Положение вызывает тревогу, а у некоторых людей даже панику. Всё чаще звучат различные конспирологические версии: якобы вирус создан для того, чтобы уменьшить население планеты. Любая информация, несколько не укладывающаяся в привычные рамки, становится основой для очередной версии о всемирном заговоре, к примеру мирового капитала. И обвинять людей в «создании фейков» сложно – этот самый мировой капитал сам даёт пищу для подобных слухов.
Всемирный банк диктует «сроки пандемии»?
Вот и буквально на днях в Сети стали множиться сообщения о том, что Всемирный банк «продлил пандемию» до 2025 года и «заставит всех сидеть в карантине». Основанием для таких утверждений послужил внутренний документ под названием «Программа стратегической готовности и реагирования на COVID-19». Рассчитана эта программа на 5 лет и завершится к 31 марта 2025 года. Дата создания документа – 2 апреля 2020 года, и с этого момента он находился в открытом доступе – ознакомиться с ним можно было на сайте Всемирного банка.
«К этому моменту, к 31 марта 2025 года, эти извращенцы планируют засунуть нас всех в цифровой лагерь», – с гневом писала одна из пользователей Сети, выложив скриншот страницы документа.
Сразу скажу: в этом утверждении есть серьёзная ошибка. Этот документ говорит о том, как Всемирный банк реконструкции и развития планирует в течение этих пяти лет поддерживать систему здравоохранения 25 развивающихся стран, чтобы помочь предотвратить распространение коронавирусной инфекции и снизить возможную смертность от неё, при этом, конечно, диктуя и собственные условия.
На 60 листах программы тщательно расписываются меры реагирования на пандемию, которые поддерживает Всемирный банк, и оказания помощи странам, «имеющим право на эту поддержку» в борьбе и с самой пандемией, и с её последствиями.
И информация эта отнюдь не была секретной: как раз в марте текущего года пресс-служба финансовой организации сообщила о том, что планирует выделить более 12 миллиардов долларов «на оказание неотложной помощи» для борьбы с COVID-19.
В этом же пресс-релизе сообщалось, что Всемирный банк намеревается предоставить в течение следующих 15 месяцев нуждающимся странам ещё до 160 миллиардов долларов США. И всё это – «для защиты бедных и уязвимых категорий населения, поддержки бизнеса и ускорения восстановления экономики».
Выделяемые средства должны были быть направлены «на укрепление систем здравоохранения, улучшение доступа к медицинским услугам и усиление эпидемиологического надзора в развивающихся странах».
«Основная задача на первом этапе – помочь системам здравоохранения решить непосредственные проблемы, связанные с COVID-19. Например, благодаря выделяемому финансированию целый ряд стран – от Афганистана и Гаити до Индии, Монголии и Таджикистана – получит возможность привлечь к работе больше медицинских работников, обеспечить их надлежащую подготовку и снабдить необходимым оборудованием для оказания экстренной медицинской помощи».
Просто бизнес, ничего личного
Конечно, ни о каком альтруизме со стороны мирового капитала речи здесь не идёт. Перед нами только трезвый расчёт и желание «стоять на переднем крае, контролируя ситуацию». Так что если и есть во всём вышеописанном некий «заговор», то его цель – сохранение капиталов и, при возможности, их увеличение.
Чтобы увидеть всю ситуацию более широко, надо, наверное, оглянуться назад – вспомнить события, которые происходили не только в самом начале пандемии, когда ВОЗ призвала «готовиться к худшему – COVID-19 вот-вот захлестнёт мир», а гораздо раньше.
Как известно, «сценарий» – правда, «гипотетический», – новой неизвестной пандемии рассматривали на одном из заседаний Всемирного банка ещё в 2017 году. И такая имитация, как ни странно, проводилась финансовой организацией в четвёртый раз. Ранее этот же сценарий представляли в Давосе. В «инсценировке» принимал участие фонд Мелинды и Билла Гейтс. Познакомили с этим сценарием министров здравоохранения и финансов стран G20.
Главный интерес Всемирного банка заключался в следующем: необходимо было понять, как эпидемиологические катаклизмы могут повлиять на экономику и какие финансовые риски несёт с собой пандемия. Причём в том, что глобальное распространение какой-нибудь инфекции обязательно случится, сомнений не было. А опыт борьбы с эпидемиями вирусов Зика и Эбола показывал, что собрать «с миру по доллару» в экстренных ситуациях очень сложно.
«Пандемические облигации»
Тогда-то и родилась в недрах Всемирного банка идея о создании фонда Pandemic Emergency Financing Facility (PEF) и выпуске ценных бумаг на 425 миллионов долларов. Собранные средства должны были быть направлены странам, которые нуждаются в помощи для сдерживания пандемии.
Нельзя сказать, что это очень большая сумма, ведь только на борьбу с Эболой в конечном итоге было собрано более 7 миллиардов долларов, правда, довольно поздно.
Выпущены «пандемические облигации» на финансовый рынок были в 2017 году. Тогда многим инвесторам новый финансовый инструмент показался невероятно привлекательным и спрос на бумаги вдвое превысил предложение, ведь обладателям ценных бумаг обещали повышенные купонные выплаты в 12,5% годовых. Однако было понятно: как только в мире объявят пандемию, выплаты дивидендов сразу прекратятся. И этот риск потери определённых средств или даже всей вложенной в облигации суммы был оборотной стороной высоких выплат.
Почему ВОЗ опоздала с пандемией
Как все помнят, в тот момент, когда новое коварное заболевание, пришедшее из Китая, обрушивалось на одну страну за другой, ВОЗ обвинили в том, что пандемия была объявлена «слишком поздно»: если бы с соответствующим заявлением руководство организации выступило пораньше, когда зараза только стала проникать из Китая не только в другие страны, но и на иные континенты, справиться с ней было бы проще.
И этот вопрос – почему ВОЗ дотянула до массового распространения, не объявляя пандемию? – звучал неоднократно. Возможно, ответ на него довольно простой: всё дело… в деньгах, а точнее в этих самых «пандемических облигациях», которые привязаны к массовым инфекционным заболеваниям и должны были бы служить для привлечения денег в случае их глобального распространения.
Срок погашения облигаций, выпущенных в 2017 году, был запланирован на июль 2020 года. Но тут пришлось объявлять пандемию – и облигации заметно потеряли в цене, а держатели акций понесли серьёзные потери. Именно поэтому многие эксперты, высказывая претензии в адрес ВОЗ о задержке объявления пандемии, считали, что сделано это было «в интересах Уолл-стрит», а сами облигации, по их мнению, никогда и не предназначались для помощи бедным странам в условиях катаклизма, а создавались «для обогащения крупных инвесторов».
Помощь или финансовая кабала?
Так или иначе, на первом месте во всех случаях интересы «крупного мирового капитала». Ведь если внимательно прочитать ту же программу срочных мер Всемирного банка, призванную как бы оказать помощь развивающимся странам, а их в списке всего 25, то становится понятно: речь идёт по большей части не о каких-то грантах или безвозмездном финансировании здравоохранения или экономики этих стран, а о кредитах и траншах. То есть о деньгах, которые потом придётся возвращать. И в некоторых случаях – пусть и с небольшими, но процентами. Помогая, тихой сапой затягивают в финансовую кабалу.
При этом, конечно, Всемирный банк – при определении, кому и чем он будет помогать, – потребует выполнения ряда условий, и это не только соблюдение тех или иных карантинных мер, хотя, конечно, даже ВОЗ не может потребовать страны объявлять на своей территории карантин. Но о масочном режиме и «обязательном мытье рук» в программе Всемирного банка упоминается, и даже о возможной армейской поддержке, как и о «политических консультациях» с целью помощи в преодолении последствий экономического кризиса, вызванного пандемией. А если вдруг где-то «играть по прописанным правилам» не захотят, то денег, скорее всего, они не получат.
Примерно так случилось с Белоруссией. Как известно, белорусский Нацбанк ранее обратился к другой финансовой структуре – МВФ – с просьбой выделить стране 940 миллионов долларов для борьбы с последствиями пандемии. И в этой просьбе Минску было отказано. Прежде всего потому, что Александр Лукашенко отказался вводить карантин.
Всё в интересах мирового капитала?
Отвлекаясь от конкретной темы финансирования Всемирным банком развивающихся стран, стоит упомянуть «Ежегодный экономический доклад. Меры сдерживания. Политические вмешательства», выпущенный пару месяцев назад Банком международных расчётов (второе, негласное его название – Центробанк центробанков). В нём, конечно, немало занимательных пунктов и тезисов, главный из которых гласит, что «миссия банка – мировая финансовая стабильность».
Конечно, в докладе отведено место глобальному кризису, вызванному распространением коронавирусной инфекции, а также упоминается – куда ж без этого! – надвигающаяся в обязательном порядке «вторая волна пандемии», которая «спровоцирует гигантскую безработицу» и длительную «кому» мировой экономики.
И на передовой борьбы с рецессией находятся, как нам внушают, мировые банки. Правда, в ходе этой борьбы финансисты скупают за бесценок ценные бумаги частного бизнеса, чтобы потом стать его полноправными хозяевами, получив в конечном итоге контроль над реальным сектором экономики многих стран мира. А так-то всё выглядит очень красиво: пандемия продолжается, мы вам всем поможем! Ну а если потом весь мир окажется в руках узкого круга банкиров – это же такая мелочь!