И совсем уж цинично выглядит заявление, в котором «беглецы» объясняют свой отказ присутствовать в заседании. Оказывается, «эта встреча была явной попыткой представить ложный и вводящий в заблуждение сюжет, касающийся конфликта на востоке Украины».
Глава международного комитета в Совете Федерации Константин Косачев, комментируя этот демарш, признался, что такая позиция «вызывает изумление». Поскольку представители Юго-Востока Украины, выступавшие в ООН, имеют собственное мнение и имеют право его выражать.
«А услышать это — прямая обязанность (а не право) всех без исключения членов Совета Безопасности ООН. Включая гордую и независимую Эстонию», — подчеркнул сенатор.
В любом случае, дебют республик Донбасса в ООН состоялся. И то, что было озвучено, вызвало достаточно большой интерес со стороны мирового сообщества.
Родион Мирошник, представитель ЛНР в ТКГ на Минских переговорах, отмечает у себя в ФБ, что из пяти постоянных членов Совбеза в заседании участвовали Россия и Китай, из десяти непостоянных делегаций было представлено семь. И еще по собственному желанию участие в нем приняли делегации Индии, Белоруссии, Алжира, Марокко, Египта, Сирии, Узбекистана, Венесуэлы…
Всего 17 стран-членов ООН с населением около трех миллиардов человек.
Конечно, от Киева другой реакции сложно было ожидать. От США и Британии — тоже.
А вот Франция и Германия своим отказом участвовать в диалоге, как считает Мирошник, себя «откровенно скомпрометировали. От них никто не требовал поддержки ЛДНР, но выслушать…»
Он уверен, что теперь «вряд ли найдётся много желающих соглашаться на посредничество именно этих государств. Они не могут быть „над процессом“, как того требует Миссия посредника. Они не только втягиваются в процесс, но и его тянут в пропасть беспринципных манипуляций».
Что, по его мнению, делает теперь уже «саму возможность проведения новой встречи в нормандском формате, где представлены Париж и Берлин, все более иллюзорной, а способность Франции и Германии давать оценку ситуации на Донбассе, все менее адекватной».
Ну, и как нам дальше с такими «партнерами» взаимодействовать?
— Мне кажется, это все звенья одной цепи — этот трусливый демарш и недавнее заявление министра обороны Германии о том, что с Россией нужно разговаривать «с позиции силы», — комментирует ситуацию президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков. — Дело в том, что уровень квалификации современных европейских политиков настолько понизился за последние годы, что, по большому счету, эти люди выполняют уже просто декоративную функцию. И уж точно не немцам нам угрожать — пусть спросят у дедушек своих, чем это, как правило, заканчивается.
Что касается минского формата, то он, я считаю, давно себя изжил. Это уже вопрос ни о чем. И, вообще, какое отношение Германия и Франция имеют к этому региону и к проблемам русского населения, которое там проживает?
Пусть сначала научатся решать проблемы собственного населения, которое оказалось заложником необдуманной миграционной политики. А потом уж дают советы. Это касается и Меркель, и Макрона, у которого тоже в стране давно неспокойно.
Здесь нет необходимости с ними что-либо обсуждать, тем более что они так недостойно себя ведут.
На самом деле, с нашей стороны это был жест доброй воли — мы, как в старые добрые времена, пытались все решить мирным путем, за столом переговоров. Но если нас не слышат, не хотят слышать и демонстрируют публично, что даже не собираются слушать, то зачем тогда вообще с ними иметь какие-то дела.
Тем более ни на чем это не отразится. Санкций меньше не станет. И отношения наши, как минимум, с ЕС, в ближайшее время не улучшатся.
«СП»: — Значит ли, что мы открыто, на высшем уровне, можем заявить, что не видим смысла в дальнейших контактах?
— Безусловно. Имеет смысл прекратить с ними переговоры именно по этой теме, которая их, по большому счету, не касается. А лучше всего вообще на какое-то время перестать вести любые консультации и любые диалоги. Потому что своим поведением они нам дали понять, что недоговороспособны, и о чем-то договариваться с ними просто бессмысленно.
Пора им, действительно, об этом заявить официально. Это был бы, кстати, очень сильный ход. Пора уже начинать нашим «партнерам», так называемым, устраивать время от времени и холодный душ. Слишком много они позволять себе стали, и слишком некорректно, неподобающим образом ведут себя. «Приземлять» немножко людей нужно. Что мы теряем? В этих условиях мы ровным счетом вообще ничего не теряем.
«СП»: — А Донбасс? Если все договоренности будут дезавуированы сторонами, что с ним будет?
— Донбасс только выиграет. И идея проведения нового референдума мне кажется вполне здравой. Понятно, что Запад этот референдум проигнорирует, как он игнорировал референдумы, которые приходили в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, да и в Крыму. Для них права человека, это выборочное, очень прикладное понятие.
Поэтому тут тоже на Запад и его объективную позицию надеяться не приходится. Но провести референдум с соблюдением всех формальностей стоит. Чтобы выслушать наконец-то волю народа Донбасса, и поступить в полном соответствии с этой волей.
Захотят его жители присоединиться к Российской Федерации — замечательно. Значит, нам надо к их желанию прислушаться и гарантировать им безопасность.
Захотят остаться независимыми государствами, значит, просто надо эти государства признать и заключить с ними соответствующие союзы, которые, опять-таки, гарантировали им безопасность. И уже жить с ними, как с соседями, выстраивать какие-то партнерские отношения.
Но слушать всяких безответственных и малокультурных европейских политиканов, это, я думаю, не только себя не уважать, но память предков своих попирать. Сколько уже можно глумиться над людьми?
«СП»: — Семь лет скоро. И мы все пытаемся кого-то, в чем-то убедить. Мы такие наивные? Все это время, пока мы призывали их к миру, они планомерно готовились к войне…
— Думаю, что время пустопорожних разговоров и увещеваний прошло. И нужно прекращать им подыгрывать. Мы же видим, что ситуация будет только ухудшаться. Украина бряцает оружием — понятно. Проблема в том, что Украину тоже подталкивают к этому конфликту, чтобы оказать на Россию какое-то очередное беспрецедентное давление.
Но нам нужно быть просто к этому готовыми. И перестать тут тоже, как бы, сидеть на двух стульях.
Если у кого-то там, в Европе, есть какие-то коммерческие интересы, то надо, наверное, пересмотреть свое отношение к этим коммерческим интересам. Если имеются какие-то активы, то надо их оттуда выводить.
Сколько же можно ставить свои личные интересы выше интересов государства и народа.
В данном случае, мне кажется, уместно вспомнить выражение, которое приписывают Черчиллю: «Тот, кто вместо войны выбирает позор, получит в итоге и позор, и войну».
Позориться уже надо прекратить. Пора обновиться и проявить жесткость.