все время наблюдал за этим человеком и все время мне на ухо шептал, чтобы и я за ним следила. Это было так смешно. Мы хохотали. Вокруг сидели люди, которые с таким серьезным лицом за всем этим наблюдали».

Спустя 14 лет брак Басова и Титовой распался. В жизни Титовой практически сразу появился другой мужчина - Георгий Рерберг, оператор фильмов «Отец Сергий», «Первый учитель», «Зеркало» и «Дворянское гнездо».

Валентина Титова рассказывала: «Никогда не забуду, как Володя повел себя в Чехословакии в 68-м году, когда мы попали в военные события, — говорит Валентина. — Мы приехали отдыхать, жили в отеле. И вот ночью раздается стук в дверь. Басов встал, пошептался с кем-то, потом оделся и прямо в одежде лег. Утром на улицах появились войска. Меня поразило поведение Басова. Он стал вести себя как человек, попавший в плен. Жил, не раздеваясь, двое суток, пока мы не уехали. Я его просила: «Разденься хоть на пару часов». Он ответил потрясающе: «Если нас повесят или расстреляют, я не хочу висеть на заборе со спущенными штанами». Каждый год 21 июня мы выезжали в Суздаль, чтобы встретить рассвет 22-го числа. Так он отмечал день начала войны. Но никогда о ней не говорил. Так, пару раз всего, скупо. Помню, как-то в Москве стояли жуткие морозы, и он вспомнил, что во время войны в такой же холод они с солдатами закладывали щели блиндажа немецкими трупами. Вот и все. На войне он был контужен. Может, это стало одной из причин, почему с ним случились инсульты. В 1974 году у Володи был инфаркт. Дома у него зажало сердце, я вызвала «скорую». Дама-врач почему-то посоветовала ему крутить левой рукой — и уехала. Вот он еще три дня крутил, сидел в горячей ванне, и в результате его увезли в больницу уже с обширным инфарктом. Он пролежал там полтора месяца, я ездила каждый день, делала ему маникюр, педикюр, кормила, поила мумие. Он встал на ноги… А через несколько лет мы расстались. Я не была готова к тому, что он начнет пить. Когда мы познакомились, он пил лишь воду, а меня учил пить вино. И так держался 12 лет. Хотя до меня, я знаю, выпивал. Сорвался, когда один уехал сниматься в фильме «Бег» — а мы же почти всегда ездили работать вместе, и дети с нами. И тут пошло-поехало… Это боль, с которой сложно было справиться. Я ушла от него. Мой второй муж — оператор кино Георгий Рерберг до конца дней ревновал меня к Басову. С Володей мы после развода не общались вовсе. Он жил вместе с Сашей (Лиза уехала учиться в Ленинград). Свою славу Володя заработал тяжким трудом. Например, когда писал сценарий, ничего не ел, курил и пил черный кофе. И так — месяца два. А потом съедал кастрюлю щей. Алкоголь был для него, наверное, каким-то выходом».

Владимир Басов боролся за свое счастье, как мог. После развода Моссовет отказал им в размене квартиры, так как Басов написал заявление, что супруги примирились и ничего разменивать не будут. Тогда Титова ушла из квартиры. Басов страдал, объяснял детям: «Не надо, не переезжайте, мама успокоится и вернется к нам». Но Валентина не вернулась. Басов даже начал процесс о лишении материнских прав. Но и это не помогло.

http://s8.uploads.ru/t/P1WRM.jpg

0

4

(Продолжение)
С этого момента в жизни Басова начались не самые лучшие дни. После снятых им в 1975 году «Дней Турбинных» он пять лет ничего не снимал. В 1980-м году он снял картину «Факты минувшего дня» и был удостоен Государственной премии СССР. Но в 1983-м году тяжелая болезнь приковала его к постели на полгода. Через год Басов нашел в себе силы приступить к съемкам своей последней картины - экранизации пьесы Пристли «Время и семья Конвей». Это был последний триумф Владимира Басова.

Александр Митта рассказывал о Владимире Басове: «Есть люди способные, например, пианист, у которого невероятно беглые пальцы или абсолютный слух. Вот у него в режиссуре были фантастические пальцы как у Горовица, так сказать, и слух совершенно абсолютный. Фантастическая память. Пространственное воображение. Я у него увидел, как режиссер расставляет мизансцену в пространстве, а потом поворачивает ее на 90 градусов, потому что солнце, так сказать, ушло. Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень быстро, и четко, и складно монтировал. И вообще все, что происходило, прекрасно умещалось у него в голове. Из таких людей потом стали создаваться олигархи и большие политики. Он помнил всё».

Владимир Басов-младший рассказывал: «Я подрос, мы созвонились, встретились и стали дружить. Я понимал, что жизнь есть жизнь. Конечно, наверное, лучше б они с мамой не разводились, когда мне было 4 года. Но так уж случилось. Папа позвал меня сниматься в свою картину, потом в другую... Потом его хватил инсульт, и он четыре года лежал. И это уже были поездки по больницам...»

http://s8.uploads.ru/t/rOCN2.jpg

Свернутый текст

Александр Басов рассказывал: «Первый инсульт с ним случился в 1984 году. После него он стал плохо себя чувствовать, больше лежал, ходил с палочкой, но умудрялся работать, ездил на студию. Снял картину по пьесе «Семь криков в океане». Написал сценарий по Агате Кристи, но снимал его уже другой режиссер. Большое спасибо Володе Досталю, который тогда придумал ему должность режиссера-консультанта. Отец до самой кончины получал не только пенсию, но и полноценную зарплату. Иногда он просил яду, когда хотел, чтоб ему посочувствовали. Для него немощь была трагедией. Он же всегда был человек подвижный, не ходил, а летал. Второй инсульт случился в ванной. Он пошел бриться, что делал всегда сам, хотя и плохо уже, но все попытки его побрить встречали сопротивление. И вдруг упал и мгновенно умер. У меня на глазах».

Владимир Басов умер 17 сентября 1987 года.

http://s8.uploads.ru/t/8J7Pn.jpg

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Сримался в фильмах

http://s8.uploads.ru/t/9dRc3.jpg
http://s9.uploads.ru/t/W48PV.jpg

1954 Школа мужества
1963 Я шагаю по Москве
1965 Напарник
1965 Тридцать три
1965 Операция "Ы" и другие приключения Шурика (
1966 Путешествие
1967 Фокусник
1968 Щит и меч (фильм 1-й, 2-й; Фильм 3-й, 4-й)
1969 В тринадцатом часу ночи
1969 Преступление и наказание
1970 Бег
1970 Карусель
1970 Чудный характер
1971 Возвращение к жизни
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1972 Опасный поворот
1972-73 Большая перемена
1973 Высокое звание
1973 Дача
1973 И на Тихом океане...
1973 Нейлон 100%
1973 Совсем пропащий
1973 Чиполлино. Cipollino
1975 Афоня
1975 Иван и Коломбина
1975 Капитан Немо
1975 Приключения Буратино
1975 Ау-у!
1975 Шаг навстречу
1976 Дни Турбиных
1976 Солнце, снова солнце
1976 "Сто грамм" для храбрости
1977 Мимино
1977 Нос
1977 По семейным обстоятельствам
1977 Про Красную шапочку
1977 Смешные люди!
1977 Трясина
1977-79 Открытая книга
1978 Живите в радости
1978 Новые приключения капитана Врунгеля
1978 Пока безумствует мечта
1978 Расписание на послезавтра
1978 Шла собака по роялю
1978 Пробивной человек
1979 Бабушки надвое сказали...
1979 Москва слезам не верит
1979 Мужчины и женщины
1979 Пани Мария
1979 Пена
1979 Приключения принца Флоризеля
1979 Приключения Электроника
1980 Вечерний лабиринт
1980 Тегеран-43
1981 Будьте моим мужем
1981 Женщина в белом
1981 Отпуск за свой счет
1981 Сильва
1981 Факты минувшего дня
1982 Ищите женщину
1982 Предчувствие любви
1982 Принцесса цирка
1982 Сказка странствий
1982 Срочно...Секретно...Губчека
1982 Суббота и воскресенье
1982-83 Трест, который лопнул
1983 Комета
1984 Время и семья Конвей
1984 Первая конная
1984 Через все годы
1991 Исчадье ада

Поставил фильмы

http://s9.uploads.ru/t/fkr5l.jpg

1953 Нахлебник (совместно с М.Корчагиным, фильм-спектакль)
1954 Школа мужества (совместно с М.Корчагиным)
1955 Крушение эмирата (совместно с Л.Файзиевым)
1956 Первые радости
1956 Необыкновенное лето
1957 Случай на шахте восемь
1958 Жизнь прошла мимо
1959 Золотой дом
1961 Битва в пути
1963 Тишина
1964 Метель
1968 Щит и меч
1971 Возвращение к жизни
1972 Опасный поворот
1973 Нейлон 100%
1976 Дни Турбиных
1981 Факты минувшего дня
1984 Время и семья Конвей
1986 Семь криков в океане

Написал сценарии к фильмам:

1963 Тишина
1964 Метель
1968 Щит и меч (фильм 1-й, 2-й; Фильм 3-й, 4-й)
1971 Возвращение к жизни
1973 Нейлон 100%
1976 Дни Турбиных
1981 Факты минувшего дня
1984 Время и семья Конвей
1986 Семь криков в океане

28 июля 1923 года – 17 августа 1987 года

Чтобы помнили...

Басов Владимир Павлович

http://s9.uploads.ru/t/0Cw2R.jpg
http://chtoby-pomnili.com/

спасибо, Tvente

0

5

Рыбников Николай Николаевич

http://s8.uploads.ru/t/9R1Nm.jpg
Заслуженный артист РСФСР (1964)
Народный артист РСФСР (1981)

http://s9.uploads.ru/t/V54Jp.jpg

Николай Рыбников родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске.

Его отец Николай Николаевич Рыбников был слесарем, мама Клавдия Александровна – домохозяйкой, но она рано умерла. В Борисоглебске Рыбников учился в школе, и играл на подмостках школьной сцены. В 1944 году его отец переехал в Сталинград, куда вслед за ним направился и Николай, но отец Николая вскоре умер. В Сталинграде Николай Рыбников окончил железнодорожную школу, где довольно успешно выступал в художественной самодеятельности и одно время даже служил актером вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. После окончания школы Рыбников поступил в Сталинградский медицинский институт, однако, проучившись в нем всего год, уехал в Москву. В столице Николай Рыбников поступил во ВГИК и был зачислен на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Макарова потом часто вспоминала своего выпускника и говорила о его редком темпераменте, не соответствовавшем простоватой внешности.

http://s8.uploads.ru/t/cS4qk.jpg

В памяти Тамары Федоровны Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер. Однокурсница Рыбникова Алла Ларионова рассказывала: «Он тогда был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках. Однажды не оказалось масла на завтрак, так он съел с хлебом целую банку майонеза. С того времени видеть майонез не мог, на дух не переносил...» Другие сокурсники Николая вспоминали, что у Рыбникова хорошо получались роли Жюльена Сореля, Хлестакова, Макара Нагульнова, пушкинского Дона Гуана и Бенкендорфа, говорящего по-французски. Но лучше всего у него получалось сыграть Петра Первого, и именно эта роль спасла его от отчисления из ВГИКа после неудачного розыгрыша, во время которого Рыбников, собрав в общежитии много студентов, спрятался в шкафу и, подражая голосу Левитана, через микрофон объявил о снижении цен на продовольствие в пять раз, а на винно-водочные товары – в семь. В те годы, действительно, каждую весну по радио зачитывались подобные объявления о снижении цен на основные продукты, но, конечно же, не в семь раз. Все, кто слышал это «правительственное сообщение», поверили и ответили криками: «Ура» и «Да здравствует Сталин!» Новость разлетелась по всей округе, и все с нетерпением ожидали обещанного понижения. В результате слух о благосклонности правительства дошел до высокопоставленных чиновников, и шутнику грозило 25 лет строгого режима за антисоветскую пропаганду. Но следователь, который вел это дело, ограничился исключением Рыбникова из комсомола. От исключения актера из института спас талант и заступничество преподавателей. Позднее эта история вошла в фильм Петра Тодоровского «Какая чудная игра».

http://s9.uploads.ru/t/ld3t2.jpg

Всесоюзный государственный институт кинематографии Николай Рыбников окончил в 1953 году, и был принят в Театр-студию киноактера. Дебют Николая Рыбникова в кино состоялся в 1953 году в фильме «Команда с нашей улицы», в котором он сыграл роль Дроздова, однако картина прошла незамеченной. А по-настоящему актёрский талант Рыбникова впервые раскрылся у режиссёров Алова и Наумова в картине «Тревожная молодость». Рыбников во время исполнения этой роли был сдержан, немногословен и скуп на эмоции, но его работу сразу отметили критики. Широкая популярность пришла к артисту после сыгранных им ролей Саши Савченко в фильме «Весна на Заречной улице», Николая Пасечника в картине «Высота» и тракториста Федора Соловейкова в ленте «Чужая родня».

http://s8.uploads.ru/t/hC2Vr.jpg

Хотя именно в этой картине Швейцера его утверждение на роль было самым маловероятным, так как в списке кандидатов на роль сельского механизатора фамилия актера Рыбникова была последней. Актер и не надеялся, что режиссер фильма и автор повести Владимир Тендряков, по чьему произведению снималась картина, остановят свой выбор на нем. Но за талант выбрали именно Николая.

http://s8.uploads.ru/t/zrC13.jpg

И сугубо городскому Рыбникову пришлось срочно переквалифицироваться в сельского жителя. Съемки картины проходили в Кунгуре, и в первый же съемочный день актеру пришлось выдержать настоящий экзамен во время съемки эпизода косьбы. На съемочную площадку сбежалась почти вся деревня. Если бы актер с косой в руке выглядел неубедительно, это было бы сразу подмечено крестьянами. Однако Рыбников экзамен выдержал. «Видать, парень наш, деревенский», — после окончания съемок говорили селяне. Даже Владимир Тендряков, дольше всех сомневавшийся в способностях молодого актера, изменил свое мнение и даже подарил ему книгу с автографом.

http://s9.uploads.ru/t/ZHKBh.jpg

0

6

Режиссер картины «Весна на Заречной улице» Марлен Хуциев также вспоминал, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И все же она досталась Рыбникову, несмотря на то, что позже ему с трудом давалась каждая сцена. Хуциев писал: «Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться». Трудиться на съемках этой картины, действительно, актеру пришлось немало. Так, например, в фильме была сцена, в которой Савченко признавался в любви учительнице Татьяне Сергеевне. Сложность эпизода состояла еще в том, что Рыбников должен был играть влюбленного, пришедшего к девушке навеселе. Такая комическая ситуация была явно невыгодная для героя, тем не менее сцена, сыгранная Рыбниковым, выглядела превосходно. «Происходит это, на мой взгляд, потому, — писал биограф Ю.Дьяконов, — что актер в течение нескольких минут сумел убедить нас в своей предельной открытости, в этом одном из главных свойств русского характера, в его гордом простодушии и бесхитростности: «…Вы же видите, я для вас, что хотите, сделаю. Мертвый — приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий. Работяга. Ну, такой я есть, таким и буду. Хотите за такого пойти?» Рыбникову не нужен повод или случай, чтобы показать потаенную или явную эмоциональность переходов его героя из одного состояния в другое, потому что в самом его русском характере заложена бескрайность чувств».

http://s9.uploads.ru/t/GyVsZ.jpg

О таланте Рыбникова Марлен Хуциев говорил много лет спустя на одном из вечеров памяти актера: «Вот я сейчас смотрю, и у меня подкатывается ком к горлу. Потому что он ничего еще не сказал, но как он смотрит на нее! Как он играл любовь! Это ведь невероятно сложно сыграть. Это могут только огромные артисты. Будь другой актер — и сцены бы не было. Уверяю вас». Но Рыбников не только был талантливым актером и умел помногу работать на съемочной площадке, но порой проявлял во время съемок чудеса настоящего героизма. Актриса Инна Макарова вспоминала один из эпизодов фильма «Высота», когда Рыбников спустился на руках сверху по железному тросу. В этот момент раздалась команда: «Второй дубль!» — и актриса увидела окровавленные ладони Рыбникова, который не успел на первый дубль надеть рукавицы.

http://s9.uploads.ru/t/ZiLMz.jpg

Во время съемок фильма «Высота» произошли перемены в личной жизни актера — 2 января 1957 года он женился на актрисе Алле Ларионовой. Обстоятельства этой свадьбы выглядели очень романтично. Рыбников был влюблен в Ларионову несколько лет, на курсе она считалась одной из самых красивых студенток, и у нее была масса поклонников. Студенты виделись только во время занятий, и Николай довольствовался ролью стороннего наблюдателя за успехами обожаемой им Аллы, которая в год окончания института снялась в фильме «Анна на шее», и стала одной из самых известных актрис страны. Но вскоре в газете «Правда» появился фельетон о снятом с должности министра культуры Александрове, где в списке его любовниц якобы оказалась и Ларионова. В результате на киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки запрещалось. Однако узнав, что она попала в «черный список», Ларионова написала письмо новому министру культуры Михайлову и попросила разобраться с порочащими ее имя сплетнями. Министр написал ответ молодой актрисе, в котором сообщал, что все выяснил, и отдал соответствующие распоряжения. Одним из первых, кто поздравил Ларионову с «реабилитацией», был Николай Рыбников. Он по-прежнему был влюблен в Аллу и, несмотря на уговоры друзей, все еще надеялся стать ее мужем. К тому времени сам Рыбников уже стал по-настоящему известным актером. Однажды Рыбникову сообщили, что Иван Переверзев, от которого Ларионова ждала ребенка, женился на другой женщине. «Где она? - спросил Рыбников. - В Минске? Я вылетаю». И он сделал ей предложение в новогоднюю ночь. Они расписались сразу после новогодних праздников 2 января, как только открылся минский ЗАГС. А в 1961 году в их семье родилась дочь Арина. Алла Ларионова вспоминала: «На премьере «Высоты» в Доме кино мы уже сидели рядом. И когда герой фильма, которого тоже звали Николаем, произнес с экрана: «Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!» — зал взорвался аплодисментами».

http://s8.uploads.ru/t/o0xU9.jpg

В 1957 году Рыбников снялся в комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», который горячо приняла публика. Фильм занял в прокате второе место, хотя критика сочла его не слишком удачным. Затем были роли в фильмах «Рядом с нами», «Ведьма», «Кочубей», «Млечный путь», «Нормандия – Неман» и многих других. Снявшись в таком большом количестве картин, Рыбников стал в 1950-1960-х годах популярнейшим актером и настоящим кумиром кинозрителей. А фильм Юрия Чулюкина «Девчата» с участием Николая Рыбникова, снятый в 1962 году, имел огромный зрительский успех и по сей день остается в числе лучших комедий отечественного кино. Роль Ковригина в этой картине стала самой удачной ролью Николая Рыбникова, несмотря на то, что впоследствии он снялся почти в пятидесяти фильмах. В 1960-х годах за Рыбниковым закрепилось амплуа «рабочего» парня, и вся страна запела песни, услышанные из уст рыбниковских героев про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники».

http://s9.uploads.ru/t/GLxsc.jpg

Надежда Румянцева рассказывала: «Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз - за 45 градусов. Просыпаешься ночью - все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот предлагаю испробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил ее с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — все». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал… У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О, Рыбников! Коля!» Нет. Он был очень сдержан».

http://s8.uploads.ru/t/4bzJm.jpg

Довелось Рыбникову сыграть и спортсменов. В одном из работ - в фильме режиссера Рафаила Гольдина «Хоккеисты», снятом в 1965 году, Рыбников исполнил роль тренера Дашкова. Сам актер после исполнения этой роли очень полюбил хоккей, часто в свободное время вставал на коньки, и снова брал в руки клюшку. Сам Рыбников болел за ЦСКА, где у него было много друзей, но самым близким был известный форвард Всеволод Бобров.

http://s9.uploads.ru/t/g6q5Q.jpg

Большой успех выпал на долю картины «Седьмое небо», снятой в 1972 году, в которой Николай Рыбников снялся со своей женой Аллой Ларионовой.

http://s8.uploads.ru/t/XfyNr.jpg

До этого звездная пара снялась вместе лишь в одном фильме — «Две жизни», и было это ровно десять лет назад. А в 1974 году семейный дуэт снова появился на экране в фильме «Семья Ивановых». Но в конце 1970-х и в 1980-х годах актёра приглашали сниматься все реже, а некоторые его работы и вовсе зрители увидели спустя много лет. В фильме о послевоенном десятилетии «Вторая попытка Виктора Крохина» актер сломал устоявшиеся стереотипы, его работа была вкрадчивой и очень убедительной. Но картина «Вторая попытка Виктора Крохина» в течение десяти лет не выпускалась на широкий экран по цензурным соображениям.

http://s8.uploads.ru/t/x29GC.jpg

Наиболее яркой работой Рыбникова в тот период была роль Кондратия Петровича в ленте «Выйти замуж за капитана», снятой в 1985 году. За роль в этой картине он, по результатам зрительского опроса журнала «Советский экран», был назван лучшим исполнителем эпизодической роли. Алла Ларионова и Николай Рыбников к тому моменту имели уже двух дочерей, и жили в пятикомнатной квартире с камином в центре Москвы. Алла Ларионова вспоминала: «Я всегда была для него лучше всех. Он был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином...»

http://s9.uploads.ru/t/C8zkt.jpg

Николай Рыбников был настоящим жизнелюбивым человеком. Он полностью отдавал себя любимой жене, и дочерям Алене и Арине. Николай Николаевич дружил с семьей режиссера Сергея Бондарчука, с писателями Виталием Закруткиным и Владимиром Солоухиным. О том, каким был ее муж в быту, Алла Ларионова рассказывала: «Он очень любил праздники. Мы обязательно отмечали день свадьбы и дни рождения всей семьи, именины. И перед каждым праздником Коля просил достать из «сундуков» какой-нибудь дешевый ситчик, и мы вместе с ним шили кучу фартуков - штук десять. А потом приглашали гостей и готовили стол. Особенно здорово было, когда все вместе пельмени лепили... Кто у нас дома только не бывал: и космонавты, и певцы, и поэты, и хоккеисты, и шахматисты. Коля ведь неистово увлекался шахматами и все время норовил обыграть то Ефима Геллера, то Михаила Таля. Таким мастерам он, конечно, проигрывал и сильно из-за этого переживал, даже спал плохо. А на следующий день шахматные баталии повторялись снова. Причем параллельно с мужским клубом образовался женский - жены шахматистов и я до поздней ночи играли в покер, пока наши мужья не уставали окончательно от шахмат».

http://s8.uploads.ru/t/Semat.jpg

Рыбников любил похулиганить. Об одном забавном случае, происшедшем с Рыбниковым, вспоминала актриса Римма Маркова: «Однажды мы с Колей были в Германии. Рядом с гостиницей — кинотеатр, в котором показывают фильмы «про любовь», запрещенные в СССР. И мы с Колей Рыбниковым, кумиром всех советских девчат, купили билеты и пошли. Любопытно ужасно. Ну, сейчас посмотрим, насладимся запретным плодом! Наши места были в середине ряда. Начался фильм, и уже через пять минут мы стали маяться и поглядывать, как бы выйти. На экране полная чушь: какие-то кишки, тыква, в которой сидит человек, овощи, внутренности... Ничего не понятно. Мы ждали-то голые задницы, порнуху, а тут просто - ничего. Народ вокруг сидит серьезный, все смотрят. Мы приуныли; но молчим. И тут, когда показывали особенную белиберду, ко мне поворачивается Рыбников и серьезно, грустно так говорит: «Давно я не был у сестрЕ, надо бы к сестрЫ съездить». Со мной началась истерика. Я тряслась от смеха, у меня слезы лились ручьем... Не могла остановиться. Зрители стали волноваться, шипеть. Закончилось тем, что привели полицейских и нас вывели из зала. После долгих объяснений отпустили. Но в оставшиеся дни представляли себе небо в клетку. Очень боялись, что напишут в Политбюро о том, что Маркова и Рыбников сорвали просмотр фильма в заграничном кинотеатре».

http://s9.uploads.ru/t/EikCH.jpg

В последние годы жизни Рыбников вел жизнь обыкновенного советского пенсионера, которого уже не всегда узнавали на улице. Александр Фатюшин рассказывал: «Когда ты в зените славы, то всем интересен, а потом - никому не нужен, кроме преданных друзей. Недалеко от нашего театра (имени Маяковского) есть булочная, а в ней кафетерий. Я заходил туда часто перед репетициями, и меня все знали. Однажды прихожу, а передо мной - кумир моей юности Николай Рыбников, просит чашку кофе. Официантка ему не дает - кофе начинали продавать в 11.00, а было где-то 10.30. Я говорю ей: «Ты что? С ума сошла? Это же Рыбников!» - «Мало ли кто здесь ходит!» - проворчала она».

http://s8.uploads.ru/t/SzjAh.jpg

Алена Рыбникова рассказывала о родителях: «Звездной болезнью родители не болели. Все хозяйственные проблемы в семье решал отец. Он затоваривал продуктами холодильник, ходил на рынки, в химчистки и прачечные, варил варенье, солил капусту, помидоры, даже арбузы. Мама любила обустраивать быт, она выбирала мебель в квартиру, покупала занавески. Отец был щедрым на подарки. И практичным. Маме на день рождения он обычно дарил нечто дефицитное по тем временам. «Лапусик, - говорил он, - это тебе», - и вручал ей новый холодильник или цветной телевизор. Жили мы тогда рядом с театром «Сатирикон» в Марьиной роще. Одним из самых близких друзей отца был заведующий ковровой секцией магазина на Сущевском валу Олег. Многие звезды советского кино дружили с Олегом. Отец приглашал завсекцией на обед. Пока ели борщ, играли партию в шахматы. У нас были хлебосольный, гостеприимный дом и большая квартира - пятикомнатная, с настоящим камином. Родители купили две соседние кооперативные квартиры и объединили их в одну. Здесь-то и проходили шумные застолья. В семье обязательно отмечали три праздника: день рождения папы (13 декабря), день рождения мамы (19 февраля) и 2 января - годовщину свадьбы родителей. В эти дни у нас было много гостей, не только актеры, но и космонавты, шахматисты, хоккеисты. Поскольку главные семейные праздники приходились на зиму, мы лепили пельмени. Папа делал потрясающее тесто, мама крутила фарш, а каждый гость был обязан слепить не меньше десяти пельменей. Готовили, как на Маланьину свадьбу. Мама варила фирменный суп из сухих грибов и делала салат «Мао Цзэдун» с настоящими крабами. В те годы было модно играть в покер. У нас дома играли в покер ночи напролет. Когда утром я просыпалась, то заставала в гостиной ту же компанию, что и накануне: Нонну Мордюкову с Тихоновым, Леонида Гайдая с Ниной Гребешковой, Георгия Юматова с Музой Крепкогорской. Вот так проходили праздники. А в будни главным человеком в семье была бабушка. Родители все время уезжали на съемки или гастроли. Они возвращались со съемок, распаковывали чемоданы... На следующий день в доме была большая стирка, а через день с теми же чемоданами они отправлялись в другую поездку. С родителями мы часто ездили в ресторан «Украина» пообедать, почему-то папа уважал кухню именно этого заведения. Ходили гулять в Парк имени Горького - на аттракционы. Я не помню, чтобы их осаждали поклонники, стреляли автографы, хотя их очень любили зрители. Однажды кто-то из поклонников прислал нам посылку с грецкими орехами. Мы с сестрой кололи орехи с помощью входной двери, в результате дверь перекосило, она перестала закрываться. Я была тогда ребенком, но хорошо помню реакцию родителей, когда они вернулись домой, а дверь - нараспашку. Или был такой еще случай: на улице мне захотелось пить, я налила в чашечку воды из лужи и начала пить. Лужа была редкой красоты, переливалась всеми цветами радуги, наверное, с бензиновой пленкой. Из-за этой лужи мама отлупила меня по попе… Для актеров, которые получали по 75 рублей за один съемочный день (при средней-то зарплате в стране в 120 - 140 рэ в месяц), перестройка с ее финансовыми кризисами была катастрофой. Деньги на сберкнижке съела гайдаровская реформа, новые фильмы не снимали, закрылись киностудии. Как сохранить привычный уровень жизни, на какие деньги содержать семью и пятикомнатную квартиру? Эти мысли не давали покоя отцу. Про перестройку он говорил: наступил конец света. Единственным спасением были встречи со зрителями или участие в концертах «Поет товарищ кино». На такие мероприятия собирались все звезды советского периода: Николай Крючков, Всеволод Санаев, папа с мамой. Отец шутил: «Нафталин везут»... Незадолго до смерти ему предложили главную роль в совместном советско-итальянско­м фильме. Он готовился к съемкам, учил роль на итальянском языке, но случился инсульт... Он умер мгновенно, во сне, легкой смертью, как считала мама».

http://s8.uploads.ru/t/U0rjq.jpg

Когда Рыбникова перестали приглашать на съемки в кино, он все свободное время проводил на даче, где увлеченно занимался выращиванием и консервированием овощей. Последний раз он закатал свои помидоры летом 1990 года, собираясь открыть их на ноябрьские праздники. Но Николай Рыбников не дожил до своего 60-летия полтора месяца. 21 октября он сходил в баню, пришел домой и, выпив рюмку коньяка, лег спать. Актёр скончался во сне утром 22 октября 1990 года в Москве в своей квартире от сердечного приступа. Вспоминая Рыбникова, друзья часто произносили фразу: «Он был счастливый человек». Через десять лет, вернувшись домой с гастролей, легла спать и не проснулась Алла Ларионова. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.

http://s8.uploads.ru/t/y7jlT.jpg

Леонид Филатов подготовил о Николае Рыбникове передачу из цикла «Чтобы помнили».

      http://www.youtube.com/watch?v=8s60bYofY78

Отредактировано Tvente (25 Фев 2014 12:57:24)

0

7

Фильмография:

* Сельский врач (1951) эпизодическая роль: гость на свадьбе
* Команда с нашей улицы (1953) роль: Дроздов
* Таинственная находка (1953) эпизод
* Запасной игрок (1954) роль: Петров, вратарь, укушенный пчелой
* Тревожная молодость (1954) роль: Котька Григоренко
* Чужая родня (1955) главная роль: Фёдор Соловейков
* Дорога правды (1956) эпизод
* Весна на Заречной улице (1956) главная роль: Саша Савченко, сталевар-передовик и красавец, покоритель сердец заводских девчонок
* Высота (1957) главная роль: Николай Пасечник, бригадир монтажников
* Девушка без адреса (1957) главная роль: молодой строитель Пашка Гусаров
* Рядом с нами (1957) роль: Чумов Сергей Гаврилович
* Ведьма (короткометражный) (1958) роль: почтальон
* Кочубей (1958) главная роль: Иван Кочубей, храбрый, но бесшабашный герой гражданской войны
* Млечный путь (1959) главная роль: Глеб Иванович, учитель
* Нормандия - Неман | Normandie - Niémen (СССР, Франция) (1959) главная роль: капитан Тарасенко
* Трижды воскресший (1960) роль: Николай Шмелёв, первый комиссар "Орлёнка"
* Гибель империи (1961) роль: уголовник
* Две жизни (1961) главная роль: Семён Востриков
* Девчата (1962) главная роль: Илья Ковригин, лесоруб
* Им покоряется небо (1963) главная роль: летчик-испытатель Алексей Степанович Колчин
* Хоккеисты (1964) роль: Василий Ефремович Лашков, хоккейный тренер
* Война и мир (1965-1967) роль: Василий Денисов
* Дядюшкин сон (1966) роль: Мозгляков Павел Александрович
* Разбудите Мухина! (1967) роль: Бенкендорф, шеф жандармов / его дворецкий / Тит Варей / инквизитор
* Люди, как реки... (короткометражный) (1968) главная роль: Григорий
* Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) (1968)
* Плечом к плечу | Heading for Berlin | Kierunek Berlin (Польша) (1968) роль: Всеволод Иванович Поляк
* Освобождение (1968, 1970, 1971) роль: генерал-майор Михаил Панов
* Похищение (1969) эпизод
* Старый знакомый (1969) роль: Анохин Сергей Сергеевич, физик, заведующий лабораторией
* Седьмое небо (1971) главная роль: Иван Сергеевич Мазаев, шахтопроходчик
* Круг (1972) роль: Виктор Степанович Васильцев, коммерческий директор химфармзавода
* Мраморный дом (1972) роль: Борис, "Седой"
* Потому что люблю (1974) роль: Белый Роман Игнатьевич, полковник
* Семья Ивановых (1975) главная роль: Иван Иванович Иванов, глава семейства, потомственный сталевар
* Развлечение для старичков (1976) главная роль: Непейвода
* Есть идея! (1977) роль: князь Потёмкин
* Вторая попытка Виктора Крохина (1977) роль: Фёдор Иванович, отчим Виктора
* Уходя - уходи (1978) роль: Дявитин Семён Семёнович, главный бухгалтер
* Вторая весна (1979) роль: Фёдор Фролов, военком
* Бабушки надвое сказали... (1979) роль: инспектор ГАИ
* Последняя охота (1979)
* Я - Хортица (1981) эпизодическая роль: генерал-майор
* Преступник и адвокаты (1981) роль: тренер
* Будь здоров, дорогой! (1981) роль: Николай Фёдорович Ерофеев, новелла «Ужин»
* Без году неделя (1982) роль: Иван Алексеевич Мищенко, заместитель начальника речного управления
* Выйти замуж за капитана (1986) роль: Кондратий Петрович, сосед Лены
* Ночной экипаж (1987) роль: таксист
* Запретная зона (1988) эпизод
* Молодой человек из хорошей семьи (1989) роль: Гордей
* Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) роль: кандидат в депутаты
* Изыди! (1991) роль: трактирщик Никифор

http://s9.uploads.ru/t/DOm2f.jpg

13 декабря 1930 года – 22 октября 1990 года

0

8

Tvente
Спасибо тебе! Очень интересно у тебя здесь!
Помним,а подробностей судьбы ВЕЛИКИХ людей не знаем часто..А у них часто очень трудные и непростые жизни...
Спасибо еще раз!http://s9.uploads.ru/t/1fjR8.jpg

0

9

Мастроянни Марчелло (Marcello Mastroianni)

http://s9.uploads.ru/t/PHYLu.jpg

«Золотой Глобус» — «Всемирно обожаемый актер» - фильм «Развод по-итальянски» (1963)
BAFTA — «Лучший иностранный актер» - «Развод по-итальянски» (1964)
BAFTA — «Лучший иностранный актер» — «Вчера, сегодня, завтра» (1965)
Приз Каннского кинофестиваля — «Лучший актер» за фильм «Очи черные» (1987)
Приз Каннского кинофестиваля — «Лучший актер» за фильм «Драма ревности» (1970)
Приз Венецианского кинофестиваля за фильм «Раз, два, три... замри» (1993)
Приз Венецианского кинофестиваля за фильм «Который час?» (1989)

http://s8.uploads.ru/t/Fob4S.jpg

Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни (Marcello Vincenzo Domenico Mastroianni) родился 28 сентября 1924 года в Италии, в местечке Фонтана-Лири, в крестьянской семье.

Во время Второй мировой войны попал в немецкий трудовой лагерь, бежал и до конца войны прятался в Венеции.

После войны Мастроянни переехал в Рим, где работал клерком, а по вечерам занимался в актерской студии и играл в местных театрах. Там его и нашел режиссер Лукино Висконти, в труппе которого затем актер и играл. В качестве статиста Марчелло Мастроянни начал сниматься в кино еще до войны, но его серьезный актерский дебют состоялся в 1947 году в фильме Рикардо Фреды «Отверженные».

Сыграв у Висконти в «Белых ночах» и у Марио Моничелли в криминальной комедии «Злоумышленники неизвестны», Мастроянни был замечен Феллини, который пригласил его на главную роль в «Сладкую жизнь». Этот фильм мгновенно сделал его известным и востребованным по всей Европе. В 1961 году последовали не менее восторженные отклики кинокритиков о работе Мастроянни в фильме Микеланжело Антониони «Ночь». Мастроянни снялся в «Разводе по-итальянски» со Стефанией Сандрелли режиссера Пьетро Джерми и «Частной жизни» с Брижит Бардо у режиссера Луи Маля. Выиграв две подряд награды Британской академии кино, Мастроянни исполнил главную роль в новом шедевре Феллини — «Восемь с половиной».

http://s9.uploads.ru/t/oz3Yl.jpg

В фильме Феллини «Интервью» есть эпизод: на вилле Мастроянни американская журналистка выпытывает у актера: «Синьор Мастроянни, когда вы заметили, что безумно нравитесь женщинам?» «Ну, скажем, тогда, — расплываясь в улыбке, отвечает Марчелло, — когда я заметил, что женщины нравятся мне самому». И хотя Марчи, как его называли друзья, и недолюбливал привешенные к нему журналистами ярлыки вроде «итальянский жених» или «latin lover» (латинский любовник), он старался соответствовать им. Хотя бы внешне…

Мастроянни всегда любил быть в центре внимания и так заботился о внешности, чтобы понравиться женщинам, что порой забавлял этим близких друзей. Федерико Феллини вспоминал, что для роли в «Джинджер и Фред» он уговорил Марчелло пожертвовать прекрасной шевелюрой и «облысеть». Через пару часов работы парикмахер с помощью воска и ножниц сделал на макушке «итальянского жениха» внушительную прогалину. И с того самого времени съемочная группа наблюдала, как жизнерадостный Марчи грустнел и мрачнел. А непременным атрибутом его образа стала шляпа, которую актер не снимал ни при каких обстоятельствах — ни на улице, ни в гостях, ни на приемах.

Женщины обожали Марчелло, не давали ему прохода. Целые экскурсионные автобусы, набитые пожилыми американками, каждую неделю подъезжали к его вилле, лишь бы увидеть знаменитого итальянца. Первое время он даже выходил на балкон и махал им рукой. «Я был крайне удивлен их реакцией, — признавался актер, считавший себя не особенно привлекательным. — Ведь я ненавидел себя, свои хилые руки, тоненькие ножки, короткий нос и мясистые губы… и завидовал тонким губам Жана Габена.

http://s9.uploads.ru/t/OrSWT.jpg

0

10

Но Марчелло, конечно, кокетничал. На какое-то время рядом с ним оказывались Урсула Андресс, Жаклин Биссет, Катрин Денев, Фэй Данауэй, Анита Экберг, Настасья Кински, Роми Шнайдер, Софи Лорен, Марта Келлер, Моника Вити. Правда, Софи Лорен всячески открещивалась от любовных отношений с Марчелло: «Он всегда был для меня просто другом, живущим по соседству. Мы много снимались вместе, я помню каждую нашу работу, фильм за фильмом, кадр за кадром. Думаю, редко в истории всего мирового кино между актерами была такая гармония, как между Марчелло и мной. Но роман — нет, никогда…»

Марчелло тоже не раскрывал секретов взаимоотношений с Лорен. Он вообще не любил распространяться о своих женщинах. «Я никогда не считал женщин — я их только любил! — однажды признался он. — В этой жизни они дали мне любовь. Может быть, я дал им меньше».

http://s8.uploads.ru/t/SfIpB.jpg

"Вчера, сегодня, завтра", режиссер Витторио де Сика

И хотя о Марчелло мечтала в те времена чуть ли не каждая вторая европейская женщина, ему самому не удавалось надолго удержать рядом с собой женщин своей мечты. Рядом была только одна — Флора Корабела, его законная и единственная жена. Они поженились в далеком 1950 году, когда Марчи был только подающим надежды молодым актером театра Лукино Висконти. Она тоже была актрисой, дочерью известного композитора Эцио Корабелы, автора множества балетов, оперетт и музыки к фильмам. У Марчелло тогда не хватало денег на еду, и его, вечно голодного, Флора кормила принесенными из дома пиццами и бутербродами. А однажды, следуя неписаному закону, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, привела Мастроянни в гости и открыла перед ним холодильник, до верху набитый всевозможной едой.

http://s8.uploads.ru/t/9a6PB.jpg

С Флорой

Для него это было верхом блаженства, ведь такого изобилия он никогда не видел. Мальчик, родившийся в бедной семье простого плотника Урбано, ставший третьим ребенком, не понаслышке знал о голоде. В 10 лет он уже окончил ремесленное училище и с тех пор только и работал, лишь бы принести домой лишнюю лиру: побывал и рабочим, и строителем, и чертежником, и бухгалтером в кинопрокатной фирме.

Семья из четырех человек жила в одной комнате. Родители ссорились из-за того, что отец выкуривал на две сигареты больше, чем было запланировано в семейном бюджете. Газету синьор Урбано покупал не чаще чем через день. «Отец работал в гараже, и от него всегда пахло потом, — вспоминал позднее Мастроянни. — А мать по утрам заводила один и тот же разговор: «На что я буду покупать продукты?», и начиналась рукопашная. Долгое время я спал на одной кровати с матерью, потому что в комнате не было места. Мои братья пристраивались рядом с кроватью на полу, отец — в коридоре. Но я не видел в этом ничего ужасного, ведь мои товарищи жили точно так же».

http://s9.uploads.ru/t/2Uptn.jpg

"Орест", режиссер Лукино Висконти

Можно представить удивление молодого Марчелло, когда он оказался в гостях у Флоры, жившей с родителями в собственном особняке, с прислугой. Актер сделал Флоре предложение, а через год у них родилась дочь Барбара. Правда, если о любви к другим женщинам в своей жизни «итальянский жених» все же иногда распространялся, то законную супругу называл и самой лучшей подругой, и сестрой, и матерью, но никогда — любимой.

Однако какой бы бурный роман актер ни переживал, каждый день он звонил Флоре в Рим, а каждый год в день их венчания присылал розы. «Поначалу, узнав о его похождениях, я крушила мебель, кричала, как ненормальная, — рассказывала журналистам «полуброшенная» жена. — Но потом Висконти дал мне жизненно важный совет: «Если он будет свободным, без оков, он всегда будет возвращаться к тебе». Марчелло так уж устроен — он порхает, словно мотылек, безо всякого смысла».

В первый раз Марчелло «упорхнул» в объятия американской актрисы Фэй Данауэй. Их бурный роман вспыхнул во время съемок «Место для любовников»: «Наша связь началась с поцелуя на съемочной площадке, предусмотренного сценарием. Я обнял ее и начал целовать. И пропал — это было как молния…» В течение трех лет они тайно встречались, прячась на квартирах друзей или на его вилле, она приезжала к нему на уикенды в Европу, он провожал ее до Калифорнии. Но Фэй сама разрушила их отношения: ей показалось, что пора бы Марчи развестись, а им — завести ребенка. Сначала «итальянский жених» отмалчивался, потом оправдывался, наконец, стал обещать со дня на день уйти от Флоры. Но стоило Данауэй уехать в Америку, как он возвращался домой. Наконец, взбешенная американка послала его к черту, а разбитый Марчелло уехал искать утешения у Флоры. «Я любил Фэй, любил очень сильно, — позднее признался он. — Но все закончилось очень болезненно, и после этого мы не разговаривали. Я больше не хотел ее видеть». Еще бы! Ведь буквально на следующей неделе после разрыва она во всеуслышание отозвалась: «Марчелло — маменькин сынок, который не способен на самостоятельные решения».

Мастроянни тяжело переживал расставание с Фэй. Когда начались съемки фильма Надин Трентиньян «Это случается только с другими», он приходил в темных очках, ни с кем не разговаривал, часами сидел в своем вагончике. У его партнерши Катрин Денев тоже были не лучшие времена: она не так давно рассталась с Роже Вадимом и опрометчиво вышла замуж за английского фотографа Дэвида Бейли. Но когда режиссер в целях более полного вживания в драматические роли (актеры играли родителей, потерявших единственного ребенка) решает запереть Марчелло и Катрин на неделю в квартире, где нет телефона, телевизора и книг, их одиночеству приходит конец.

Они навсегда запомнили: это было 4 января 1971 года. Конечно, Марчи и до съемок видел Денев, но, встретив ее за полгода до этого в Лондоне на ужине у Романа Поланского, только и заметил: «Профессиональная красавица». И вдруг такой неожиданный поворот: холодная и неприступная Катрин к огромному удовольствию итальянца переезжает из своего вагончика к нему, сославшись на то, что у нее нет света и идет еле теплая вода.

Великолепная француженка, сама того не желая, добивается от Мастроянни то, чего не смогла получить Данауэй, — он требует у Флоры развода! Только одна незадача: когда «итальянский жених» предлагает Катрин стать его женой, она отвечает отказом. Этого он никак не мог ожидать, ведь они жили вместе, везде появлялись вдвоем, он представлял Денев как свою невесту, она не протестовала и даже научилась ради него готовить его обожаемую фасоль! «Зализывать раны» мечта миллионов женщин отправляется в Рим к еще нерасторгшей брачный контракт законной жене. Она-то принимает «блудного мужа» безропотно: «И зачем ты связался с француженкой? Это же смешно!»

Но до разрыва было еще далеко — когда Катрин понимает, что ждет от Марчелло ребенка, то позволяет ему снова быть рядом. И он готов на все: переезжает в Париж, сопровождает ее в походах по магазинам, скупая вещи для их будущего ребенка. А когда родилась дочь Кьяра, Марчелло на следующее утро уже звонил жене.

«В ту ночь, когда родилась Кьяра, я не сомкнула глаз, — вспоминала Флора. — Я чувствовала его волнение. Утром он позвонил, сказал, что все хорошо. Я спросила, думая о родившейся малышке, не хочет ли он, чтобы мы развелись? «При чем тут развод…» — буркнул Марчелло и бросил трубку». В Париже же радостный отец закатил по такому поводу небывалый праздник — прохожих угощали шампанским, а он носился с радостными криками по кварталу. Кьяра стала его любимицей.

http://s9.uploads.ru/t/0mc96.jpg

С Кьярой.

Вскоре Марчелло решился второй раз предложить Денев руку и сердце. И снова услышал отказ, а через некоторое время и вовсе был выставлен за дверь. «Наши отношения не могут больше продолжаться, — сказала ему на прощание Катрин. — Они превращаются в ненужную, скучную привычку». Это был финал: Катрин осталась в Париже с годовалой Кьярой, Марчелло уехал в Рим к Флоре и Барбаре. Мало кто знал, что изредка всемирно известный итальянский актер тайком наведывался в Париж и провожал взглядом выходивших из дома любимую женщину и дочь.

http://s9.uploads.ru/t/cWdPs.jpg

С Софи Лорен.

Но ничего бы не было — ни «Сладкой жизни», ни «Развода по-итальянски», ни других 148 картин, если бы Марчелло осуществил свою мечту и стал… архитектором. Совершенно не помышляя об актерской профессии, он поступил в Римский университет именно на эту специальность. И только как маленькое увлечение для него оставалась игра в любительском театре, где он пропадал вечерами. Ему понравилось играть с 11 лет — именно тогда в церковном приходе под руководством священника состоялся его дебют. И играл бы себе Марчелло-любитель до поры до времени, если бы однажды в театр на один из спектаклей не пришел Лукино Висконти, который тут же пригласил молодого актера к себе в профессиональный театр «Элизео». «Я до сих пор не знаю, что он такого во мне увидел», — рассказывал Мастроянни. Но дебют был успешным, и Марчелло, несмотря на непонимание родных, бросил 4-й курс университета и стал актером.

http://s8.uploads.ru/t/kS9zD.jpg

"Сладкая жизнь", режиссер Федерико Феллини.

Кстати, именно в это время он и знакомится со своей будущей женой Флорой. Ее внимание к нему было исключением из общего правила — в те годы Марчелло вовсе не пользовался бешеным успехом у женщин. Даже когда в 1950-х годах он начинает сниматься в кино, играя добродушных и простых итальянских парней, и становится достаточно популярным актером, представительницы слабого пола не спешат повиснуть у него на шее. Тогда он признавался: «Я не отношусь к числу мужчин, способных вызвать страсть, но зато произвожу впечатление надежности, и девушки пишут мне, рассказывая о своих переживаниях на любовной почве, как старшему брату». Но все меняется, когда в его жизни появляется Федерико Феллини и приглашает сняться в «Сладкой жизни».

Феллини и Мастроянни уже и до этого были знакомы, точнее, Марчелло прекрасно знала жена Федерико, Джульетта Мазина: они вместе учились в Римском университете и играли в любительском театре — уже тогда она отметила талант юноши. К тому же режиссер и актер нередко встречались в ресторанах — и тот и другой обожали вкусно поесть. «Он всегда много ел, — вспоминал Феллини. — Я обратил на это внимание, потому что чувствую естественную симпатию к людям с хорошим аппетитом. Так что впервые я обратил внимание на Марчелло, почувствовав в нем настоящего гурмана».

http://s8.uploads.ru/t/wYROt.jpg

Марчелло Мастроянни и Федерико Феллини.

И вот эта историческая встреча, описанная чуть ли не в каждой хрестоматии: был жаркий день, и маэстро назначил встречу на пляже рядом со своей виллой. Он лежал на шезлонге под зонтиком и объяснял Марчелло: «Я должен снимать фильм, а мой продюсер Де Лаурентис хочет на главную роль Пола Ньюмена. Но он слишком уж важничает. Мне же нужен какой-нибудь неизвестный актер с заурядной внешностью. Вот я и решил пригласить тебя».

Марчелло не обиделся — он и сам всегда считал свою внешность не слишком привлекательной. Лишь с важностью поинтересовался: «Могу ли я ознакомиться со сценарием?» Приняв серьезный вид и приготовившись к чтению, Марчелло открыл врученную ему папку, в которой лежала… стопка белой бумаги, а на самом верхнем листе оказался рисунок Феллини. «На первой странице я нарисовал человека, которого ему предстояло сыграть, — каким я его видел, — смеясь, рассказывал Федерико. — Он был один в лодке посреди океана, член его свисал до самого дна, а вокруг плавали обворожительные сирены». Мастроянни, понимая, что режиссер ждет его реакции, поднимает голову и кивает: «Мне понравилась роль, я согласен». Кстати, с тех пор он больше никогда не просил Феллини показать ему сценарий.

Феллини не требовал от Марчелло знания роли, но одно условие выставил — в начале съемок сесть на диету. «Мне не важно, что это за диета, — главное, чтобы от нее был толк!» — приказал режиссер. Однажды Марчелло сказал, что знает местечко на севере Германии, где за три дня можно сбросить 10 килограммов. Услышав это, Федерико воскликнул: «Марчелло, немедленно поезжай туда! Но только на три дня!» И Марчи уехал. Вернулся он точно таким, как был. «Но я был рад, что он хотя бы не набрал вес», — шутил маэстро.

После «Сладкой жизни» Мастроянни стал первой скрипкой великого режиссера, который приглашал его играть во всех картинах — «8 с половиной», «Интервью», «Джинджер и Фред», «Город женщин»… Они стали лучшими друзьями, хотя могли не видеться месяцами, но всегда обменивались через прессу лестными друг для друга высказываниями. Только из-за Марчелло Федерико закрывал глаза на непростительный для других недостаток — курение. Режиссер, бросив эту вредную привычку, на дух не переносил, когда рядом с ним кто-то дымил сигаретой. Но о Марчи говорили, что он чиркает спичкой один раз в день, а потом прикуривает одну сигарету от другой. Он выкуривал по три пачки в день и невероятно этим гордился.

http://s9.uploads.ru/t/fF6U3.jpg

На съемках фильма "Восемь с половиной".

Уже тяжело больным, страдая от рака поджелудочной железы, Мастроянни не прекращал играть, и даже вернулся на театральную сцену, о которой в период бурной кинематографической жизни несколько подзабыл. Его последней ролью в театре стала пьеса «Последние луны», где он играл старого, одинокого человека, к которому приходит призрак его умершей жены. Только для того чтобы выйти к зрителю, Марчелло по утрам проходил изнурительные процедуры химиотерапии. И все равно не утрачивал своего жизнелюбия: «Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом. И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!»

Но у «синьора с белой бородой» был свой сценарий, по которому сердце 72-летнего Марчелло Мастроянни остановилось рано утром 19 декабря 1996 года. В этот момент в его парижском доме рядом с ним была его дорогая Катрин Денев и их дочь Кьяра.

За свою карьеру Марчелло Мастроянни снялся в 139 фильмах, был удостоен множества профессиональных наград, в том числе и трех номинаций на «Оскар». Последний раз на «Оскар» он номинировался в 1988 году за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи черные».

http://s8.uploads.ru/t/hznXL.jpg

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » ВЕРНИСАЖ » Чтобы помнили