приветствую всех
Россия, Украина и мир: политика и аналитика 223 18
Сообщений 21 страница 30 из 1000
Поделиться2212 Фев 2021 10:17:56
Россия-НАТО: диалог накаляется
Серей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Россия начала говорить с Западом другим языком.Уровень агрессивности НАТО против нашей страны вырос до такой степени, что МИД РФ выпустил заявление, в котором сказано: «НАТО и ЕС в открытую вмешиваются в дела России, поддерживая протестные настроения». То есть, возможно, первый раз за годы военная организация НАТО – не спецслужбы или пропаганда, а именно военная организация Запада – совершила переход на новый уровень враждебности к нам.
Они отлично понимают, что взять Россию военной силой не удастся. Вот, только что крупная страна НАТО – Польша, у которой полно исторических претензий к Москве, провела виртуальные учения своей армии, имевшие цель - попытку захвата Калининграда и области силами Войска польского. Результат их опечалил – даже играя самостоятельно, польское командование призналось, что их армия будет разгромлена за несколько дней силами ВС России: через четыре дня Варшава была «под угрозой падения». Это если не учитывать ядерные силы, после удара которых даже «падения» не будет, – нечему будет «падать». И они в НАТО всё это хорошо понимают.
Поэтому, помимо провокаций близ наших границ в воздухе и на море, упор уже переносится в поле информационное и поддержку подрывных операций. Иначе недавнюю встречу представителей НАТО с персонами из российской оппозиционной эмиграции назвать нельзя.
«В постпредстве Польши при ЕС прошла встреча Волкова (руководитель сети региональных штабов оппозиционера Алексея Навального) и Ашуркова (исполнительный директор ФБК) со странами-членами ЕС, а также США и Британией… Формат "страны ЕС плюс США плюс Британия" – это уже не ЕС, это НАТО», - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
То, что в ходе этой беседы, организованной по видеосвязи, представители оппозиции получили инструкции из рук офицеров НАТО, можно расценивать однозначно. Со стороны НАТО – это переход на прямую программу подрыва России изнутри невоенными средствами, в дополнение к которым военные средства вступят в действие в «нужный» момент. Со стороны «активистов» - полное соответствие их деятельности статье Уголовного кодекса РФ номер 275: «Государственная измена,.. то есть оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Ведь решение о возобновлении незаконных акций протеста было принято, как подчеркнула М.Захарова, после встречи с постоянными представителями стран НАТО.
Ну, что ж, Запад закусил удила, и не зря с ним начали разговаривать иным тоном наши дипломаты. Новая формула, использованная Сергеем Лавровым на встрече с гонцом из Брюсселя, прибывшим в Россию нас «учить демократии», звучит так: «Выстраиваем свою жизнь, исходя из того, что ЕС является ненадежным партнером, по крайней мере, на данном этапе». От такого шеф европейской дипломатии Жозеп Боррель опешил и не смог ничего выдать, кроме оправдания: его визит в Москву, мол, показал отсутствие у России интереса к нормализации отношений с Европейским сообществом. А теперь ЕС «стоит на перекрестке отношений с Россией» и должен принять решение – «двигаться к сотрудничеству или к поляризации отношений».
Жесткий тон взяла Россия и в отношениях с НАТО. 9 февраля Министерство обороны РФ впервые за 30 лет отказалось от участия в семинаре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по военным доктринам. Нам ясно, что Запад в целом, и НАТО в частности, переносят акценты своей работы против России на иную площадку, и их военные доктрины если уже не модифицируются, то это произойдет в ближайшем будущем.
При этом там складывается такое «состояние умов», что можно говорить о тихой панике от того, что им срочно надо менять стратегию – Россия под военной угрозой не только не отступает, но, наоборот, стала сильнее, и её тон в разговоре приобрел жесткость. А как иначе, чем растерянностью, можно объяснять слова новоиспеченного госсекретаря США господина Блинкена, который только что превзошел любые прежние оценки в отношении России. Он заявил, что Россия «нарушает санкции, наложенные на неё Конгрессом США»! Текст таков «such a move would also violate US sanctions that Congress has imposed on Russia»(sic!) Это в отношении «применения Россией химического оружия».
Они бредят?
Нет, они так всегда относились и будут относиться к России и к славянам. Ведь слово «раб» и слово «славянин» в их языке созвучны «slave» – «slav». Можно перепутать? Вот и путают на уровне подкорки. Видел я в 90-е годы детскую книжицу, выпущенную на русском языке на деньги фонда Сороса – так там детям представлены в картинках и в национальных одеждах все-все-все народы мира, кроме… славян. Как говорил когда-то руководитель советской разведки, чрезвычайно информированный человек, Леонид Шебаршин: «Запад хочет от России только одного — чтобы её не было».
Переход НАТО к откровенным подрывным действиям – это очередной этап противостояния. Они повышают ставки.
И всё это, вышесказанное, приводит к выводу, что ситуация накаляется, во-первых. А во-вторых, видно, как Россия начала разговаривать с Западом на другом языке по той простой причине, что иного языка, как выясняется, он просто не понимает. Европейские люди, которые грабили весь мир в течение столетий, уважают только силу. «Неси же бремя Белых!», - писал глашатай колониальных захватов Англии Редьярд Киплинг, оправдывая такую англосаксонскую политику.
И даже в дипломатии сила, стоящая за её спиной, оказывает магическое действие на «партнеров»: «ЕС является ненадежным партнером», а с НАТО мы разговаривать сейчас не намерены. И после этого вдруг выясняется, что они растерялись: Россия «нарушает санкции, наложенные на неё Конгрессом США». Там – шок…
Вот так и делается реальная политика в XXI веке – и внешняя, и, на секундочку, внутренняя.
Поделиться2312 Фев 2021 10:20:31
Брифинг официального представителя МИД РФ Марии Захаровой
Поделиться2512 Фев 2021 10:27:44
Лавров: Россия готова к разрыву с ЕС в случае санкций в чувствительных секторах экономики
МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Москва не исключает разрыва связей с Евросоюзом, если Брюссель будет вводить санкции, создающие риски для чувствительных секторов российской экономики. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Владимиру Соловьеву в эфире YouTube-канала «Соловьев LIVE».
«Мы исходим из того, что мы готовы, — сказал министр, отвечая на соответствующий вопрос. — Если мы еще раз увидим, как мы уже почувствовали не единожды, что в каких-то областях накладываются санкции, которые создают риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах…».
«Да, мы не хотим как бы изолироваться от мировой жизни, но надо быть готовым к этому. Хочешь мира — готовься к войне», — подчеркнул он.
Поделиться2612 Фев 2021 10:29:36
Китай отрубил одно щупальце западной пропагандистской гидры
На фоне активных дискуссий об обретении Российской Федерацией информационной независимости и создания собственных видеохостингов, социальных сетей и прочих медиаплощадок, решительное решение приняли в Поднебесной: Пекин со вчерашнего дня запретил вещание телеканала BBC World News.
По всей видимости, это не распространяется на Гонконг, поскольку в распоряжении правительства говорилось о «материковом Китае».
Этот запрет стал ответом на лишение Лондоном вещательной лицензии китайского англоязычного телеканала China Global Television Network (CGTN).
В Китае же заявили, что репортажи ВВС «не соответствовали принципам правдивости и объективности», проще говоря: были лживыми, а также «подрывали национальные интересы и этническую солидарность Китая».
На ВВС много раз выходили репортажи и специальные передачи, посвящённые проблеме уйгуров и так называемых лагерей перевоспитания. Это тюркская народность, компактно проживающая на западе страны, они исповедуют ислам.
Этот «обмен любезностями» сделал отношения Лондона и Пекина ещё более напряжёнными.
Как сообщала «Русская Весна», вчера в ходе телефонных переговоров Джо Байдена и Си Цзиньпина последний заявил, что мир ожидает катастрофа в случае открытого столкновения Китая и США.
Поделиться2712 Фев 2021 10:30:58
Кигим сменил Топилина на посту главы Пенсионного фонда
МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин освободил Максима Топилина от должности главы Пенсионного фонда России (ПФР). Руководителем ПФР назначен Андрей Кигим, ранее возглавлявший Фонд социального страхования (ФСС), сообщает в пятницу пресс-служба правительства.
«Новым руководителем Пенсионного фонда России стал Андрей Кигим. Распоряжение о его назначении подписал председатель правительства Михаил Мишустин, — говорится в сообщении. — Максим Топилин освобожден от этой должности».
Отмечается, что ранее Андрей Кигим почти восемь лет возглавлял ФСС России. До этого дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков, был президентом Национального союза страховщиков ответственности, Российского союза автостраховщиков.
В кабмине уточнили, что о назначении нового председателя ФСС вместо перешедшего в ПФР Кигима будет сообщено дополнительно.
Поделиться2812 Фев 2021 10:31:19
Союзники США засомневались в достоверности американских ядерных гарантий
10 февраля 2021 года один из ведущих американских аналитических центров — Чикагский совет по глобальным вопросам опубликовал доклад «Предотвратить распространение ядерного оружия и успокоить союзников Америки» (Preventing Nuclear Proliferation and Reassuring America’s Allies).
Доклад является плодом годичной работы целевой группы по союзникам США и распространению ядерного оружия под председательством бывшего министра обороны США Чака Хейгела, бывшего британского министра иностранных дел Малкольма Рифкинда и бывшего премьера Австралии Кевина Радда. В целевой группе были заняты 16 бывших министров иностранных дел и обороны США, стран Европы и Азии, а также другие советники по национальной безопасности и обороне. Главой проекта выступил сам председатель Чикагского совета — бывший посол США при НАТО (2009−2013) Иво Х. Даалдер. Поэтому означенный документ можно дальше определять, как «доклад Даалдера».
Доклад Даалдера призывает США и их союзников еще раз принять меры по предотвращению распространения ядерного оружия. В докладе утверждается, что ослабление американских союзов и быстро меняющаяся среда безопасности начали подвергать сомнению гарантии ядерной безопасности со стороны США их союзникам. В итоге под угрозой находится весь существующий уже полвека долгосрочный режим ядерного нераспространения.В докладе Даалдера предлагаются конкретные рекомендации и меры для обеспечения того, чтобы союзники США в Европе и на Дальнем Востоке и дальше чувствовали свою безопасность, не требуя обзаведения собственным ядерным оружием. По существу, доклад Даалдера является американским ответом на французские идеи президента Макрона о европейской «стратегической автономии». Об этом, разумеется, в докладе не говорится. Но в докладе Даалдера отвергается именно подход Макрона. Для США и их гегемонии НАТО настолько важен, что они избегают любых сигналов в пользу французской и в целом европейской альтернативы.В докладе идет речь о возможной перспективе обзаведения ядерным оружием европейских и азиатских союзников США, что означало бы полный подрыв режима нераспространения в мире. Ключевые союзники США в Европе и Азии такие, как Австралия, Германия, Италия, Япония, Южная Корея и Турция с конца 1960-х годов решили положиться на ядерные гарантии США вместо того, чтобы развивать свой собственный национальный ядерный потенциал. Однако в последнее время у союзников на фоне вновь возникших военных угроз возникли вопросы о достоверности американских ядерных гарантий.
В докладе Даалдера констатируется, что сменявшие друг друга последние администрации США стремились отступить от некоторых давних обязательств, что ставило американских союзников перед ситуацией неопределенности в отношении ядерных гарантий Вашингтона.Проблема становится все более актуальной, полагают авторы доклада Даалдера, учитывая растущие угрозы и растущие сомнения в самих Соединенных Штатах. Америка и ее союзники не могут игнорировать эту новую реальность.
А она такова. Россия активно модернизирует своей стратегический ядерный потенциал и создает новые виды стратегических ядерных вооружений.
Самая большая неизвестность из-за «ядерной непрозрачности» — это существующие масштабы и возможный рост китайских ядерных сдерживающих сил. Хотя общий уровень ядерных сил КНР остается достаточно скромным — около 300 развернутых боеголовок, есть признаки того, что Пекин может развернуть значительно большее их число, если он того пожелает. Действительно, ЦРУ уже предупредило, что Китай может удвоить свои развернутые ядерные арсеналы к концу этого десятилетия.По соседству КНДР настойчиво модернизирует и расширяет свои ядерные и ракетные силы большой дальности. Северная Корея ускорила программу испытаний баллистических ракет, продолжает производить ядерные материалы, достаточные примерно для семи ядерных боеголовок в год. По оценкам экспертов, Пхеньян имеет уже от 50 до 70 ядерных боеголовок и развернул более 1000 баллистических ракет малой и средней дальности, способных поражать не только Южную Корею и Японию, но и военные базы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Иран, как полагают, через несколько месяцев произведет в 2021 году достаточно расщепляющегося материала, чтобы сделать ядерную бомбу.
Кроме того, союзников США беспокоят ускоренные усилия Вашингтона по демонтажу большей части контроля над ядерными вооружениями — начиная с договора по ПРО в 2002 году и заканчивая решением отказаться от ядерного соглашения с Ираном, а также от ДРСМД — с Россией, Договора об открытом небе и до недавнего продления, казалось, ликвидируемого окончательно договора СНВ-3 («нового СНВ» в американской терминологии).
В интервью по поводу своего проекта Иво Даалдер утверждает:
«В отсутствие руководства США в течение последних четырех лет наши союзники задают вопросы о достоверности американских ядерных гарантий. И одной смены администрации [в Белом доме] вряд ли будет достаточно для восстановления авторитета США. Соединенные Штаты должны сделать все, что в их силах, чтобы работать со своими союзниками, чтобы восстановить доверие к их совместной системе коллективной обороны».Бывший министр обороны США Хейгел продолжил эту мысль:
«Чтобы обратиться к союзникам Америки, необходимо вернуться к ядерному сдерживанию. Президент (Джозеф) Байден должен подтвердить обязательства Америки в области безопасности, отменить решения, которые нанесли ущерб нашим отношениям, и вести переговоры о справедливых соглашениях, которые обеспечат США возможность содержать войска в Европе и Азии».
В докладе Даалдера рекомендуются следующие меры, чтобы восстановить доверие союзников к обязательствам США по безопасности и укрепить ядерное сдерживание.Соединенным Штатам следует предпринять три основных шага:
— президент Соединенных Штатов Джо Байден должен лично подтвердить основополагающие пункты обязательств Америки в области безопасности, в том числе, недвусмысленно подтвердить ее договорные обязательства по коллективной обороне. Кроме того, президенту следует отменить решение о выводе войск США из Германии и других стран;
— Соединенным Штатам необходимо активно повышать значимость ядерного сдерживания в своих отношениях с союзниками, в том числе путем привлечения союзников к процессу ядерного управления — конкретно через проведение совместных учений по антикризисному управлению с участием лидеров государств-союзников;
— Соединенным Штатам необходимо предпринять шаги для усиления сдерживания и обороны, возможностей европейского и азиатского альянсов, в том числе, с увеличением обычных оборонных возможностей в Европе и Азии, развертыванием дополнительных возможностей ПРО, включая усовершенствованные системы Patriot, THAAD, Aegis и Aegis Ashore.— Европе необходимо взять на себя больше ответственности за собственную оборону и безопасность, а Соединенным Штатам необходимо активно поощрять и продвигать европейское сотрудничество в области обороны и безопасности;
— Европейское оборонное сотрудничество должно быть сосредоточено на реальных военных возможностях, для чего необходимы реальные инвестиции для улучшения боевых возможностей и повышения общей готовности для быстрого развертывания европейских сил;
— Европе необходимо наращивать ядерное измерение своих оборонных усилий, в том числе за счет сохранения и модернизации существующих возможностей НАТО — ядерных миссий и совместной работы Франции и Великобритании над распространением их ядерного сдерживания и гарантий на их европейских союзников. Бывший министр иностранных дел и бывший министр обороны Великобритании Рифкинд так прокомментировал этот пункт:
«Великобритания и Франция должны сыграть решающую роль в оказании помощи Европе в наращивании ядерного измерения ее усилий по обороне и безопасности. Признавая, что европейская безопасность и жизненно важные интересы неразрывно связаны, эти две страны могут начать развивать мощный ориентированный на Европу потенциал ядерного сдерживания».Отметим, что Великобритания уже давно передала НАТО (читай: США) свои независимые средства сдерживания и является активным членом американской Группы ядерного планирования;
— Соединенным Штатам следует сделать приоритетным восстановление сильного трехстороннего сотрудничества в сфере безопасности с Японией и Южной Кореей, что является необходимым условием, как для устранения северокорейской угрозы, так и для построения многосторонней безопасности;
— Соединенные Штаты должны создать Азиатскую группу ядерного планирования с привлечением в нее Австралии, Японии и Южной Кореи. Группа необходима для участия союзников в американском ядерном планировании и предоставления этим союзникам платформы для обсуждения конкретной политики, связанной с ядерными силами США.
Далее доклад рекомендует использовать такую международную организацию как ООН. В докладе предлагают расширить многосторонний контроль над вооружениями, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности ООН взяли на себя обязательство вести диалог по вопросам ядерного оружия и вести переговоры о мерах укрепления доверия и транспарентности в ядерной области, а также вовлекать Китай во все усилия по приданию многостороннего контроля над ядерным оружием. Бывший премьер-министр Австралии Радд в этой связи полагает:
«Поскольку амбиции Китая представляют угрозу для климата безопасности, Китай сыграет важную роль в диалоге».
Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН должны взаимодействовать в стратегическом диалоге по вопросам ядерного оружия, включая диалог по стратегической стабильности, роли ядерного оружия, взаимосвязи между нападением и защитой, по влиянию новых технологий и по другим важным стратегическим вопросам.
Постоянные члены СБ ООН должна вести переговоры по укреплению ядерного доверия и прозрачности, по мерам, которые могут включать в качестве первого шага приглашение представителям других ядерных держав присоединиться к США и России для наблюдения и инспекции их ядерного оружия.
Усилия по приданию многостороннего контроля над ядерными вооружениями должны уделять особое внимание к вовлечению в процесс Китая. В качестве первых шагов для вовлечения Китая в диалог об ограничении стратегических вооружений предлагается позволить Китаю участвовать в мониторинге нового СНВ с конечной целью договориться об ограничениях на самом низком уровне для каждой страны, в том числе, и для КНР.
Эти начальные меры, полагают авторы доклада Даалдера, могут существенно повлиять на подавление страхов союзников и на координацию усилий по сдерживанию и расширению контроля над нераспространением и ограничением ядерных вооружений.
Авторы доклада полагают, что после состоявшегося продления договора СНВ-3 США и Россия должны вести переговоры о новом двустороннем соглашении по контролю над ядерными вооружениями. Такое новое соглашение может охватывать все ядерные боеголовки (надо полагать, включая и нестратегические), в том числе хранящиеся на складах, а также новые системы доставки ядерного оружия.
Авторы доклада Даалдера предлагают осторожно относиться к размещению ядерного оружия на территории стран-союзников. Передовое развертывание нестратегического ядерного оружия США и систем двойного назначения долгое время рассматривалось некоторыми союзниками США как необходимая форма американских гарантий, так и прямое участие союзников в некоторых ядерных миссиях с американским ядерным оружием. Любое рассмотрение этих вариантов следует проводить осторожно и должно включать осторожные, но серьезные обсуждения со всеми соответствующими региональными союзниками.Но страны НАТО, уже выполняющие ядерные задачи, должны сохранять их и модернизировать эти свои возможности. В настоящее время четыре европейские страны члены НАТО поддерживают боевые самолеты двойного назначения, способные доставлять ядерное оружие США, как часть совместного его использования в рамках НАТО. Добиваясь доверия от союзников к их гарантиям, США одновременно намерены контролировать их доступ к ядерному оружию.
Поделиться2912 Фев 2021 10:33:22
Эстонская железная дорога хочет решить свои проблемы за счет России
Эстония заявляет о масштабных планах по реконструкции и развитию своих железных дорог и желании восстановить транспортное партнерство с Россией. Что заставило это прибалтийское государство вспомнить о сотрудничестве с Москвой – ведь до последнего времени Таллин рассчитывал в этом вопросе на многомиллионную помощь Евросоюза?
Для восстановления упавших грузоперевозок железным дорогам Эстонии необходимо снова ориентироваться на партнерство с Россией, заявил их новый руководитель Кайдо Циммерманн. Общие объемы грузоперевозок по сети Эстонской железной дороги (Eesti Raudtee) в прошлом году сократились на 13%, главным образом за счет контейнерных грузов. Значительно упал и пассажиропоток: количество поездок в прошлом году сократилось почти на треть, в связи с чем доходы пассажирского железнодорожного оператора Elron от продажи билетов снизились на 26%, до 13,7 млн евро.
«Нам нужно найти те грузы, которые могут идти через Эстонию. Сейчас контейнерные грузы простаивают в пробках между Белоруссией и Польшей. Некоторые поезда уже начинают перенаправлять через Калининград и Литву. Мы тоже могли бы предложить свои услуги этим перевозчикам», – цитируют эстонские СМИ слова Циммерманна, который был избран руководителем Eesti Raudtee в конце января по итогам открытого конкурса и официально возглавит компанию 1 марта.
Его предшественник Эрик Лайдвеэ досрочно сложил полномочия в прошлом декабре, недоработав до конца контракта полтора года. По мнению ряда наблюдателей, именно он внес немалый личный вклад в ту непростую ситуацию, в которую попала Эстонская железная дорога. Например, вскоре после его назначения руководителем госкомпании Eesti Raudtee оттуда со скандалом ушел один из старейших топ-менеджеров, руководитель отдела внешних связей Эльм Мустонен, который заявил эстонским СМИ, что Лайдвеэ разрушает репутацию Эстонской железной дороги за пределами страны. Тогда же эстонское издание Aripaev сообщало, что действиями Лайдвеэ недоволен почти весь совет директоров Eesti Raudtee.
Это недовольство легко вычитывается за официальным комментарием компании в связи с отставкой Лайдвеэ. Его уход был объяснен «новыми ожиданиями собственника компании и желанием совета директоров еще больше сосредоточиться на создании условий, необходимых для привлечения в Эстонию международных торговых потоков». Кроме того, как сообщают эстонские источники, одним из конкурсных требований к кандидатам на должность нового главного железнодорожника было знание не только эстонской, но и российской культурной и деловой среды.
В этом контексте высказывание Кайдо Циммерманна о необходимости восстанавливать отношения с Россией вполне объяснимо. В 2007–2012 годах он уже занимал должность управляющего директора Эстонской железной дороги. В 2010 году, участвуя в качестве руководителя Эстонской железной дороги в форуме РЖД «Стратегическое партнерство 1520: Балтийские страны», он говорил, что стремление России развивать свои порты не исключает продолжения партнерства с прибалтийскими государствами, и анонсировал планы по наращиванию контейнерного транзита через Таллин.
В дальнейшем Циммерманн переключился на другое направление – в последние годы он работал в компании RB Rail AS, совместном предприятии прибалтийских стран, которое занимается реализацией европейского железнодорожного проекта Rail Baltica. Совсем недавно эта инициатива столкнулась с неожиданными проблемами.
Не сошлись колеей
Замысел строительства коридора Rail Baltica предполагает включение трех бывших прибалтийских республик СССР в европейскую железнодорожную сеть с колеей шириной 1435 миллиметров. Первый его участок до литовского Каунаса был открыт еще в 2015 году, а до Таллина европейскую колею планировалось довести к 2025–2026 годам (сейчас Эстонская железная дорога использует российскую колею шириной 1520 миллиметров).
В результате прибалтийские страны, как предполагается, получат железнодорожное сообщение с Евросоюзом без необходимости манипуляций на стыке двух колей – перестановки вагонов на более узкую колесную базу или перегрузки товаров. Но в связи с огромными расходами, с которыми столкнулся Евросоюз из-за пандемии коронавируса, на продолжение строительства железных дорог на его прибалтийской периферии в ближайшее время может просто не оказаться средств.
В середине января 2021 года влиятельное американское издание Politico сообщило, что власти Эстонии, Латвии и Литвы обратились к председательствующему в Совете Евросоюза премьер-министру Португалии Антониу Коште с просьбой добиться предоставления очередного транша для Rail Baltica в размере 1,4 млрд евро. Этот вопрос остается нерешенным с прошлого лета, когда лидеры стран Евросоюза после затяжных переговоров утвердили антикризисный план стоимостью порядка 1,8 трлн евро, где было предусмотрено и финансирование Rail Baltica.
Но, как утверждает Politico, для выделения средств требуется согласие Европарламента в рамках отдельных технических переговоров по программе общеевропейского развития инфраструктуры Connecting Europe Facility, а среди его депутатов у проекта обнаружились противники. Например, румынский представитель в Европарламенте Мариан-Жан Маринеску заявил, что деньги должны предоставляться через конкурсную процедуру, и вообще бюджет Connecting Europe Facility предназначен для всех членов Евросоюза.
В итоге переговоры между Европарламентом, Советом Европы и Еврокомиссией завершились безрезультатно, что и вынудило прибалтийские страны обратиться с упомянутым письмом. Более того, по информации Politico, они еще и пригрозили, что, если вопрос с финансированием Rail Baltica не будет решен, с их стороны будут приложены усилия, чтобы заблокировать запуск общеевропейского фонда возмещения расходов в размере 750 млрд евро. Решение о его создании должны ратифицировать все страны Евросоюза, что создаст механизм заимствования денег на рынках капитала и перераспределения их в виде грантов и займов под низкий процент отдельным государствам. Совет Европы рассчитывал, что ратификация состоится уже к концу первого квартала, но пока это сделали лишь несколько стран ЕС.
Для Эстонии проблемы с финансированием Rail Baltica – это однозначно плохая новость, поскольку в прошлом году реализация этого проекта там наконец стартовала не на бумаге. Первой стройкой стал путепровод на Таллинской окружной дороге, на 2021 год было запланировано еще несколько объектов дорожной инфраструктуры, началось проектирование самой железной дороги и станций Rail Baltica в Пярну и Таллине. Поэтому неопределенность с выделением финансирования от Евросоюза также могла способствовать тому, что новый глава Эстонской железной дороги заявил о необходимости восстанавливать партнерство с Россией.
Неотменимое советское наследие
Такая политика становится еще более актуальной в связи с планами Эстонии модернизировать свою железнодорожную сеть с колеей 1520 миллиметров, доставшуюся ей в наследство от СССР. В целом Эстонская железная дорога сейчас реализует самую крупную в своей постсоветской истории инвестиционную программу. Если в прошлом десятилетии эстонские железнодорожные компании получили от правительства страны и Евросоюза в общей сложности более 500 млн евро, то к 2030 году в них планируется инвестировать более 2,6 млрд евро.Основным мероприятием по модернизации действующей железнодорожной инфраструктуры станет полная электрификация сети. Среди участков, подлежащих электрификации, значится и линия Таллин – Нарва, ведущая к российской границе, и в конце прошлого года Эстония уже сделала ряд дружественных жестов в сторону восточного соседа. В частности, министерство экономики и коммуникаций страны предложило профинансировать электрификацию 35-километрового участка железной дороги от Кингисеппа до пограничного Ивангорода. Одновременная электрификация участка до Нарвы позволит в перспективе запустить электропоезда между Санкт-Петербургом и Таллином, а также создаст возможности для более плотного движения товарных составов.
Предполагается, что электрификация всей железнодорожной сети Эстонии сократит эксплуатационные расходы примерно на треть, а также примерно на 10% сократит выбросы углекислого газа, что определенно оценит руководство Евросоюза. Решение об электрификации эстонских железных дорог как раз и принималось в рамках обязательств страны по сокращению выбросов парниковых газов.
Но главный вопрос – чем загружать Эстонскую железную дорогу? – остается открытым, причем уже много лет. А ведь от загрузки напрямую зависит ее экономическая эффективность.
В конце прошлого года Государственное контрольно-ревизионное управление Эстонии, выполнив аудит железных дорог, констатировало, что давние намерения переориентировать грузы с автомобильного транспорта на железнодорожный остаются невыполненными. Нереалистичными были признаны и такие планы, как увеличение максимальной скорости пассажирских поездов до 160 километров в час.
Тем не менее, новые железнодорожные инициативы появляются в Эстонии регулярно. В прошлом октябре Эстония объявила о присоединении к еще одному европейскому транспортно-логистическому проекту: коридору Северное море – Балтийское море (RFC NS-B), который действует с 2015 года и включает более 8 тыс. километров железнодорожных путей. Этот коридор призван облегчить соединение транзитных маршрутов между Евросоюзом, Востоком и Азией, а также расширять возможности мультимодальных перевозок из портов Балтийского моря в порты Северного моря. Но пока все его линии восточнее Каунаса имеют колею 1520 миллиметров, предполагаемый транзит из России и в Россию сопряжен как минимум с техническими сложностями в виде перегрузки на стыке с европейской колеей, не говоря уже о политических факторах.
Использование эстонских и в целом прибалтийских портов для транзита российских грузов также может быть сведено до минимума уже в обозримом будущем. В январе замминистра транспорта РФ Юрий Цветков сообщил, что после запланированного на 2021 год ввода в строй ряда новых проектов подавляющее большинство грузов будет переориентировано с портов Прибалтики на российские мощности. Кроме того, после прошлогодних событий в Белоруссии Прибалтика может потерять и белорусский транзит.
Впрочем, у Эстонии остается еще одна возможность наполнить свои железные дороги грузами и пассажирами, также предусмотренная в проекте Rail Baltica. Речь идет о строительстве тоннеля под дном Балтийского моря длиной 103 км, который соединит Таллин и Хельсинки. Несколько дней назад стало известно, что новое эстонское правительство намерено вернуться к приостановленным в прошлом году переговорам по этому проекту. Ранее его застрельщик – финский бизнесмен Петер Вестербака – говорил, что он уже достиг договоренности с предполагаемыми китайскими инвесторами.
Поделиться3012 Фев 2021 10:35:01
Newsweek (США): из-за случайного столкновения в воздушном пространстве Сирии Байден может оказаться втянутым в конфликт с участием России и Израиля
Конфликт в Сирии привел к сближению многочисленных противоборствующих сил в воздушном пространстве страны в ходе гражданской войны, продолжающейся почти 10 лет и угрожающей сегодня втянуть внешнеполитические ресурсы США. Здесь их ближайший союзник Израиль и главный противник Россия находятся в опасной близости.
Том O'Коннор (Tom O'Connor), Навид Джамали (Naveed Jamali )
Внезапный рев реактивных самолетов и взрывы ракет стали слишком типичной особенностью продолжающейся войны в Сирии, а предпринятые на прошлой неделе атаки на юго-западе страны послужили взрывоопасным напоминанием о затянувшейся ожесточенности войны. Авиаудары, ответственность за которые никто не взял, но в которых многие обвиняют Израиль, были нанесены по позициям вблизи Голанских высот и международного аэропорта Дамаска, где, согласно выдвигаемым Израилем обвинениям, хранят и переправляют оружие элементы, связанные с Ираном.
Хотя эти удары наносились с целью поражения наземных объектов, один высокопоставленный сотрудник американской разведки, говоривший на условиях анонимности, выразил озабоченность по поводу значительной интенсивности полетов в результате проводимой Израилем полусекретной кампании по нанесению воздушных ударов, в то время когда российские и сирийские ВВС выполняют свои собственные задачи.
В интервью изданию «Ньюсуик» (Newsweek) чиновник сообщил, что в то время «США наблюдали в небе над Сирией значительную активизацию военно-воздушных сил с участием, помимо сирийской авиации, ВВС Израиля и России».
По словам чиновника, в результате повышения интенсивности полетов возросла вероятность возникновения в небе внештатных ситуаций.
«Загруженность воздушного пространства превышала ежедневные нормы, — сказал чиновник, — что означало повышение вероятности просчета или, возможно, ошибок при опознавании целей всеми сторонами».
Сегодня США действуют в Сирии в составе международной коалиции, задача которой — разгромить «Исламское государство» (или ИГИЛ — террористическую организацию, запрещенную в РФ — прим. ред.), организацию боевиков на северо-востоке страны. В других частях против ИГИЛ также действуют Россия и Сирия наряду с другими повстанческими силами, некоторым из которых оказывает поддержку Турция. Иран поддерживает военные действия России и Сирии на земле, но Израиль считает иранские вооруженные формирования угрозой и наносит по ним удары.
Сложные линии контроля в воздушном пространстве не совсем понятны, и по этой причине, по имеющимся данным, зарегистрировано более 170 инцидентов с участием самолетов и БПЛА, принадлежавших, по меньшей мере, семи странам, а также негосударственным вооруженным организациям. Некоторые опасаются, что в районах боевых действий в Сирии в любой момент может возникнуть недоразумение.
«Что касается загруженного воздушного пространства над Сирией, то это всегда вызывало беспокойство, особенно после того, как в Сирию пришли войска США», — сказал в интервью изданию «Ньюсуик» сирийский источник, попросивший не называть его имени.
Учитывая количество стран, действующих в сирийском воздушном пространстве, вероятность того, что что-то пойдет не так, высока, сказал этот источник.
А ко всему этому еще и ракеты.
«Сейчас, когда в небе над Сирией действуют Россия и США, Турция и Франция, не говоря уже об Израиле, всегда существует вероятность чрезвычайных происшествий, — добавил источник, — особенно когда речь идет о зенитных ракетах. После запуска ракеты пути назад уже нет».
Уже был ряд резонансных смертельных ошибок, таких как случайное уничтожение российского самолета-разведчика, сбитого Сирией во время израильского налета в 2018 году. Другие инциденты, например, со сбитым американцами годом ранее сирийским самолетом, якобы летевшим над территорией, контролируемой Сирийскими демократическими силами, которые поддерживает Пентагон, были преднамеренной эскалацией.
Израильские и сирийские вооруженные силы также сбивали военные самолеты друг друга. Столкновений между израильской и российской авиацией пока не было. Но с увеличением числа атак Израиля против Сирии такой инцидент исключать нельзя.Для предотвращения подобных инцидентов у двух стран есть механизм координации действий в Сирии, детали которого трудно понять, особенно учитывая тесные связи Москвы с Дамаском и стратегическое партнерство с Тегераном. В то же время Россия критически высказалась в отношении воздушных операций Израиля в этой стране.
«Трудно отрицать, что подобные действия еще больше дестабилизируют сложную ситуацию в регионе», — заявила журналистам официальный представитель МИД России Мария Захарова на фоне активизации ударов израильской авиации в декабре.
Израиль редко обсуждает подробности своих операций в Сирии, но израильский военный чиновник сказал в интервью изданию «Ньюсуик», что благодаря тому, что Израиль поддерживает связь с Россией, риск для обеих сторон уменьшился.
«У нас с российскими военными действительно есть механизм обеспечения безопасности полетов и устранения конфликтных ситуаций, который обеспечивает нам свободу действий, при этом сводя к минимуму риск возникновения конфликтов с российскими войсками и способствуя взаимной безопасности, — сказал израильский военный чиновник. — До сих пор этот механизм был очень эффективен и был эффективен в сложных условиях ведения боевых операций в очень загруженном воздушном пространстве».
Корреспонденты «Ньюсуик» также беседовали в прошлом месяце с сотрудником службы безопасности Израиля, который говорил о проблемах выбора целей в Сирии в условиях неопределенности вокруг конфликта в Сирии, где воюют сирийские войска, иранские вооруженные формирования, бойцы поддерживаемого Ираном ливанского шиитского мусульманского движения «Хезболла», а иногда и российские войска.
«[Сирийская армия] предоставляет [отрядам „Хезболлы"] широкие возможности делать то, что они хотят, и из-за этого возникают некоторые неудобства, — заявили тогда в службе безопасности Израиля. — Это создает нам большую проблему, поскольку нам в принципе сложно решить, по кому наносить удары и что делать».
В своих прежних заявлениях, направленных в редакцию «Ньюсуик», постоянное представительство Сирии при Организации объединенных наций осудило действия, которые оно назвало «актами агрессии, совершенными Израилем».
Второй сирийский источник, попросивший не называть его имени, описал структуру воздушного пространства Сирии, где «вполне обычным делом» являются не только инциденты между военными, но и инциденты с участием военных и гражданских авиакомпаний.
Операции, проводимые сирийским правительством в небе над страной, ограничены. По словам второго источника, воздушное пространство над автономным северо-востоком страны, над пустынным районом на юго-востоке, который контролируют войска США, и над северным участком границы, занятым повстанцами, джихадистами и турецкими войсками, являются запретными зонами.
Коме того, сирийские самолеты выполняют воздушные операции в воздушном пространстве вдоль южных и западных границ, а также у побережья Средиземного моря. Но, как отметил этот источник, в случае, если сирийские ВВС будут выполнять какие-то действия на слишком близком расстоянии от ливанских или израильских границ, вооруженные силы Израиля предпримут ответные действия.
По словам второго источника, для русских нет этих ограничений — или каких-либо других, если уж на то пошло.
«Есть некоторые ограничения за пределами наших вод, есть некоторые ограничения в воздушном пространстве над Ливаном, над югом, — пояснил второй источник. — Пока для России вообще нет никаких ограничений. У них больше свободы действий, чем у нас».
Эта свобода действий распространяется и на воздушное пространство над исключительной экономической зоной Сирии и за ее пределами, где «также летают американские самолеты-разведчики», сказал этот источник.
У США и России есть свои собственные каналы обеспечения безопасности полетов и устранения конфликтных ситуаций, как для воздушных, так и для наземных операций на северо-востоке Сирии, где напряженность между двумя странами и их соответствующими союзниками в последние месяцы возросла. Эти две страны в основном проводили свои операции по отдельности, но время от времени между ними происходили столкновения, некоторые из которых были ожесточенными.
Первый сирийский источник сказал в интервью «Ньюсуик»: «В отличие от ситуации между Россией и США, где у них есть прямая линия связи, и незначительные инциденты можно легко остановить до возникновения эскалации, воздушные столкновения между двумя противниками, то есть Сирией и Израилем, постоянно создают в этом регионе опасность для самолетов гражданской авиации».
«Это и израильские самолеты, летящие в гражданском коридоре или рядом с гражданским самолетом, и сирийские ракеты, пытающиеся обнаружить мощный радиолокационный импульс после того, как они не попали в свои захваченные цели или попали в дом, и все такое, — сказал первый источник. — Ошибки возможны, и они всегда будут дорого обходиться».
Если основная задача Москвы в Сирии по спасению правительства президента Башара Асада от всенародного восстания была ясна с самого начала, то цели Вашингтона менялись со сменой администрации. Бывший президент Барак Обама сначала стремился свергнуть Асада, поддерживая повстанцев, но позже переключился на другую задачу — борьбу с ИГИЛ, выполненную позднее бывшим президентом Дональдом Трампом, который выразил желание вывести войска из Сирии, но оставил там контингент численностью до 900 военнослужащих для охраны нефтегазовых месторождений.
Президент Джо Байден, занимавший пост вице-президента в команде Обамы, не дал никаких указаний в отношении прекращения присутствия США в Сирии, несмотря на призывы Дамаска вывести войска. Новое руководство США не говорит и о намерении дальше участвовать в конфликте.
В заявлении, направленном в редакцию «Ньюсуик», представитель Госдепартамента подробно описал три цели в Сирии, которые ставит перед США администрация президента Джо Байдена.Во-первых, «США стремятся к политическому урегулированию в соответствии с Резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН о прекращении конфликта в Сирии в тесном взаимодействии с нашими союзниками, партнерами и ООН», заявил пресс-секретарь.
Во-вторых, «мы будем использовать имеющиеся в нашем распоряжении инструменты, включая экономическое давление, чтобы добиться проведения полноценных реформ и привлечения к ответственности режима Асада», говорится в заявлении.
В-третьих, «США и международная коалиция по разгрому ИГИЛ продолжают взаимодействовать с нашими все более боеспособными местными партнерами для оказания постоянного давления на оставшиеся формирования ИГИЛ в Сирии с тем, чтобы добиться решающего поражения ИГИЛ», сказал представитель Госдепартамента в заявлении, переданном в редакцию «Ньюсуик».
Но представители американских властей обычно отказываются обсуждать роль Израиля в Сирии, страны, поддержку которой в соответствии с давней договоренностью об обеспечении безопасности подтвердила администрация Байдена. В последнем ежеквартальном докладе Пентагона Конгрессу, в котором подробно говорится о военных миссиях США в Ираке и Сирии, об Израиле не говорится ни слова, несмотря на то, что в нем упоминаются другие крупные силы, включая Иран, Россию и Турцию.
Центральное командование ВС США, к представителю которого обратились за комментариями корреспонденты «Ньюсуик», отказалось обсуждать подробности операций в воздушном пространстве над территорией страны, где часто летают российские и израильские самолеты.
«Я не собираюсь комментировать действия в воздушном пространстве над западной Сирией», — заявил представитель Пентагона.