Согласитесь, это заявление довольно странно выглядит для новостного издания, поскольку представляет собой скорее расплывчатый прогноз, чем новость. Спекуляции по поводу будущего экономики или результатов очередных выборов имеют некоторый смысл, но попытка угадать, каким будет мнение людей, создает впечатление, что Guardian просто пытается убедить читателя в том, каким оно должно быть. И вообще, кто такие эти критики, и почему их мнение имеет такое значение? О фильмах пишут кинокритики. В мире музыки есть музыкальные критики. Неужели в сфере международной гуманитарной помощи есть свои специальные критики? Если да, это, наверное, был бы самый скучный контент на просторах YouTube.
Единственная реальная и конкретная критика в этой статье представляет собой цитату из твиттера одного из членов Фонда Карнеги за международный мир: «Надеюсь, кто-нибудь предупредит Трампа, что он может попасть в пропагандистскую ловушку».
Эту же мысль отразил в своей статье журнал Foreign Policy: «Бойтесь данайцев, дары приносящих – Китай и Россия направляют медицинскую помощь в Италию и другие страны, пострадавшие от пандемии коронавируса, однако их мотивы далеко не столь альтруистичны, как может показаться».
И, разумеется, «светоч» русофобии, газета The Washington Post, вышла с заголовком: «Трамп назвал российскую помощь США в борьбе с коронавирусом «очень милой». Путин может использовать это как пропагандистскую акцию».
Итак, просматривая ведущие американские СМИ и читая материалы их экспертов, мы больше не видим давно всем надоевших рассказов о сговоре с Россией. Их сменили предупреждения, адресованные наивному и невежественному «оранжевокожему» Трампу, о том, что он попался на «уловку» Путина. Ведь готовность России помочь итальянцам справиться с последствиями пандемии коронавируса в своей стране позволила сделать множество фотографий российского военного транспорта и страшных российских военных, которые, по всей видимости, беспрепятственно перемещаются по маленькому полуострову в форме сапога. Трудно придумать основание, за исключением какого-нибудь международного военного парада, для того чтобы российским «вежливым людям» было позволено действовать в историческом «хартленде» НАТО. Но ситуация с коронавирусом – это настоящий кризис, а любой кризис способен открыть двери для перемен, которые невозможно было даже вообразить еще несколько недель назад.
Следует также отметить, что материалы, доставляемые из России, являются коммерческой продукцией, произведенной в разных странах, которую другие также могут приобрести. Дни Советского Союза давно миновали, и поставки, которые Вашингтон получит из России, осуществляются частным сектором, но доставляются на правительственном самолете.
Возможно, ведущие американские СМИ и экспертное сообщество сильно напуганы происходящим в Италии и подсознательно боятся, что подобное может происходить и в Соединенных Штатах. Этот страх, вероятно, удваивается в умах тех людей, кто по-прежнему убежден, что Трамп является «маньчжурским кандидатом» (политический триллер режиссёра Джона Франкенхаймера, где американских солдат похищают советские десантники и подвергают их зобмированию, чтобы затем забросить в США для осуществления зловещих замыслов Москвы, прим. mixednews).
Вероятность того, что путинские зеленые человечки потребуются для оказания «помощи» на американской земле, столь низка, что едва ли мы увидим подобное в своей жизни. И если для вас национальный суверенитет Америки – не пустой звук, вы должны надеяться, что такого никогда не произойдет в будущем. Но вот чего на самом деле боятся эксперты и геополитики: Россия не только стала источником альтернативного нарратива в средствах массовой информации, но и вступила в игру в сфере гуманитарной помощи, где монополия всегда принадлежала Западу.
Соединенные Штаты и их союзники закрепили за собой исключительное, хотя и негласное, право осуществлять «планы Маршалла» и рассылать гуманитарную помощь на определенных условиях или без таковых. Фактически, это настолько важная часть внешней политики США, что существует целая официальная правительственная структура, которая занимается исключительно этими вопросами – Агентство США по международному развитию USAID, и мы не должны об этом забывать.
Вообще-то USAID является весьма серьезным государственным органом с ежегодным бюджетом, который составляет половину общего объема российских военных расходов. Паникеры-эксперты, беснующиеся по поводу прибытия российской помощи в Америку, вероятно, напуганы тем, что русские могут с минимальными расходами добиться в этой сфере того же, чего они добились в СМИ – телеканал RT с весьма скромным бюджетом имеет огромный успех и уже влияет на общий нарратив, даже на Западе.
Есть еще один фактор, объясняющий столь сильную негативную реакцию в экспертном сообществе, связанную с гуманитарной помощью Москвы – чистый расизм. Соединенные Штаты десятилетиями использовали свою помощь иностранным государствам, чтобы завоевать их расположение, то есть в пропагандистских целях, и это было абсолютно нормально. Нет ничего плохого в том, что Америка использует свое богатство, чтобы расширить влияние и укрепить свой авторитет во всем мире. Это кажется нормальным, даже естественным, что Америка в этом деле оставила других далеко позади. Тем лучше для Америки!
Но когда русские или китайцы (или еще кто-то, кого не любит Вашингтон) пытаются делать то же самое – это абсолютно недопустимо. Логика выглядит примерно так: «Русские прислали гуманитарную помощь? Должно быть, это хитрая уловка, пропагандистский трюк! Они ведь злые по определению». А это, друзья, уже расизм в чистом виде. Возможно, бойцы геополитического фронта просто рассказывают в Твиттере о собственных кошмарах, в которых кто-то другой идет победным маршем по их территории.
Вот что на самом деле стоит за реакцией ведущих СМИ и экспертов на доставку российской гуманитарной помощи в Америку: они боятся, что Россия может разрушить виртуальную монополию США на иностранную помощь, как они уже сделали в области средств массовой информации.
Затянувшийся на несколько лет скандал вокруг так называемого «рашагейта» и обвинения Трампа в том, что он является ставленником Москвы, постепенно уступают место упрекам президента в наивности и предупреждениям об опасности попасть в «российскую ловушку». Это наводит на мысль о том, что «рашагейт», возможно, наконец-то скончался.
Автоматически и безосновательно предполагать, что россияне, оказывающие гуманитарную помощь другим странам, руководствуются коварными замыслами, в то время как сами Соединенные Штаты всегда поступают так из чистого альтруизма – это провинциальное мракобесие и фанатизм в чистом виде.
Следует отметить, что Fox News и другие консервативные СМИ сравнительно менее напуганы и даже публикуют твиты с российской стороны. Это еще один аргумент в пользу гипотезы о том, что в ближайшее время американские левые будут ненавидеть Россию, в то время как правые сосредоточатся на Китае.
Впрочем, как бы то ни было, очевидно, что России удалось проникнуть в общественное сознание и информационное пространство США, что еще десять лет назад было абсолютно немыслимым.