Линия фронта на 28 января 1920 года
«Великая Польша»
С самого начала восстановления польского государства оно заняло крайне враждебную позицию к Советской России. Польские правящие круги планировали использовать смуту в России, чтобы создать новую Речь Посполитую, захватить восточные области вплоть до Западной Двины и Днепра. В январе 1919 года поляки и красные столкнулись в бою за Вильно. В феврале 1919 г. возник сплошной советско-польский фронт в Белоруссии, от реки Неман до реки Припять. В марте 1919 года польские войска захватили Пинск и Слоним. Затем начались переговоры, польская сторона предлагала установить границу на основе самоопределения населения спорных территорий. Москва дала согласие. В апреле 1919 г. польские войска снова пошли в наступление, захватили Лиду, Новогрудок и Барановичи. В августе поляки захватили Минск, Красная Армия отошла за реку Березину. Здесь фронт стабилизировался.
Пока Антанта поддерживала белых генералов, Колчак и Деникин наступали, Пилсудский взял паузу. Хотя момент для похода польской армии на Киев и Москву был самым благоприятным. Основные и лучшие силы Красной Армии были связаны боями с белыми армиями. Однако Варшава опасалась, что если белогвардейцы возьмут Москву, то они будут проводить политику «единой и неделимой России». То есть Польша ничего не получит. Поэтому польское руководство выжидало. Зимой 1919 года стало ясно, что Белая армия проиграла. При отступлении белогвардейцев с территории Подолии польские войска под шумок захватили Проскуровский, Могилев-Подольский и Староконстантиновский уезды (Каменец-Подольский уезд был оккупирован еще в ноябре 1919 г.).
Пилсудский решил, что наступил самый удобный момент для наступления польской армии. Польша подготовила мощную, хорошо вооруженную армию, костяком которой были опытные солдаты мировой войны. Сформирована сильная кавалерия. Антанта, особенно Франция, активно помогала полякам. Польской армии передали 1500 орудий, около 2800 пулеметов, сотни тысяч винтовок, около 700 самолетов, 200 броневиков, 3 млн. комплектов обмундирования, грузовики, боеприпасы и т. д. Французские офицеры помогали обучать войска. В начале 1920 года была проведена мобилизация, прибыли новые добровольцы из-за границы, общая численность Войска Польского доведена до 700 тыс. человек.
Пилсудскому нужна была победоносная война для укрепления своей роли «вождя нации», отвлечения народа от внутренних проблем. В Варшаве считали, что Советская Россия хоть и победила Белое движение, но вышла из гражданской войны сильно ослабленной, обескровленной. В тылу Красной Армии, в Белой и Малой Руси шла крестьянская война, сидели «занозами» петлюровцы, махновцы и армия Врангеля. С Москвой можно разговаривать языком ультиматумов, использовать право силы. На Украине хотели создать зависимое буферное государство, сырьевой придаток и рынок сбыта «Великой Польши». Полностью зависимый от милости Варшавы украинский режим, который не сможет существовать без помощи поляков и всегда будет опасаться Советской России. Петлюра обещал Пилсудскому, что сформирует на Украине 200-тыс. армию. Варшава также хотела привлечь к войне с Россией Румынию и Латвию, но эти государства заняли выжидательную позицию.
Юзеф Пилсудский в Минске. 1919
Польский фронт
В начале 1920 гола Польский фронт активизировался. На северном направлении, между Припятью и Двиной, располагались три армии (1-я, 4-я и резервная, оперативная группа). На южном направлении, от Днепра до Припяти, стояли три армии (6-я, 2-я и 3-я). В январе 1920 года польские войска под командованием Эдварда Рыдз-Смиглы неожиданным ударом взяли Двинск. Город передали латвийским властям. Затем наступило новое затишье. Происходили редкие перестрелки и стычки, когда какой-нибудь лихой польский шляхтич хотел показать удаль.
В марте 1920 года Красная Армия планировала наступление, однако поляки ударили первыми. 5—6 марта польская армия перешла в наступление в Белоруссии, захватила Мозырь, Калинковичи, Рогачёв и Речицы. Поляки перехватили стратегическую коммуникацию Житомир – Орша. Попытки Западного фронта под командованием Гиттиса (15-й армии Корка и 16-й армии Соллогуба) контратаковать были неудачными. Мозырь отбить не удалось. 12-я и 14-я советские армии под командованием Меженинова и Уборевича, входившие в Юго-Западный фронт под командованием Егорова, пытались атаковать на Украине, но без успеха.
В это же время продолжились советско-польские контакты. Польская сторона требовала от Москвы отказаться от всех претензий на земли, которые принадлежали Речи Посполитой до ее первого раздела в 1772 году. Дать согласие на создание «линии безопасности». Предварительным условием для начала мирных переговоров с Москвой Варшава был вывод советских армий с земель, которые входили в Речь Посполитую до 1772 г. Поляки дали согласие начать переговоры о границах с 10 апреля 1920 г. в г. Борисов, но они не состоялись.
Тем временем ситуация в тылу Красной Армии ухудшилась. Началась новая волна восстаний в Малой России (Украине). С одной стороны, прежняя вольница не хотела возвращаться к мирной жизни. С другой, большевики снова начали жесткую продразвёрстку, начали разоружать крестьян. Снова загуляли отряды различных атаманов и батек. В лагерях под Винницей восстали недовольные своим положением галицийские стрелки, которые в начале 1920 года перешли на сторону красных. Восстание Галицкой армии привело к активизации местного повстанческого движения. Чтобы подавить мятеж и бунты, часть сил 14-й советской армии и резервы фронта были направлены в тыл.
Момент для наступления Войска Польского был самым благоприятным. 21 апреля 1920 г. Пилсудский заключил соглашение с Петлюрой о совместных действиях против Красной Армии. Условия были тяжелыми. У руководства УНР в это время не было ни своей территории, ни полноценной армии (украинские дивизии формировались в польской зоне оккупации), поэтому выбора не было. По сути, утверждалась граница 1772 года. За Польшей оставались Волынь, Галиция и Холмщина. В военных операциях против Советской России украинские войска должны были подчиняться польскому командованию. Соглашение предусматривало незыблемость польского землевладения на будущих территориях Украинской народной республики. Польская сторона признавала украинское государство (в весьма обрезанном виде) под руководством атамана Петлюры. Поляки обещали военную помощь в захвате Киева, снабжение петлюровских войск. По военному соглашению поляки обещали вести наступление своими силами только до Днепра. Далее до Харькова, Екатеринослава, Одессы, Донбасса войска УНР должны были наступать самостоятельно. К союзу поляков и петлюровцев примкнул и командующий «Повстанческой армией» атаман Тютюнник (бывший командир «армии» атамана Григорьева). Он признал главенство Петлюры и получил чин генерал-хорунжего армии УНР.
Командующий 2-й армией польский генерал Антоний Листовский (слева) и Симон Петлюра (справа) после заключения союза Польши с петлюровцами
Киевская операция
17 апреля 1920 года главнокомандующий и первый маршал Польши Пилсудский издал тайный приказ о Киевской наступательной операции. Операцию планировали начать 25 апреля. На киевском направлении наступали семь пехотных и одна кавалерийская дивизия, на одесском направлении – три пехотные дивизии. 25 апреля 1920 года польская армия и петлюровцы перешли в наступление на Киев. В Белоруссии поляки не наступали, фронт остался по Березине.
Польский поход на Киев начался под громким лозунгом «За нашу и вашу свободу!» Пилсудский объявил, что война ведётся против «оккупантов, разбойников и грабителей» и за «освобождение» Украины. В наступлении участвовало около 65 тыс. поляков (всего на украинском направлении было около 140 тыс. человек) и 15 тыс. петлюровцев. В районе Чернобыля наступление поддержали отряды атамана Булах-Балаховича (2 тыс. бойцов) и Струка (1 тыс.). Польские войска наступали под непосредственным командованием Пилсудского: 6-я армия наносила удар от Проскурова на Жмеринку, Винницу и Могилев-Подольский; 2-я армия наступала на Казатин — Фастов — Киев, отсекая части 14-й советской армии от 12-й, 3-я армия наносила главный удар на Житомир и Коростень.
Советские войска сильно уступали в числе – всего около 15,5 тыс. человек непосредственно на фронте (всего около 55 тыс. человек). Красная Армия серьёзно уступала и в количестве орудий, пулеметов и бронемашин. К тому же красные были ослаблены восстаниями в тылу и не ожидали масштабного вторжения. Главным просчётом советского верховного командования было то, что его стратеги ждали польского удара совместно с латвийским войском на северо-востоке. Поэтому в Белоруссии были сосредоточены главные силы (свыше 70 тыс. штыков и сабель), туда шли подкрепления из Сибири и Кавказа. В конце апреля Красная Армия планировала нанести удар в Белоруссии в направлении на Лиду — Вильно. Однако к началу польского наступления войска ещё не перебросили, они были на марше.
Поэтому поляки довольно легко взломали красный фронт, который не был сплошным. На главных направлениях наступали отборные польские части, солдаты, которые ранее служили в германской армии. Другой отборной частью Войска Польского были части бывшей армии генерала Галлера («галлерчики»), которую Антанта сформировала во Франции и в 1919 году перебросила в Польшу для войны с Советской Россией. На вспомогательных направлениях действовали петлюровцы и присоединявшиеся к ним местные повстанцы-«зелёные».
Красный фронт рухнул. Советские войска отступали практически без сопротивления. Части, разбросанные на большом расстоянии друг от друга, потеряли связь и управление, необходимо было их отвести и перегруппировать. Начался победный марш польской армии. 26 апреля поляки заняли Житомир, 27-го – Бердичев и Казатин. На южном участке 6-я польская армия генерала Вацлава Ивашкевича захватила Винницу, Бар и Жмеринку. На северном участке поляки захватили Чернобыль и вышли к Днепру у Припяти. В результате польская армия вышла на линию Чернобыль — Казатин — Винница — румынская граница. В первые же дни в плен попало 10 тыс. красноармейцев. Правда, полякам не удалось окружить и полностью уничтожить 12-ю советскую армию. Отдельные части попадали в «котлы», но полякам не хватило сил и умения для создания устойчивого кольца окружения. Так, были блокированы 58-я и 7-я стрелковые дивизии, но они смогли успешно вырваться из районов окружения.
На самом юге наступала конница атамана Тютюнника. Повстанцы заняли Балту, соединились с восставшим галицийским кавалерийским полком Шепаровича. Затем конница Тютюнника взяла Вознесенск и стала угрожать Одессе и Николаеву. Те галицийцы, которые оказались в зоне наступления польских частей, попали из огня да в полымя. Сторонники независимой Галиции Пилсудскому были не нужны. Их разоружили и отправили в польские концлагеря, где большинство погибло от голода, болезней и жесткого обращения.
Советские войска продолжали отходить практически без сопротивления. Польские войска при вторжении понесли минимальные потери. 6 мая 1920 года поляки заняли Белую Церковь, вышли к Киеву. Командование 12-й армии планировало дать бой за столицу Украины и дождаться подхода частей 1-й Конной армии с Северного Кавказа. Однако деморализованные войска при виде эвакуации командования и управленческих структур запаниковали и начали отход. Передовые польские части, сев на обыкновенные трамваи, вошли в центр Киева, посеяв большую панику среди гарнизона города. Красные оставили Киев без боя. 7 мая поляки и петлюровцы заняли Киев. Поляки форсировали Днепр и захватили небольшой плацдарм на левом берегу, вглубь до 15 км. 9 мая с подчеркнутой помпезностью Пилсудский провёл польский парад победы в Киеве. Таким образом польская армия захватила Правобережную Украину.
На Днепре польские войска остановились. Они планировали закрепиться на захваченной территории, подтянуть тылы. Также необходимо было решить вопрос о дальнейших действиях. В начале мая Британия снова предложила при её посредничестве начать мирные переговоры о мире, установить границу Польши Советской России по т. н. линии Керзона. Советские войска должны были остановить наступление на Кавказе, сохранить независимость Грузии и Армении, остановить боевые действия против Крыма. Вопрос о Крыме должен был решиться путем переговоров с Врангелем, с будущей почётной сдачей полуострова, свободным выездом за границу всех желающих и амнистией тех, кто останется в России.
Тем временем советское руководство проводило новую мобилизацию. Польский фронт стал главным. Сюда перебрасывались новые соединения, части, резервы. Советское командование начало подготовку контрнаступления.