Олег Лурье
Где сидит Навальный. Шахматы, спортзал, кино, библиотека…
Член СПЧ, журналист Ева Меркачева, на протяжении девяти лет изучавшая московские СИЗО, рассказала о той самой «девятке» в «Матросской Тишине», где сейчас находится подсудимый блогер Алексей Навальный:
«В СИЗО жизнь однообразна, она проходит совершенно всегда спокойно. Могу сказать, что выбор именно этого изолятора (для Навального. Авт.) был, наверное, самый правильный и ожидаемый. На мой взгляд, это лучшее СИЗО в стране, это я говорю по итогам девятилетнего мониторинга… Я мониторю 9 лет наши места принудительного содержания, и я скажу, что это лучший изолятор. Он маленький, в нем есть эта замечательная особенность, когда изолятор такой компактный, там даже сотрудники знают всех поименно, привычки этих заключенных. Они знают сложности, с которыми те сталкиваются, их истории болезни. И это очень хорошо, в большом изоляторе подобного ожидать ни от кого не приходится. А там порядка 80 человек. В свое время в этом изоляторе сидел патриарх криминального мира Япончик, Ходорковский там сидел… Там сидел бизнесмен Полонский, там сидел блогер Эрик Давидыч. Там сидел министр экономики Улюкаев, там его навещали. Огромное количество персонажей, чьи дела были знаковые для современной криминальной России, они оказывались там. Это люди со статусом, люди с, так скажем, с заслугами перед Родиной. Многие там были с научными степенями. Поэтому там такая публика, я вам скажу, интересная.
Камеры там все одинаковые. И поэтому про то разговоры, что есть камера похуже какая-то адская, а есть ВИП-камера – это все ерунда. Я прошла Кремлевский централ от начала до конца, благо, что он маленький. И там совершенно одинаковые камеры. Они стандартные, в каждой есть телевизор, холодильник. Они одинаковые. Нет такого, что в одной камере огромный экран, а в другой камере – старенький приемничек, который у наших бабушек можно найти. Нет, все стандартные, все хорошего качества. Камеры чистые, светлые. Не знаю… Есть библиотека, есть спортзал, что замечательно. Он работает, заключенные могут записаться в очередь. Услуга платная. Не помню, сколько стоит, но это какие-то приемлемые деньги.
В этом изоляторе работает «электронное письмо», это очень здорово. Библиотека там неплохая. За счет чего она формировалась? За счет тех очень продвинутых сидельцев, которые там были. Каждый из них, когда уезжал, оставлял всю свою библиотеку, которая накопилась у него, те книги, которые им родные пересылали, которые он сам покупал через электронную услугу. Все они оставляли эти книги, поэтому там замечательная библиотека, прямо уникальная.
Так что, что там можно делать? Можно читать. В каждой камере есть настольные игры. Даже если где-то нет, можно попросить, приносят шашки, шахматы.
В любом случае, выбор изолятора (для Навального. Авт.), на мой взгляд, правильный, потому что это лучшее СИЗО, условия там действительно приемлемые. Плюс там все современные услуги, которые только есть у нас в следственных изоляторах, там присутствуют».
Знаю на собственном опыте, что любая камера – это в первую очередь камера, а уже потом всякие не мелкие для СИЗО радости – телевизоры, холодильники, шахматы, книги. Но у меня вопрос: а почему заключенный Навальный – такой же гражданин, как и любо другой, в очередной раз оказывается в привилегированных условиях? Сразу вспоминаются истории про единственные в своем роде два условных срока одновременно, про срочную выдачу Навальному загранпаспорта и разрешение путешествовать по миру, про безнаказанные многочисленные нарушения правил отбывания наказания и про многое другое, что позволено только Навальному и никому больше.
https://teletype.in/@oleglurie/2zRn5jyT3