Нет, Михаил Борисович, всё как раз однозначно. И, на самом деле, двух мнений быть не может. И, наверное, в позиции Погребинского кроется самая главная, экзистенциальная проблема Украины. Насчёт самого Михаила Погребинского, ничего плохого говорить не буду. Из многочисленных украинских политологов, он наиболее адекватен и разумен. И к осуждающему хору присоединяться не буду. Тем более, что этим всё равно ничего не изменишь. Дело не в том, что сказал это именно Погребинский. Дело в том, что это именно тот самый конструкт, в рамках которого независимая Украина живёт уже без малого тридцать лет. Конструкт нелепый, уродливый и непрочный, державшийся всё это время лишь чудом....
Идея «национального украинского примирения», высказанная Погребинским, не нова. Её уже использовали самые разные политики в различных формах. Началось это ещё при Кравчуке, когда Украина взяла курс на национализм, не учитывая интересов огромной части населения, для которой такие идеи были принципиально чуждыми. Продолжалось при Кучме, а Ющенко начал «примирять» уже по полной, практически уровняв ветеранов Великой Отечественной войны с недобитками УПА. На Украине, конечно же, возмущались, но не особо активно. Небось, пронесёт. Пусть маются любой дурью, лишь бы нас не трогали. Но – не пронесло. Украина закономерно пришла к тому состоянию, когда идея примирения превратилась в идею доминирования одной части Украины над другой. Результатом этого стало отплытие в родную гавань Крыма и кровопролитная война на Донбассе.
Идея о примирении очень красивая и понятная. И вроде бы – даже гуманная. Да, на самом деле пора воткнуть штыки в землю, обняться, выпить горилки, взрыднуть и зажить единой страной, спокойно и счастливо. Есть лишь только одна проблема – примириться с теми, кто воспевает нацистских псов, убийц, палачей собственного народа – не представляется возможным. Как бы ни пытались переписать историю и продвигать идею о том, что УПА воевали против нацистов, в это может поверить лишь девственно чистый, отформатированный мозг, который не знает истории, у которого нет никакой исторической памяти, который оторван от своих корней. Реальная история рассказывает совершенно другие, жёсткие и беспощадные вещи – УПА, это никакая не армия. УПА это банда из предателей, служивших нацистам, из тех, кто десятками тысяч расстреливал евреев, подпольщиков, партизан. Руки «бойцов» УПА по локоть в крови невинных жертв, а их идеология, совершенно ничем не отличалась от нацистской.
И как предлагаете примиряться, тем более, что примирение предполагается с нынешними, активными поклонниками предателей и палачей? Если бы дело УПА было забыто – то, наверное, ещё был бы какой-то слабенький шанс, но только оно вознесено на сегодняшний флаг Украины. В то время как другое прошлое Украины, то, которое реально участвовало в разгроме нацизма, которое связано с построением огромной единой страны – объявляется преступным, проводятся всяческие дерусификации и декоммунизации.
Безусловно, Михаил Борисович Погребинский хочет Украине добра и любит её всей душой. Совершенно не хочу поливать его грязью, или прибивать к позорному столбу за неподобающие высказывания. Желающих это сделать – достаточно много, но я не из их числа. Я лишь хочу указать на критическую концептуальную ошибку, скрытую в этой идее «примирения». Я прекрасно понимаю, что за время существования независимой Украины, сказать, что это ошибка, было равнозначно преступлению. Но сейчас, речь идёт о том, хочет ли Украина остаться государством, или же пройдёт свой путь до конца, до полного разрушения, эпохи нового «дикого поля» и последующего поглощения осколков своей территории соседними государствами.
Если Украина хочет остаться каким-то, более-менее, единым государством, то все речи о примирении необходимо забыть. Выкинуть из головы. Главным должно стать всего одно слово – денацификация. Жёсткая и беспощадная денацификация должна стать базовым пунктом новой, переучреждённой Украины. Да, это процесс болезненный и очень сложный, но это единственный вариант сохранения украинской государственности. Конечно, при нынешнем правительстве Украины это не представляется возможным, но всё может измениться, особенно учитывая текущую политическую и экономическую ситуацию. И призывы к примирению в данном случае — лишь наркотик, который сможет заглушить боль, но не уберёт главных, фатальных симптомов. Хорошо бы, чтобы это как можно скорее поняли и адекватные украинские политологи, такие, как Михаил Погребинский.