Пекинская «утка» Вашингтона
Заявленная Обамой американо-китайская «перезагрузка» может оказаться блефом.
Президент США Барак Обама рассчитывает на «перезагрузку» отношений с Китаем. Об этом говорится в заявлении, распространенном 9 июля пресс-службой Белого дома, передает Economic Times.
Американский лидер заявил, что США готовы создать «новую модель» отношений с Поднебесной, которая будет выражаться в конструктивном урегулировании всех возникающих разногласий.
- Соединенные Штаты приветствуют становление стабильного, мирного и процветающего Китая, – приводит пресс-служба Белого дома слова Обамы, добавив, что отношения между странами должны определяться нацеленностью на сотрудничество.
Заявление американского президента приурочено к стартовавшему в Пекине стратегическо-экономическому диалогу США и КНР, на котором американскую делегацию возглавляет глава внешнеполитического ведомства Джон Керри. Во вступительном слове он заявил, что США «не стремятся сдерживать Китай», и призвал Пекин не интерпретировать разногласия по отдельным вопросам, как общую стратегию США в отношениях с Китаем.
В свою очередь, китайский лидер Си Цзиньпин отметил, что интересы двух стран в настоящее время «более чем когда-либо взаимосвязаны» и подобное сотрудничество выгодно как США, так и Китаю.
- Мы должны проявлять взаимное уважение, поддерживать партнерские отношения, уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, а также выбор друг друга на пути развития, – цитируют слова Си Цзиньпина информагентства.
Напомним, в апреле 2014 года Обама совершил турне по странам- партнерам США в Азии. Основной темой встреч стало усиление военного присутствия Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Президент Америки тогда пытался заверить союзников, что США готовы защитить их от любой «китайской угрозы».
Доцент кафедры цивилизационного развития Востока НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Карпов полагает, что Штаты сегодня могут предложить Китаю несколько выгодных предложений.
- Термин «перезагрузка» («reset») характеризовал определенный период примирения в российско-американских отношениях, поэтому не знаю, насколько он применим к американо-китайским отношениям... Думаю, речь сегодня идет о том, что Штаты в условиях обострившейся геополитической ситуации, известно в силу каких причин, заинтересованы в том, чтобы отношения с Китаем немного стабилизировалась в политическом плане.
На мой взгляд, российский фактор тоже здесь присутствует, потому что после украинского кризиса сложилась интересная ситуация, когда Китай стал нужен всем: и России, и Западу. При этом сами китайцы придерживаются своей собственной линии в этом вопросе: Пекин заявил о том, что он понимает мотивацию российского руководства по Украине, но не более того.
Что касается экономических американо-китайских отношений, то они абсолютно нормальные - составляют 46% объема мировой торговли. Конечно, есть довольно серьезное разногласие по курсу юаня, но, думаю, здесь могут быть достигнуты определенные компромиссы между США и Китаем.
Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе существуют довольно большие проблемы. У Китая жесткие территориальные споры с Японией и Филиппинами – союзниками Штатов. Да и вообще, «концепцию Обамы» о возвращении США в Азиатско-Тихоокеанский регион китайцы восприняли очень болезненно – как инструмент сдерживания.
Но, думаю, США могут предложить Китаю какие-то интересные инициативы, скажем, в части сотрудничества в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства. Американцы также могут занять более взвешенную позицию в контексте китайско-японских территориальных трений. Тем более что острова Сенкаку выкуплены Японией, и, собственно говоря, не так уж и трудно Америке занять центристскую позицию.
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский замечает: США уже не в первый раз хотят нормализовать отношения с Китаем, однако всякий раз - неудачно.
- Заявление Обамы появилось сейчас, потому что Америка оказалась в достаточно тяжелой ситуации. Возникла масса проблем с Украиной, Ираком, Афганистаном, одновременно США сами начали обострять ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда при вялотекущих территориальных конфликтах начали поддерживать страны, настроенные против Китая. Как мы помним, Обама посетил Корею, Японию, Филиппины, - государства, с которыми Пекин как раз и конфликтует…
В общем, сложилась довольно сложная политическая ситуация, в которой Америка не может решать проблемы со всеми странами и во всех горячих точках одна. А поскольку наиболее серьезным конкурентом Штатов является Китай, то США пытаются нормализовать с ним отношения.
Но вряд ли Китай на это согласится. Скажем, Вашингтон несколько лет назад пытался предложить Пекину программу G2, чтобы эти две державы смогли поделить сферы влияния в мире, но Китай тогда отказался. И, уверен, в этот раз он откажется снова.
Торгово-экономическое сотрудничество США-Китай развивается довольно хорошо: инвестиции идут и из Китая в США и из США в Китай, объем внешней торговли в 2013 году превысил 500 млрд. долларов. Однако это не мешает развиваться политическим противоречиям между странами. Скажем, выступление Обамы перед выпускниками военной академии Вест-Пойнт 28 мая в Китайской Академии наук очень сильно критиковали.
— Обама сказал, что речь идет о какой-то «новой модели» взаимоотношений. Америка действительно способна предложить Китаю что-то новое, на что он мог бы согласиться?
- Не может. Сегодня госдолг США превысил 17 трлн. долларов. Позиции Америки в мире сильны за счет военной мощи. Грубо говоря, американские доллары в настоящее время обеспечены американскими штыками, а отнюдь не экономикой.
Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев считает, что заявление Обамы о «перезагрузке» отношений с Китаем – шаг, который, по мнению американского руководства, должен успокоить ситуацию на мировой политической арене.
- Барак Обама относился и относится к президентам активным в области внешней политики: он достаточно много совершает визитов и проводит переговоров, но результаты такой внешнеполитической деятельности, в общем и целом, нельзя признать позитивными. Мы видим, что каких-либо радикальных улучшений в отношениях США с другими странами мира нет, конечно, существуют страны Европы и НАТО, но и сними ситуация не простая.
Это уже не первые попытки Штатов по сближению с Китаем, но я не думаю, что администрация Белого дома сейчас, в оставшиеся два года, пойдет на какие-то кардинальные изменения в диалоге с Пекином. Думаю, заявление Обамы – ход, который призван успокоить ситуацию, поскольку отношения США с Китаем и Китая с соседями (все эти многочисленные территориальные споры) достаточно серьезно обострили ситуацию на международной арене.
Конечно, это еще некая реакция на шаги Москвы и на политику усиления Китая. У Штатов два выхода: либо обострять отношения, либо попытаться перевести их в некое дипломатическое русло. Конечно, в отличие от РФ, США очень зависимы от Китая в экономическом отношении, и этот экономический «якорь» будет их сильно сдерживать. Поэтому Штаты вряд ли будут обострять ситуацию.
Аналитик «Лаборатории Крыштановской», политолог Михаил Коростиков напоминает, что во время «холодной войны» существовал «большой треугольник» - СССР-США-Китай, где Китай был такой маятниковой фигурой, которая сближалась то с США, то с Советским Союзом, играя на противоречиях двух сверхдержав.
- Но все же большее количество времени Пекин была на стороне Соединенных Штатов. В 1972 году Ричард Никсон совершил свой исторический визит в Китай, который привел к полной нормализации китайско-американских отношений, несмотря на сохранение американского присутствия на Тайване и американо-тайваньское сотрудничество.
Сегодня есть попытки повторить эту ситуацию. РФ заключила с Китаем газовый контракт, конечно, о его экономической выгоде можно спорить, однако с точки зрения политики это решение выглядит как победа России. В общем, Вашингтону также необходимо предложить Пекину какой-либо контркозырь, потому что с точки зрения потенциала экономического взаимодействия Америка несравнимо интереснее для Китая, хотя интерес к Штатам в некоторой степени снижается из-за того, что в Штатах происходит процесс реиндустриализации.
К тому же, очевидно, что Обама пытается показать России, что все усилия Кремля дружить с Пекином абсолютно безнадежны, потому что, по его мнению, выбирая между США и РФ, Китай вряд ли выберет Россию.
Китай на протяжении десятилетий держался в тени, старался не провоцировать Штаты и не вести агрессивную политику на мировой арене, только в каких-то жизненно важных вопросах поддерживая РФ в Совете Безопасности ООН. Сейчас, учитывая, что зависимость китайской экономики от американского рынка постепенно слабеет, для китайцев все меньше стимула поддерживать с американцами хорошие отношения. Китай вышел на такой уровень развития, что вопросы «вэнь бао» — «тепла и сытости» - отходят на второй план, и теперь для него главная задача – самоутверждение на мировой арене. И мы видим, какой восторг вызывают в китайском обществе внешнеполитические успехи страны и какие бури протеста – действия оппонентов Китая в вопросе спорных территорий.
Америка, помимо того, что это - страна с мощной экономикой, на которой во многом завязан китайский экспорт, - это еще и источник инноваций в мире. Но, тем не менее, Китаю важно показать себя на международной арене, а сделать это, не вступив в конфронтацию с США, – невозможно. И тут два варианта: либо из этой «перезагрузки» ничего не выйдет, либо Штатам придется несколько поступиться своими союзниками, как минимум, не вмешиваться в территориальные конфликты. Но это, в конце концов, подорвет позиции Соединенных Штатов в мире, и тогда им надо будет делать ставку в регионе только лишь на один Китай. Но тот всегда преследует только свои интересы.
Поэтому, заявление о «перезагрузке» так и останется заявлением, и никаких реальных действий за этим не последует.