Хепбёрн Одри (Audrey Hepburn)
«Я — просто женщина, которой повезло». Одри Хепбёрн.
Обладательница премии «Оскар» (1954, лучшая актриса, за фильм «Римские каникулы»)
Обладательница премии Британской академии кино и телевизионных искусств (1954, лучшая актриса, за фильм «Римские каникулы»)
Обладательница премии Золотой глобус (1954, лучшая актриса, за фильм «Римские каникулы»)
Обладательница премии Тони за лучшую женскую роль (1954, за роль в пьесе «Ундина»)
Обладательница премии имени Генриетты (1955)
Обладательница Приза Зулуеты за лучшую женскую роль (1959, за фильм «История монахини»)
Обладательница премии Британской академии кино и телевизионных искусств (1960, лучшая актриса, за фильм «История монахини»)
Обладательница премии Британской академии кино и телевизионных искусств (1965, лучшая актриса, за фильм «Шарада»)
Обладательница премии Сесиля Б.Де Милля (1990)
Одри Хепбёрн родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе.
Она была единственным ребенком банковского служащего Джона Виктора Растона и голландской аристократки баронессы Эллы Ван Хеемстра, в роду которой были французские дворяне и английские монархи, среди которых был король Эдуард III. Джон Растон позднее добавил имя Хепбёрн к своей фамилии, и фамилия его дочери Одри стала Хепбёрн-Растон. От первого брака её матери с голландским аристократом Хендриком ван Уффордом у Одри было два сводных брата - Александр и Ян Ван Уффорд.
В раннем детстве Одри была полной девочкой с ямочками на щеках и коленках. Мама Одри была намерена дать хорошее образование своей дочери, и поэтому Одри Хепбёрн посещала частные школы в Англии и Нидерландах. Её родители часто ссорились, и отец оставил семью, когда Одри была ещё ребенком. Позднее она назвала его уход из семьи самым болезненным моментом в своей жизни. Много лет спустя с помощью Красного Креста она отыскала своего отца в Дублине и поддерживала его материально вплоть до его смерти. Позже, вспоминая свое детство, Одри писала в мемуарах: «На меня у отца и мамы времени почти не оставалось. Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал».
После развода родителей в 1935 году Хепбёрн жила с матерью в Нидерландах. Отец Одри переехал в Лондон и стал симпатизировать нацистам, а весной 1940 года Германия напала на Нидерланды, и город Анрем, где проживала Одри с мамой и братьями, был объявлен частью Третьего рейха. Особняк ван Хеемстров стал штабом немецких войск, но баронессе и ее детям было разрешено остаться в поместье. Все их имущество было конфисковано, а Одри, поскольку «английское» имя считалось опасным, взяла псевдоним Эдда Ван Хеемстра, подправив для этого документы своей матери.
После высадки союзных войск положение населения на оккупированных немцами территориях ухудшилось, и зима 1944 года в Нидерландах была по-настоящему голодной. Без тепла и пищи местные жители голодали и замерзали на улицах. Город Арнем, в котором жила Одри, подвергался бомбардировкам союзников, а дядя и двоюродный брат матери Одри были расстреляны за участие в движении Сопротивления. Один из братьев Одри попал в немецкий концентрационный лагерь, а сама она из-за отсутствия сил часто лежала в кровати и читала, пытаясь забыть про голод. Когда в доме не хватало на всех еды, Одри приучила себя довольствоваться одной картофелиной и несколькими листами цикория. После такого нехитрого завтрака девочка шла на городскую площадь, и прыгала там через веревочку, в то время, как в её ботинках были спрятаны записки для бойцов Сопротивления. Улучив момент, Одри передавала их по назначению, но однажды нацисты схватили ее на улице, чтобы отправить на работы в Германию, и Одри чудом от них сбежала, спрятавшись в заброшенном подвале, кишевшем крысами. В течение месяца она съела всего шесть яблок и полбуханки хлеба - все, что было при ней в сумке. Одри выбралась из подвала, лишь тогда, когда услышала канонаду во время освобождения города. Баронесса, увидев измождённую дочь у ворот дома, лишилась дара речи. Потом Одри заболела желтухой, а затем - астмой. От недоедания у Одри развилась анемия, заболевание респираторной системы и отечность. После освобождения Нидерландов, в страну начала поступать гуманитарная помощь, и Одри Хепбёрн как-то упоминала, что однажды съела банку сгущёнки, а потом заболела от одного из блюд гуманитарной помощи, потому что насыпала слишком много сахара в овсянку. Обмен веществ в дальнейшем не нормализовался у нее до конца жизни. Но Одри не унывала, и позже, в 1992 году в интервью рассказывала: «Пока у ребёнка есть определенный минимум, он совершенно счастлив. Я помню, что нам бывало очень весело. Мы же не сидели на полу и не плакали пять лет подряд. Конечно, висела тень страха и репрессий, и происходили страшные вещи».
После окончания войны семья Одри Хепбёрн была абсолютно разорена, и мама Одри, чтобы прокормить себя и детей, работала экономкой, кухаркой и горничной. Она подолгу плакала, вспоминая о своей прошлой аристократической жизни, а юная Одри работая наравне с материю, решила стать балериной. Она очень плохо танцевала, но именно балет казался девушке тем прекрасным, что может спасти ее мать от слез и отчаяния. В 1948 году Одри переехала в Лондон, где брала уроки танца у педагога Вацлава Нижинского - Мари Рамперт. Педагог Одри отметила, что Одри будет иметь успех как балерина, но её высокий рост в сочетании с хроническим недоеданием во время войны вряд ли позволит ей стать прима-балериной. Хепбёрн прислушалась к мнению педагога и решила посвятить себя драматическому искусству.
Она зарабатывала себе на жизнь участием в кордебалете, подрабатывала фотомоделью и рекламировала средства от перхоти, от веснушек или от тараканов. В балетной школе Одри увидел режиссер Чарльз ван дер Линден, который искал актрису на эпизодическую роль в фильме «Голландский язык за семь уроков». То обстоятельство, что стюардесса по сценарию была упитанной и невоспитанной, а Одри - застенчива и почти прозрачна, не смутило режиссера, и её актёрская карьера началась с учебного фильма, в котором она исполнила роль бортпроводницы. Затем она играла в музыкальном театре, а ее первой работой в игровом кино стала роль девушки-регистратора в отеле в английском художественном фильме «Зернышко дикого риса». В начале своей кинокарьеры она также сыграла несколько эпизодических ролей в фильмах «Рассказы молодых жён», «Смех в раю», «Банда с Лавендр Хилл» и «Дитя Монте-Карло». Во время съёмок фильма «Дитя Монте-Карло» Хепбёрн была утверждена на главную роль в бродвейской постановке «Жижи», премьера которой состоялась 24 ноября 1951 года. Одри завоевала Театральную премию мира за эту роль, а сама пьеса полгода с успехом шла в Нью-Йорке.