Две закономерности российско-японских отношений
В Японии часто говорят, что невозможно понять, что у Путина на уме. На самом деле, это очевидно. Чтобы понять отношения между Россией и Японией, необходимо знать о двух закономерностях.
Закономерность первая — если заводить речь о территориальной проблеме, отношения с Россией ухудшаются. Закономерность вторая — если говорить о выгодном бизнесе, отношения с Россией улучшаются.
Путин думает о Японии следующее: «Я хочу денег, но территории отдавать не хочу». В такую неожиданную концепцию сложно поверить, поэтому разберем ее.
Абэ вернулся на должность премьер-министра в декабре 2012 года. В 2013 году он начал активно улучшать отношения с Россией. Абэ был полон энтузиазма — «я решу территориальную проблему, пока я нахожусь у власти».
Тем не менее тогда он практически не говорил «Верните острова!», а прикладывал усилия к развитию бизнес отношений с Россией. В марте 2014 года Россия аннексировала Крым, и настал переломный момент.
Япония присоединилась к санкциям против России, которые ввели США и Европа. Японские правительство и бизнес больше не могли говорить об экономике (выгоде). Японские чиновники могли только требовать вернуть четыре острова.
Россия хочет денег, но не хочет возвращать острова, поэтому российско-японские отношения ухудшились. Следующий шанс появился в мае 2016 года. Премьер Абэ встретился в Сочи с президентом Путиным и предложил план сотрудничества из восьми пунктов.
Другими словами, правительство Японии перестало говорить о территориальной проблеме и вновь завело речь о выгоде. Путин был удовлетворен и в декабре того же года посетил Японию. Отношения между Россией и Японией стали намного лучше.
Последний переломный момент для администрации Абэ настал в ноябре 2018 года. Абэ встретился с российским лидером в Сингапуре и предложил ускорить переговоры по мирному договору на основе Советско-японской декларации 1956 года.
Это было большим компромиссом со стороны Японии. Поскольку Абэ взял за основу Советско-японскую декларацию, он отказался от основного курса японских властей — требования вернуть все четыре острова — и переключился на концепцию возврата двух островов.
Тем не менее Путин не оценил смелое решение Абэ. Повторюсь, Путин хочет денег, но не хочет возвращать острова. Даже два, не говоря уже о четырех. После этого российско-японские отношения вновь ухудшились.
Путин заявил, что, если вернуть Южные Курилы, там появятся американские войска. В марте 2019 года он подчеркнул, что Япония должна выйти из Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности с США.
После этого уже сложно было говорить о том, что между Россией и Японией хорошие отношения. Итак, мы рассмотрели развитие российско-японских отношений при втором кабинете Абэ. Я думаю, теперь вы поняли, что отношения с Россией развиваются по двум сценариям: если говорить о проблеме «северных территорий», отношения ухудшаются, а если говорить о выгоде, они улучшаются.
Что делать премьеру Суга с российско-японскими отношениями?
Итак, мы поняли, что Россия не собирается возвращать «северные территории». Как тогда Японии выстраивать отношения с Россией? Я думаю, что многие не против разрыва отношений с Россией. Действительно, я тоже считаю, что так можно было бы поступить в обычных обстоятельствах.
Тем не менее сейчас обстановка несколько иная, хотим мы этого или нет. В ноябре 2012 года Китай предложил России и Южной Корее сформировать единый антияпонский фронт. Тогда Пекин заявил, что у Японии нет прав не только на Сенкаку, но и на Окинаву.
Если вы считаете, что это лютая теория заговора, прочитайте статью. В связи с этим кабинет Абэ начал улучшать отношения с США, Россией и Южной Кореей. В апреле 2015 года премьер Абэ выступил в американском Конгрессе с речью под названием «Союз надежды». Тем самым он укрепил японо-американские отношения.
Благодаря соглашению о женщинах для утешения, достигнутому в декабре 2015 года, отношения с Южной Кореей улучшились, хотя и на короткое время. Как я отметил выше, Абэ также выправил связи с Россией. В период, когда президент Путин посетил Японию, Китай, мыслящий стратегически, пожалел о сближении России и Японии.
В статье, посвященной российско-японской встрече в верхах, китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» отреагировало жестко: «Премьер Абэ хочет вовлечь Россию и создать антикитайскую коалицию, однако пошатнуть фундамент российско-китайских отношений сложно. Эта схема не принесет результатов» (16 декабря 2016 года, агентство «Дзидзи»).
В то время никто из японских чиновников не заявлял об укреплении антикитайской коалиции. Тем не менее у Китая возникли стратегические опасения, потому что он боится сближения России и Японии.
Важность плана сотрудничества из восьми пунктов
Президент Путин не хочет возвращать «северные территории». Но нужно общаться с Россией, чтобы противостоять Китаю. Это — правильная позиция в условиях нынешних реалий. Итак, как же взаимодействовать с Россией?
Ответ во втором сценарии — если говорить о выгоде, отношения с Россией будут улучшаться. Премьеру Суга следует развивать, хотя бы и медленными темпами, план сотрудничества из восьми пунктов, который предложила прошлая администрация.
Несмотря на все изложенное, я думаю, все же остались люди, которым сотрудничество с Россией не по душе. Я могу понять это с учетом исторических фактов. Поэтому напоследок приведу слова лучшего в мире стратега Эдварда Люттвака (Edward Luttwak).
В своей работе «Самоуничтожающийся Китай» он подчеркивает, что для выживания Японии крайне важны отношения с Россией: «Безусловно, важными факторами являются решимость самой Японии и поддержка США, однако большую значимость также представляет элемент вовлечения России. Есть вероятность, что это станет решающим фактором».
Я понимаю, что Россия вызывает неприятные чувства. Тем не менее Япония должна сотрудничать с Россией, чтобы Китай не отобрал у нее Сенкаку и Окинаву.
Ёсинори Китано — эксперт в области международных отношений. Родился в 1970 году. В 19 лет поехал на учебу в Россию. В декабре 1991 года стал очевидцем распада СССР. В 1996 году стал первым японцем, окончившим МГИМО — альма-матер российских дипломатов.
В 1999 году основал электронный «Журнал российской политики и экономики». На сентябрь 2020 года число подписчиков составляло 61 тысяча человек. В 2015 году журнал Китано возглавил рейтинг информационного журнала «Магу-магу». Ему было присвоено звание лучшего электронного журнала Японии. В 2018 году Китано вернулся в Японию. Известны такие работы, как «Методы Кремля, о которых не знают японцы», «Последняя священная война Путина», «Стратегия Японии, чтобы победить Китай», «Перспективы борьбы за гегемонию между Китаем и США», «Новый путь японцев».
Комментарии японских читателей:
Sin: Чтобы выжить, Японии нужно сотрудничать с Россией. О чем он говорит? Все становится ясно, если рассмотреть ситуацию вокруг «северных территорий». Россия думает только о том, как использовать Японию. Для России Южные Курилы — это морковка перед носом Японии. При Путине решить эту проблему нереально. Лучшая возможность вернуть острова была при Горбачеве. Поэтому я не думаю, что острова останутся у России навсегда. В будущем с Россией можно будет дружить. Но не сейчас.
Lan: Сейчас нужно отменить все совместные проекты с Россией и периодически требовать вернуть острова. Россия не собирается их возвращать, поэтому необходимо перестать помогать ей и прекратить сотрудничество. Если она обратится за помощью, нужно сказать, что «утром острова, а вечером сотрудничество». Периодически выражать сожаление. Не стоит сотрудничать с Россией, потому что ей нельзя доверять. Для выживания нужно углублять связи с США, Австралией, Индией и Великобританией. С Китаем и Южной Кореей, а также Германией и Францией дружить не стоит.
Tho: Чтобы защитить Сенкаку и Окинаву от Китая, дружить с Россией и говорить с ней о выгоде?????? Это абсурд. Если между Японией и Китаем разразиться конфликт вокруг Сенкаку, а Россия станет помогать Японии, это будет означать, что она помогает США. Если Россия не сможет предоставить военную помощь, тогда что она вообще может дать? История доказала, что, если Япония переместит войска на Сенкаку и Окинаву, Россия может нацелиться на Хоккайдо. Путин из КГБ. Давно не слышал такое радужное мнение.
Rax: Россия не собирается отдавать и миллиметр Южных Курил, но при этом пытается вытянуть из Японии громадные деньги. Премьеру Суге не стоит широко улыбаться и выделять даже одну иену, если Россия не хочет возвращать территории.
Амэносагири: Сейчас путь только один — оставить все, как есть. Некоторым это не нравится, поэтому приходится говорить: «Я прилагаю максимальные усилия!» Абэ говорил с Путиным по душам, и, похоже, тот ему намекнул, что острова можно вернуть только при помощи войны. В этом случае у Японии есть два способа: 1. Наращивать военный потенциал и показать России, что с нами лучше не связываться. Тем самым оказывать давление на Россию. 2. Использовать в переговорах козырь в виде такой экономической и технологической помощи, которая заинтересует Россию больше, чем Южные Курилы. В ином случае, как говорит Путин, остается только война… Ни один из этих способов в ближайшее время воплотить в жизнь невозможно. Также серьезное влияние оказывает международная обстановка, поэтому сейчас можно только заявлять, что «я веду переговоры». И при этом не важно, кто будет премьером.
yisoyoko.11: Странам, которые проиграли в войне, обычно территории не возвращают. Окинава — исключение. Россия не вернет. Она сильнее с точки зрения военной и ядерной мощи, но с точки зрения экономики в сравнении с Японией это — карликовая страна. ВВП России примерно равен южнокорейскому, но на самом деле Южная Корея обгоняет Россию. Российская экономика составляет одну треть от японской. Если зацикливаться на территориях, которые не вернут, это станет повторением политики Абэ. Для Японии никаких плюсов. Не нужно общаться со странами, с которыми не подписан мирный договор.
KKK: Если постоянно заявлять, что «лично я решу эту проблему», Россия только ужесточает свою позицию. Надо показать, что наша позиция не изменится, несмотря на смену поколений — нужно требовать возврат всех четырех островов.
Yam: Сейчас нереально, чтобы Россия вернула хотя бы один остров… Ведь там строятся новые военные объекты. Россия предлагает Японии совместные проекты, чтобы вытянуть из нее деньги, но ни слова не говорит о возврате территорий. Япония не должна идти у нее на поводу.
Lov: Тактика России в том, чтобы вытягивать из Японии деньги под предлогом возврата Южных Курил. Все понятно. Значит, Японии нужно также нужно обещать инвестиции и экономическую помощь и ничего не делать.
Sap: Мне кажется, нужно сохранить существующие отношения — Россия экспортер нефти и газа, а Япония — покупатель. Это выгодно обеим сторонам — Россия получает валюту, а Япония — энергоресурсы. Дипломатия правительства и Либерально-демократической партии не должна затрагивать только «северные территории».
Kix: Абэ провел столько переговоров с Россией, а результатов по поводу территорий ноль. Это факт. У России и Путина нет оснований для возврата островов. Нужно исходить их этого в отношениях с Россией. Сколько бы Япония ни помогала, ничего не изменится. Нужно продолжать требовать вернуть территории, но, если и впредь рассчитывать на благодарность России за некое сотрудничество, ничего не изменится.
Sak: США поняли, что Суга похож на Путина, поэтому если там сменится власть, на Японии это скажется негативно. В связи с этим надо подписать с Россией соглашение о безопасности и создать российско-японские военные базы на Хоккайдо, Курилах и в Сибири. В этом случае, может, мы придем к совместному управлению Курилами или возврату четырех островов. Также можно попробовать балансировать между Россией и США.
Ski: Если исходить из внешнеполитической ситуации, Японии надо активнее участвовать в проблемах Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района, тогда не будет таких противоречий с российской дипломатией. Когда развалится авторитарная система Си Цзиньпина и обострятся этнические конфликты в приграничных регионах России, тогда Японии будет нужно проявить себя. В этом ключ к решению.
Ханано уранай: Если рассмотреть, как Россия ведет себя на Украине и в Белоруссии, становится ясно, что с ней общаться не надо. Она уже все показала своими действиями. Нужно ждать следующего шанса.
Kzz: «Деньги хочу, но территории не верну». Панацеи от этого нет, но опускать руки нельзя. Можно использовать китайскую тактику салями или прибегнуть к мошенничеству, но в ближайшее время острова не вернуть. Бесит, что Россию интересуют только деньги. Нужно обеспечить собственную прибыль. Нельзя идти на поводу у России. Терпеть и ждать своего шанса.
Ссылка