«Сам факт, что телефонной связи для переговоров недостаточно, свидетельствует о необходимости обсуждения конфиденциальных тем. Это очень беспокоит», — пишет бывший глава украинского МИДа. С его утверждением трудно не согласиться. Вопрос только в том, какие конфиденциальные темы поднимались на переговорах Козака с представителями федерального правительства.
Самый насущный вопрос двусторонних отношений Москвы и Берлина — это, несомненно, будущее «Северного потока-2». И здесь действительно есть что обсуждать: Федеральное сетевое агентство ФРГ после визита Козака приняло решение о распространении на российский трубопровод норм обновленной Газовой директивы ЕС. То есть «Газпром» все-таки обязали резервировать 50% мощностей для прокачки топлива альтернативными поставщиками, искусственно ограничив мощность «Северного потока-2» вдове. Для этого Евросоюзу и понадобилось дорабатывать Газовую директиву, фактически прописывая в ней очередные санкции против России.
Отказываться от имплементации новых правил в национальном законодательстве Германия и не собиралась. Напротив, в ноябре 2019 года Бундестаг проголосовал за обновленную Газовую директиву. Но в принятом законе так же прописано, что при определенных условиях регулятор может делать исключения для трубопроводов из третьих стран. Одно из условий — трубопровод был построен до 23 мая 2019 года. По факту «Северный поток — 2» выбился из этого графика, а с юридической точки зрения не все так однозначно.
К примеру, энергоэксперт Дмитрий Марунич предполагал, что у «Газпрома» есть лазейка: поправки к Газовой директиве ЕС должны распространяться только на немецкий участок трубопровода. Если он был достроен до 23 мая 2019 года, то для «Северного потока-2» можно смело делать исключения. Nord Stream 2 AG использует другой аргумент: по мнению юристов компании, термин «завершение проекта» стоит рассматривать не с точки зрения строительных работ, а с точки зрения принятия окончательного инвестиционного решения. Поскольку к моменту внесения поправок в проект уже были вложены огромные средства, Газовая директива ЕС на него распространяться не должна.
Газета Handelsblatt недавно сообщила, что регулятор собирается отказать в выведении «Северного потока-2» из-под новых правил. Того же мнения придерживается посол Украины в Германии Андрей Мельник: «Благодаря шагам, которые осуществляет и украинская дипломатия совместно с „Нафтогазом“, с нашими партнерами, мы можем с определенным оптимизмом говорить о том, что это разрешение, исключение для „Северного потока-2“, все-таки не будет предоставлено». Что ж, украинский дипломат оказался прав. По всей видимости, когда Козак летал в Берлин, решение регулятора уже было принято. Не для того ли Меркель пригласила доверенное лицо Путина, чтобы обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества в газовой сфере?
Об этом можно только догадываться, но вопрос эксплуатации трубопровода в той или иной форме наверняка поднимался. «Думаю, что тему „Северного потока — 2“ тоже вниманием не обошли, особенно идеи, как обойти санкции США. Козак является одним из наиболее приближенных к Путину и для таких дискуссий подходит», — рассуждает Павел Климкин.
Со вторым тезисом можно согласиться: президент России действительно доверяет Козаку выполнение очень ответственных и деликатных поручений. К тому же, замглавы администрации Путина уже не раз комментировал ход реализации «Северного потока-2». Человек, что называется, в теме. Но предположение Климкина о том, что Козак и его немецкие коллеги искали пути обхода американских санкций, вряд ли соответствует действительности. Этот вопрос уже решен — завершать укладку трубопровода по дну Балтийского моря будут «Академик Черский» и «Фортуна». Торопиться им некуда.
Из-за аномально теплой зимы и эпидемии коронавируса избыток газа в Европе наверняка будет сохраняться и в 2021 году. Пока даже по украинскому маршруту Россия не прокачивает законтрактованные объемы газа, за которые все равно взымается фиксированная плата. Зачем еще одна труба?
С другой стороны, от «Северного потока-2» Россия уже не откажется ни при каких обстоятельствах. Слишком большие ставки Кремль сделал на этот трубопровод, который стал настоящим символом энергетического противостояния Москвы и Вашингтона. Рано или поздно его достроят — это вопрос решенный. Осталось только разобраться, сможет ли «Газпром» использовать новый газопровод на полную мощность.
Примечательно, что недавно в Германии разгорелся громкий политический скандал. 5 мая Генеральная прокуратура Германии объявила в международный розыск россиянина Дмитрия Бадина, который якобы участвовал во взломе компьютеров Бундестага в 2015 году.
По версии следствия, хакеры похитили не менее 16 гигабайт данных, а Spiegel сообщает, что они также получили доступ к переписке парламентского офиса канцлера Ангелы Меркель с 2012 по 2015 годы. «Могу сказать очень честно: меня это огорчает. С одной стороны, стремишься ежедневно улучшить отношения с Россией, но с другой стороны, когда видишь такие свидетельства подобного поведения российских сил, то образуется напряженное поле, в котором мы работаем», — заявила канцлер Германии. Удивительным образом это «напряженное поле» образовалась в тот момент, когда Федеральное сетевое агентство ФРГ должно вынести окончательное решение по «Северному потоку-2». Соответствующий фон для отклонения заявки Nord Stream 2 AG был создан.
В любом случае, после вердикта немецкого регулятора игра не заканчивается. Россия продолжит искать «лазейки», которые позволят ей обойти Газовую директиву ЕС. И недавний визит Козака в Берлин вселяет надежду на то, что в Германии настроены на конструктивное сотрудничество с Кремлем.