Транзит будет работать на государство. Белоусов подчиняет отрасль контейнерных перевозок
Сегодня вышло интервью главы ГК "Дело" Сергея Шишкарева, в котором бизнесмен рассказал о том, как государство планирует установить контроль над рынком контейнерных перевозок. Напомню, в конце 2019 года ГК "Дело" приобрела крупнейшего контейнерного оператора России - компанию "Трансконтейнер".
Ранее "Трансконтейнер" принадлежал РЖД. Предыдущий состав правительство почему-то решил приватизировать данный актив, и он перешел под контроль ГК "Дело" Сергея Шишкарева. Впрочем, хочу сказать наперед: страшного, к счастью, ничего не случилось.
Покупателем "Трансконтейнера" вполне могли стать структуры Романа Абрамовича. Но, то ли по воли случая, то ли еще как, но компания перешла под контроль Сергея Шишкарева. Практически сразу же после завершения сделки госкомпания "Росатом" выкупила долю в 30% в ГК "Дело". Таким образом, ГК "Дело" стала аффилирована с государством, и полноценной приватизации не произошло
Контейнерный транзит является, пожалуй, одной из самых перспективных направлений и способен принести России огромные дивиденды. Но для этого, разумеется, отрасль должна быть максимально огосударствлена. Этим и занимается первый вице-премьер Андрей Белоусов
Для начала я бы хотел в очередной раз призвать уважаемую аудиторию подписаться на наш второй канал краткой аналитики, который носит название "Записки Двинского". Мы хорошо идем, и, я надеюсь, сможем выпускать на обоих каналах гораздо больше материалов. Ссылка на второй канал:
Записки Двинского Ссылка
Но вернемся к проекту Андрея Белоусова. Ранее стало известно, что РЖД создаст дочернюю компанию, специализирующуюся на контейнерных перевозках. Разумеется, львиную долю в этом будет занимать транзит по направлению Азия - Европа. Напомню, что в правительстве именно Белоусов курирует транспортную отрасль и конкретно госкомпанию РЖД.
Конечно, все это вызывает недовольства главы ГК "Дело" Сергея Шишкарева. Руководитель компании, видимо, был настолько недоволен, что поспешил рассказать о подробностях создания новой государственной компании. Выделим следующие моменты:
Новый оператор (государственный), скорее всего, получит льготы на эксплуатацию железнодорожной сети. А, именно, на ремонт вагонов, а также приоритетный проезд по перегруженным участкам.
Все это приведет к монополизации рынка новой госкомпанией, а также к исчезновению мелких и средних частных компаний, специализирующихся на контейнерных перевозках
Также Шишкарев указывает на тот факт, что появление госкомпании нанесет удар по конкуренции внутри рынка. Это звучит особенно забавно, ведь ГК "Дело" контролирует порядка 40% рынка, являясь крупнейшим оператором. Группа FESCO, которая сейчас проходит процесс национализации, является второй по объему перевезенных контейнеров, но занимает только 12% рынка.
Как бы то ни было, к Шишкареву лично у меня отношение позитивное. Это грамотный специалист и бизнесмен, который не выводит деньги в офшоры, а, действительно, работает благо российской экономики. Партнерство Шишкарева с "Росатомом" - это пример эффективного управления компанией, где частник и государство друг другу полезны.
Тем не менее, появление государственного игрока на рынке контейнерных перевозок нельзя не приветствовать. Андрей Белоусов понимает, что в системе государственного капитализма конкуренция все равно необходима.
Белоусов предполагает, что конкурировать между собой, добиваясь наиболее эффективных показателей, будут две компании, так или иначе аффилированные с государством. С одной стороны, это оператор на базе РЖД. С другой стороны - ГК "Дело", значительная часть которой принадлежит "Росатому".
Ссылка