Все последние дни и недели в отношении судьбы «Северного потока – 2» поступали противоречивые новости. С одной стороны, республиканцы и демократы в Конгрессе США, чтобы не унижать ведущую европейскую страну – Германию, договорились исключить немецких бизнесменов, чиновников и депутатов из санкций, вытекающих из пресловутого закона «О национальной обороне 2021 года», в отношении страховых и сертификационных компаний, которые помогают «Газпрому» завершить строительство «Северного потока – 2».
Поскольку газопровод идёт из России, умеющей обходить санкции, в Германию, это в принципе означает, что русские и немцы, если последние не «кинут» «Газпром» по совокупности различных причин, способны достроить «Северный поток – 2». Если не рассматривать, конечно, предположение, что американцы, когда увидят, что газопровод снова строится и вот-вот будет достроен, «передумают» и снова начнут запугивать и давить на немцев.
Поэтому несколько месяцев на достройку, ещё пару – на отладку, полгода с возобновления работ – и всё готово: немцы могут вроде бы открывать вентиль. Но почему же тогда Германия на политическом уровне предпринимает против России одну недружественную акцию за другой (один фарс с Навальным чего стоит!), на которые постоянно указывает российский МИД? Почему Берлин своими руками уничтожает совершенно особые отношения доверительного сотрудничества, которые в течение десятилетий существовали между Россией и Германией? Для чего-то готовится почва?
Кататься – любят, а саночки возить?
Вот и крупнейшие европейские компании-партнёры «Газпрома», софинансирующие строительство «Северного потока – 2», заявляют, согласно Bloomberg, что не собираются отказываться от проекта даже под угрозой американских санкций.
Мы остаёмся приверженными «Северному потоку – 2», — заявил, например, глава австрийской OMV Рене Зеле. — Я не обсуждаю выход из финансирования проекта. Этого в моей рабочей повестке нет.
Он утверждает, что проект уже не остановить. Bloomberg указывает, что аналогичной позиции придерживаются концерны Wintershall, Uniper, Engie…
Да, все они хотят кататься на саночках с горки, которые туда будет затаскивать находящийся под расширяющимися американскими санкциями «Газпром», но ставить весь свой бизнес под американский удар из-за одного проекта они, конечно, всё равно не станут.
Тогда в чём-же дело?
Итак, что мы имеем в сухом остатке, чего ожидать? Стройка вряд ли возобновится до середины декабря. По двум причинам. Во-первых, до этого времени не будет известно, кто станет следующим президентом США – республиканец Дональд Трамп или демократ Джо Байден. Когда недавно выяснилось, что последний – на почве ненависти к России – тоже против «Северного потока-2», стало вроде бы всё равно, кто из них окажется хозяином Белого дома на следующие четыре года. Но это не так. Трамп лучше Байдена относится к России, но совершенно не может терпеть Германию, которая «засветилась» в приуроченном к выборам госперевороте в США. Если Трамп устоит, он обязательно отомстит за это Берлину.
Между тем, «ахиллесовой пятой» «Северного потока – 2» является не Россия, привыкшая к санкциям, а Германия, экспортно ориентированная экономика которой очень уязвима для американского шантажа. Поэтому, хотя ФРГ и поздравила Байдена с победой, она будет выжидать и не давать добро на возобновление строительства минимум ещё почти месяц, чтобы понять, чем закончится в США борьба за власть.
Трамп для немцев, повторим, намного опасней. А там, чем бы она ни закончилась, на Балтике наступает сезон штормов, когда строить, если все остальные преграды будут устранены, окажется очень стрёмно. Крайний срок – в начале весны 2021 года, когда Берлину («Газпром» не гордый, все издевательства вытерпит, убытки — спишет) всё-таки придётся решать, что делать с проектом. Если нет ни малейших сомнений в том, что немецкий бизнес, национально мыслящие политические круги и население заинтересованы в дешёвом и надежном российском газе, то того же нельзя сказать о глобалистских элитарных группировках в немецкой власти (газ как якобы «нечистый» энергоноситель глобалисты ставят под запрет), которые уже вовсю стараются его торпедировать.
Нельзя исключать, что Берлин постарается тянуть с решением вопроса – быть «Северному потоку – 2» или не быть – максимально долго, чтобы спровоцировать «Газпром», которому этот проект всё дороже обходится, выйти из него. Но российский концерн, безусловно, не будет поддаваться на эту удочку. Почему? Не трудно догадаться. Как заявил в интервью газете Die Welt глава комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст (Левая партия), в случае заморозки проекта в немецкие суды поступят иски от компаний – участников строительства на сотни миллиардов евро. Отказ Берлина от «Северного потока – 2» испортит также репутацию ФРГ. На это, кстати, неоднократно указывал глава МИД России Сергей Лавров.
Кто заплатит издержки?
На проект уже потрачено 12 миллиардов евро. При этом сумма компенсаций окажется в разы больше, поскольку к оплате будут предъявлены также суммы упущенной прибыли. Работы юристам будет невпроворот, так как в проекте участвуют свыше 120 компаний из более чем 12 стран, примерно половина из них – немецкие.
Сделать крайней Россию, если она сама не выйдет из проекта, не получится, так как он был одобрен регуляторами стран ЕС, через воды которых труба проходит в Балтийском море, — Финляндией, Швецией, Данией и Германией.
Значит, это Берлину придётся раскошелиться на десятки миллиардов евро в виде компенсаций, поставить под удар собственный бизнес и налогоплательщиков, которым придётся либо мерзнуть в своих домах, либо платить за отопление баснословные суммы. Увеличится и число безработных. Речь идёт не только о серьёзнейших финансовых затратах и экономическом ущербе, поскольку российский газ планировалось использовать в том числе как мостик для перехода ФРГ на возобновляемые источники энергии.
Что имеем в сухом остатке?
Поэтому самый главный вопрос на самом деле заключается, похоже, не в том, будет ли достроен «Северный поток – 2» (технически это не так сложно), а кто станет материально ответственным за его возможный срыв по причине козней вставших на путь недобросовестной конкуренции США Трампа и прикрывающейся заботой об экологии глобалистской мафии, олицетворением которой является команда Байдена.
Вопрос стоит таким образом уже не о прибыли, а о минимизации убытков. Западные энергетические компании, выступающие в поддержку «Северного потока – 2», на самом деле, прежде всего, хотят не потерять свои инвестиции, востребовав эти средства с того, кто сорвёт проект. Не с США, конечно, а с Берлина или «Газпрома», на которого уже свалили всю «грязную работу» по его завершению.
Для России в любом случае «Северный поток – 2» с его долгостроем должен стать уроком — не иметь в дальнейшем с Западом никаких серьёзных долгосрочных проектов. Истреплют все нервы, обманут и «кинут».