Феномен нефтяного рынка: консолидация на фоне фрагментации
«Спрос и предложение на нефтяном рынке – просто ужас. Я такого никогда не видел».
Мохаммед Баркиндо, генеральный секретарь ОПЕК
Если сегодня перефразировать знаменитое выражение Марка Твена «Слухи о моей смерти несколько преувеличены», то можно сказать: «Слухи о смерти глобализации несколько преувеличены».
Впрочем, у Твена на ту же тему есть ещё одно менее известное выражение: «Надеюсь, страховая компания не даст мне умереть, ведь я застрахован». Вот и нынешние глобальные переговоры, затеянные ради стабилизации нефтяного рынка теми, кто явно проигрывает от низких цен – это, прежде всего, американские сланцевики – точно ложатся в формулу Марка Твена «страховая компания не даст мне умереть, ведь я застрахован».
Они, действительно, застрахованы. Просто в иной ситуации все сланцевиков издержки и финансовые провалы, как обычно, прикрыло бы американское стремление к лидерству на мировом рынке нефти. Но сегодня в условиях пандемии коронавируса и чрезвычайной ситуации с финансами правительство США пошло к России и Саудовской Аравии с просьбой помочь урегулировать – за счет снижения продаж – цены на рынке до уровня «приемлемых».
Другими словами, Трамп, обзвонив Москву и Эр-Рияд, говорил с русскими и саудитами об общих проблемах. По этому поводу Владимир Путин прямо сказал в разговоре с нашими космонавтами, работающими на МКС, когда поздравлял их с Днем космонавтики: «Мы сейчас пытаемся организовать работу и с актуальными проблемами... Имею в виду борьбу с пандемией, имею в виду ситуацию на мировых рынках… С Президентом Соединенных Штатов обсуждали эти проблемы, и еще предстоят у нас разговоры на эту тему».
Уже несколько часов спустя переговоры по телефону продолжились. Официальный сайт Главы Российского государства сообщил, что «по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом США Дональдом Трампом… Проведен обмен мнениями о ситуации на глобальном нефтяном рынке, включая прорабатываемую в рамках «ОПЕК плюс» договоренность относительно сокращения объемов добычи в целях стабилизации мировых цен на нефть... Условлено продолжить российско-американские консультации по данной тематике. Обсуждены также вопросы, касающиеся пандемии коронавируса. Владимир Путин и Дональд Трамп дали оценку предпринимаемых в России и США мер по противодействию распространению инфекции. Затронуты некоторые актуальные аспекты двусторонних отношений, включая сотрудничество в космосе». Последняя тема очень интересна, особенно, после того, как Трамп подписал Распоряжение о разработке природных ресурсов в космосе.
Отметим, что Трамп созванивался с Путиным дважды за 24 часа. Он завершил свой день звонком в Кремль 9 апреля и начал свой день 10 апреля звонком в Кремль. И обсуждали не только нефть. Не припомнить, чтобы лидеры двух Держав созванивались в таком плотном графике.
В этой ситуации есть ещё одна важная компонента. Даже в условиях начавшейся фрагментации мировых рынков – границы закрыты, мировая торговля встала, как вкопанная – невозможно решить общемировые проблемы такие, как цены на нефть, в индивидуальном порядке. Нужен международный консенсус.
Поэтому мы в начале и перефразировали Марка Твена – Глобализация ещё не умерла. Поэтому двухдневные глобальные переговоры «по нефти» показали, что нефть объединяет интересы и возможности.
Действительно, если вопросы финансов каждый мощный игрок решает уже по своему – американцы так, Евросоюз – этак, и это свидетельствует о реальной фрагментации финансовых интересов, то рынок «черного золота» требует совместных решений.
С нашей стороны позиция была четко представлена в выступлении Владимира Путина на недавнем Совещании о ситуации на глобальных энергетических рынках. Президент, в частности, указал:
«- Мы никогда не стремились к тому, чтобы цены были слишком высокими, и хотели избежать ситуации, когда цены были бы слишком низкими. Понятно почему: наш бюджет свёрстан из расчета 42 доллара за баррель, и вокруг этой цифры мы вполне комфортно себя чувствуем.
- Мы готовы к договорённостям с партнёрами и в рамках этого механизма – «ОПЕК-плюс», и готовы к взаимодействию с Соединёнными Штатами Америки по этому вопросу… Мы, безусловно, должны учитывать интересы всех наших партнёров, именно всех. И только в этом случае мы сможем добиться справедливых договорённостей по сбалансированию рынка».
И, конечно, главными стали такие слова Главы государства: «Ещё раз повторю: наша ключевая задача – долгосрочная стабильность рынка в интересах, как производителей, так и потребителей. И, конечно, обеспечение устойчивости и дальнейшего развития нашей, российской нефтяной промышленности, нашего, российского ТЭКа как одной из важнейших отраслей национальной экономики».
Это необходимо понимать о позиции России.
Два шага навстречу друг другу
И вот, в течение двух дней апреля 2020 года состоялось два глобальных совещания, которые, во-первых, показали, что страны мира готовы к совместному решению проблем, которые важны – как для каждой из них, так и для всех вместе. Во-вторых, впервые в истории к совместным действиям ради сбалансирования мирового рынка нефти присоединились практически все нефтедобывающие страны, которые до сего дня были, и, наверняка, останутся конкурентами на этой площадке. Но, тем не менее, даже историческая конкуренция не помешала принимать выгодные для всех решения.
Как это было, посмотрим на примере представительного совещания, вновь названного ОПЕК+, как и два года назад, когда Россия и ОПЕК пришли к соглашению о совместных действиях на рынке нефти, недавно его расторгли. И вот в этом совещании 9 апреля приняли участие практически все страны мира, добывающие и продающие нефть.
Американцы лично не участвовали. Они решили сохранить свою независимость от любых «картельных договоренностей», которые, впрочем, запрещены у них по закону – а ОПЕК они расценивают именно, как «картель». Трамп даже назвал ОПЕК «незаконной организацией». И пошел по излюбленному пути – договариваться с каждым «один на один». А экономический советник Белого дома Ларри Кудлоу заявил, комментируя американскую позицию, что «США говорит с Россией и саудитами напрямую, и нет необходимости вести диалог через ОПЕК».
Правда, в данном случае, оказалось, что «формата тет-а-тет» для решения вопроса мало. Поэтому состоялся в ночь с 9 на 10 апреля по Москве, телефонный разговор Владимира Путина с Президентом США Дональдом Трампом и Королём Саудовской Аравии Сальманом Бен Абдель Азизом Аль-Саудом, в ходе которого переговоры по нефти шли уже в составе самых мощных стран-экспортеров. Как сообщила пресс-служба Кремля, «обсуждалось положение дел на рынках нефти, в том числе, с учётом переговоров в рамках внеочередного министерского заседания в формате «ОПЕК плюс» и предстоящей видеоконференции министров энергетики “Группы двадцати”. Подтвержден настрой на координацию действий по стабилизации ситуации в глобальной торговле нефтью и минимизации негативного влияния волатильности нефтяных котировок на мировую экономику». Трамп потом рассказал прессе, что разговор длился полтора часа.
Напомним, что в конце 1980-х США и саудиты тет-а-тет договаривались о снижении нефтяных цен, чтобы разорить СССР. И им это удалось. А теперь без России они – никуда. Вот так история и делается. Нет?
Теперь выберем из многочисленных информаций с этого Совещания ОПЕК+, прошедшего в связи с эпидемией коронавируса по видео-связи, некоторые, на наш взгляд, важные моменты:
- Все страны ОПЕК+ (кроме Мексики) согласились на предлагавшееся снижение добычи – по 23%.
- Следующая встреча ОПЕК+ запланирована на 10 июня 2020 г.
- ОПЕК+ согласились снизить добычу по графику:
- С мая по июнь 2020 г. общее сокращение на 10 миллионов баррелей в день (мбд),
- С июля по декабрь 2020 г. – сокращение на 8 мбд,
- С января 2021 г. до апреля 2022 г. – сокращение на 6 мбд.
Договорились, что сделка может быть пересмотрена в декабре 2021 года.
Перед вами – схема общих сокращений добычи по данным совещания ОПЕК 10 апреля 2020 года. 23% снижения на каждого участника.