Ледокол «Арктика» совершил переход более важный, чем к полюсу
Насколько изменились характеристики атомных флагманов за 50 лет — за одно поколение ледоколов
Два атомных ледокола «Арктика» были на Северном полюсе. «Арктика» 1972 года постройки («первая») была на верхушке мира 17 августа 1977 года в 4:00 и «Арктика» постройки 2020 года (как ее называют по номеру проекта 22 220 и очередности — «двойка») — 3 октября 2020 года в 18:00.
Насколько изменились характеристики атомных флагманов за 50 лет — за одно поколение ледоколов?
«Арктика»-1 имела полное водоизмещение 23 460 т, «Арктика»-2 - 33 540 т. На 10 000 т больше мощности, крепости корпуса, оборудования и запасов для работы экипажа. Прогресс.
Длина «Арктики»-1 — 148 м, «Арктика»-2 — 173 м.
Ширина «Арктики»-1 - 30 м, «Арктика»-2 - 34 м. Ширина — важный показатель для ледокола, от нее зависит каких размеров судно может следовать пробитым во льду каналом. Возможности «Арктики»-2 шире на 4 метра. Прогресс.
Осадка «Арктики»-1 - 11 м, «Арктика»-2 - 10,5 и 8,55 м. У «Арктики»-2 осадка двойная, с малой он может работать в устьях сибирских рек, что важно для безопасной проводки судов от порта. Прогресс.
Мощность — «Арктика»-1 — 75 000 л. с., «Арктика»-2 — 81 500 л. с.
Движитель и там, и там — 3 гребных винта со съемными лопастями.
Скорость «Арктики»— 1 по чистой воде — 18,6 узлов, «Арктики»— 2 — 22 узла. Из-за потепления в Ледовитом океане стало больше чистой воды, скорость хода стала временем, а время, как известно, — деньги.
Автономность плавания - «Арктика»-1 - 4 года, «Арктика»-2 - 7 лет. Атомные реакторы сегодня требуют не такого частого обслуживания, оно — тоже деньги и опасность «человеческих факторов». Прогресс.
Экипаж «Арктики»-1 - 145 человек, «Арктики»-2 - 53 человека. Самый значительный прогресс за 50 лет — замещение людей техникой. Казалось бы, чего хорошего — все хотят работать. Но на атомных объектах нужен высопрофессиональный специалист, подготовить которого — время и опять же большие деньги. На «Арктике»-2, например, часть экипажа заменила система наблюдения из 60 видеокамер. И «человеческий фактор» как причина всяких иногда неприятностей сократился на «Арктике»-2 почти в 3 раза.
Сроки строительства — показатель уровня судостроения в стране. Когда строилась «Арктика»-1, СССР имел вторую в мире промышленность. После 1990-х стало трудно даже мечтать, что в 2020 году Балтийская верфь построит атомный ледокол полностью с российским оборудованием.
Закладка «Арктики»-2 состоялась 5 ноября 2013 года, спуск на воду - 16 июня 2016 года. Судно было запланировано к сдаче заказчику в 2017 году, потом в 2019-м, потом в мае 2020 года. Сроки трижды отодвигались, как говорят судостроители с их графиками — вправо. Это вроде бы плохо, но причина даже радует — сроки менялись в связи с заменой из-за санкций импортных комплектующих на отечественные. Первоначально планировалось, что российского производства будут только корпус и реактор, а почти вся «начинка» — импортной. Получилось по-другому. На «Арктике» — 2 впервые на отечественном ледоколе установлена отечественная система электродвижения на переменном токе — на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» она еще импортная. Разработка и установка на ледоколы типа «Арктика» современного отечественного оборудования продолжится, чем объясняется удорожание следующих ледоколов серии. Сообщается, что строительство на Балтийском заводе Якутии и Чукотки обойдется ФГУП Росатомфлот не 37 млрд рублей, как «Арктика», а по 50 млрд рублей каждый.
Серийность - также показатель развития судостроения: за «Арктикой»- 1 следовали «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы». За «Арктикой»-2 последует серия ледоколов «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Судя по названиям, желание сделать Севморпуть «своим» для населения и властей республик Сибири, разбудить их гордость за ледоколы-квинтэссенцию труда всей России, одолели общенациональную повестку, обозначенную в названиях серии «Арктики» — 1.
«Арктика» — 1 в 1977 году тщательно выбирала себе маршрут к полюсу. Во-первых, это было впервые, во-вторых, о потеплении климата и таянии полярных льдов тогда не слышали. Поэтому вперед шли, выбирая участки со льдом потоньше, по дуге через Новую землю и Землю Франца-Иосифа. А достигнув полюса, облегченно вздохнули и отправились в Мурманск напрямую. О маршруте «Арктики»-2 пока не сообщается, судно придет в Мурманск 21 октября, и детали похода станут известны тогда.
«Арктика»-1 местами преодолевала лед свыше 4 метров, такой в Ледовитом океане тогда водился. «Арктика»-2 показала соответствие техническому заданию и шла, преодолевая трехметровый лед.