Автор боливийской газеты, оппозиционной левым силам, много лет возглавлявшимся союзным России президентом Эво Моралесом, приписывает России самые мрачные намерения. Она и венесуэльской нефтью завладела, и Трампа в президенты США избрала, и сирийского «диктатора» удержала у власти. При ближайшем рассмотрении выясняется, что альтернативы были намного хуже — особенно в Сирии.
Los Tiempos (Боливия): Путин и новая российская игра на международной арене
Несмотря на то, что Россия отстает от крупнейших мировых держав в экономике (занимая 12-е место в мире), благодаря своим технологическим и военным возможностям она играет одну из главных ролей на арене мировой политики. За последние три десятилетия Россия постепенно восстановила свое влияние в разных уголках планеты и, как утверждают эксперты, даже расширила его до внутренней политики ведущей мировой державы — США, что немало взволновало американцев. (Так в тексте. Автор явно имеет в виду раздутый антитрамповской прессой скандал Russiagate, основанный на утверждениях, будто это Россия сыграла главную роль в победе на выборах 2016-го года Дональда Трампа. Эта версия не нашла подтверждения в посвященном ей докладе прокурора Роберта Мюллера и была не раз разоблачена американскими экспертами, включая Стивена Коэна и Аарона Мате — прим. ред.).
Этот перезапуск, отмеченный экономическими трудностями внутри самой России, стал неотделим от явного автократического уклона российского правительства во главе с Владимиром Путиным, которого многие именуют «новым царем».
Бывший агент советского КГБ, уверенными шагами идущий к тому, чтобы стать одним из долго правящих лидеров России, восстановил сценарий развития международой обстановки, аналогичный существовавшему во время холодной войны. После серых 90-х, когда, казалось, некогда Великой Руси наконец-то пришел исторический конец, он пересмотрел схему партнерских связей России с целью создать противовес США и их союзникам. В основу защиты стратегических интересов России снова легло широкое международное присутствие.
У союзников России в XXI веке много общего: это автократические государства, которые стремятся к преодолению внутренних трудностей и сохранению независимости, защищаясь от внешнего давления. Попытки поколебать эти режимы снаружи зачастую приводят к кровопролитным войнам. И здесь в игру вступает Россия, которая оружием, войсками и техникой поддерживает режимы территорий, представляющих для нее особый интерес в силу их местоположения или ресурсов. В список таких стран входят порядка 12 государств на четырех из пяти континентах, вот главные среди них: Венесуэла, Сирия, Ливия, Турция, Белоруссия, Армения и Судан. (Так в тексте. Пока нет никаких свидетельств, чтобы Россия при Путине помогала справиться с внутренними трудностями Армении и Турции, прим. ред.).
Своими стараниями Путин обеспечил России значительное влияние в странах, где царят нестабильность и конфликты, как, например, в Венесуэле, Сирии и Белоруссии.
Во всех этих случаях правительство Путина разыгрывает свои стратегические карты в самый разгар трагического гуманитарного кризиса в погоне за тремя основными целями: расширить геополитическое влияние, объединить силы пострадавших стран и других партнеров против США. Есть и еще одна цель: заключить прибыльные сделки с целью облегчить непростое экономическое положение России.
Путин и Мадуро, братья навек
Спустя несколько лет после укрепления своего внутреннего влияния Путин устремил взор на Латинскую Америку с целью увеличить там российское присутствие. После распада СССР влияние России в регионе к югу от реки Рио-Гранде значительно уменьшилось и, казалось, вскоре и вовсе исчезнет. В путинском перезапуске отношений Венесуэла при правительстве Уго Чавеса стала идеальным партнером для преследования интересов Кремля. Страна располагала богатыми нефтяными ресурсами, а ее правительство, придерживающееся боливарианской идеологии независимости, было не чуждо и резких антиамериканских настроений.
Таким образом, Россия стала одним из крупнейших политических и торговых партнеров правительства Чавеса, а затем и правительства сменившего Чавеса лидера — Николаса Мадуро. Согласно различным экспертным исследованиям, Москва взамен за выгодные торговые сделки предоставила Венесуэле кредиты на общую сумму около восьми миллиардов долларов, что делает Россию вторым основным кредитором Венесуэлы после Китая. За два десятилетия Каракас и Москва подписали порядка 300 соглашений о сотрудничестве, особенно в военно-технической сфере. В военной промышленности русские работают на мировом уровне, заключив различные контракты с Венесуэлой на 11 миллиардов долларов.
Благодаря России вооруженные силы Венесуэлы стали одними из самых мощных на латиноамериканском континенте, уступив лишь Бразилии, Мексике и Колумбии. Например, она предоставила венесуэльцам истребители Су-30, устрашающие системы ПВО С-300, танки Т-72 и радары, а также другое военное оборудование. Венесуэла даже построила завод по производству знаменитых автоматов Калашникова.
Помимо этого, военная помощь включала в себя прибытие российских военнослужащих на территорию Венесуэлы, проведение совместных с российским флотом учений в водах Карибского моря, а также прибытие сотрудников российской частной военной компании Группа Вагнера. Военных профессионалов, которые обычно действуют по согласованию с Кремлем.
Однако Россия оказывает поддержку Венесуэле не из солидарности и не только в целях защиты своих геостратегических интересов в противовес США. Россия знает, что в качестве залога за полученные кредиты Венесуэла может предоставить свои огромные запасы нефти — крупнейшие из доказанных в мире. Не зря российский нефтяной гигант «Роснефть» оказал поддержку чавистскому режиму, столкнувшемуся с санкциями против чиновников и компаний, работавших с государственной нефтяной компанией Petróleos de Venezuela (PDVSA). Кроме того, подписанные соглашения дали русским возможность использовать свою технику и персонал на заброшенных нефтеперерабатывающих заводах PDVSA. Несмотря на разрушительный венесуэльский кризис, Венесуэла аккуратно выплачивает свой долг России, и план его математически рассчитан до конца десятилетия.
Кроме того, недавно Венесуэла и Россия подписали соглашение о закупке миллионов доз вакцины против коронавируса — знаменитого российского препарата «Спутник V». Москва уже добилась аналогичных соглашений с другими странами, такими как Аргентина, Мексика и Боливия, несмотря на недоверие, вызванное поспешным одобрением вакцины российскими органами здравоохранения до завершения третьего этапа испытаний летом. (Эффективность российской вакцины на уровне более 90% была доказана независимыми исследованиями, опубликованными в международном медицинском журнале Lancet — прим. ред.). Венесуэла стала одной из стран, в которой за последние месяцы была испытана российская вакцина. Таким образом, Путин обеспечил себе прибыльные сделки, сумел занять прочное положение в регионе и добился значительного влияния на венесуэльскую нефть.
Русская война в Сирии
Венесуэльский кризис ухудшил и без того тяжелую миграционную ситуацию в мире: число беженцев возросло почти до пяти миллионов. Это второй подобный кризис в мире. Первым можно назвать сирийский кризис, в результате которого беженцами стали практически 10 миллионов человек. Россия и здесь выступает на главных ролях, защищая свои интересы на Ближнем Востоке, однако совсем не мирным способом.
Как известно, вспышка антиправительственных протестов в Сирии в марте 2011 года переросла в гражданскую войну, которая идёт по сей день. Когда правительство диктатора Башара Асада пошатнулось под натиском мирных повстанцев, Россия воспользовалась возможностью и вступила в конфликт ради спасения диктатора. (Россия отправила авиацию в Сирию в сентябре 2015-го года, через два года после того, как так называемое Исламское государство*, международно признанная террористическая организация, официально вступила в сирийскую войну, провозгласив своей целью свержение законного правительства Башара Асада — прим. ред.). Иного и не ожидалось, ведь приди к сирийской власти прозападное правительство, очень вероятно, что Сирия построила бы газопровод в страны Европы и, следовательно, снизила цены, по которым Россия продавала в Европу свой газ.
В сентябре 2015 года Москва начала военные операции в Сирии. Путин объяснил, что их основная цель — ликвидировать так называемое Исламское государство* (ИГИЛ — «Исламское государство Ирака и Ливана»*, террористическую организацию, запрещенную в РФ). По сей день российское присутствие сохраняется в этой арабской стране. Россия развернула свою самую масштабную военную компанию за рубежом со времен распада СССР. Изначально, как уверяли российские власти, планировалась исключительно авиационная поддержка. Однако впоследствии Кремль отправил военных, действующих в качестве военной полиции. Также существуют сведения, что в конфликт вступили частная военная компания Группа Вагнера.
Россия уверяла, что оказывает поддержку в борьбе с терроризмом, однако Кремль и правительство аль-Асада обвиняются в осуществлении ударов, затронувших гражданское население. В октябре 2020 года организация Human Rights Watch (HRW) сообщила о сотнях смертей гражданских лиц в ходе военной операции сирийского диктаторского правительства при поддержке России, которая осуществлялась с мая 2019 года по март 2020 года и была направлена на восстановление контроля в Идлибе, последнем бастионе сирийской исламистской оппозиции.
Русские в Африке
Еще одна зона интереса России — это Африка. В Судане планируется строительство военно-морской базы на побережье Красного моря для технической поддержки российского флота, как гласит проект соглашения России и этой страны на северо-востоке Африки. Документ предусматривает создание «пункта материально-технической поддержки», который должен использоваться для «проведения ремонта, пополнения запасов и отдыха членов экипажей» российского военного флота. База сможет вместить 300 человек военных и гражданского персонала, а также четыре корабля, в том числе корабли с ядерной энергетической установкой.
За последние несколько лет, укрепляя свое присутствие на континенте, Россия расширила связи с Суданом как в военной сфере, так и в области ядерно-энергетических проектов по производству электроэнергии. В мае 2019 года Москва и Хартум подписали соглашение о военном сотрудничестве сроком на семь лет.
Внешний щит
Россия намерена удерживать на своей стороне страны в ее «сфере влияния» с целью избежать дальнейшего расширения НАТО. По этой причине ее поддержкой пользуется и сосед, который входит в список ее приоритетных зон влияния, государство под названием Белоруссия. На протяжении 26 лет во главе страны стоит Александр Лукашенко и его отнюдь не демократическое правительство, удерживающее власть, несмотря на растущую оппозицию и резкие протесты. Однако в число немногих, кто выступает против свержения Лукашенко, входит Россия и ее президент.
Почему? Достаточно упомянуть, что с 14 по 25 сентября на белорусском полигоне «Брестский» прошли совместные российско-белорусские военные учения. Российские власти уточнили, что событие направлено исключительно на обучение, тем не менее его проведение вызывает подозрения в планах возможного размещения российских войск в бывшей советской республике. Кроме того, Путин заявил, что готов отправить в Белоруссию резерв из сотрудников правоохранительных органов, если демонстрации против Лукашенко перерастут в уничтожающее страну насилие.
Зависимость Белоруссии носит также экономический характер. Ее долг составляет около двух миллиардов долларов, а Москва является ее крупнейшим кредитором — почти 40% белорусского долга приходятся на московские банки. В качестве других примеров можно привести московские кредиты на льготных условиях, а также закупку российских газа и нефти по очень выгодным ценам.
Таким образом, в большей или меньшей степени схожий сценарий повторяется с разными странами. Такова огромная международная паутина, сплетенная Путиным. Единственным исключением является Китай, который уверенно идет к званию новой ведущей мировой державы. В этом отношении он играет роль партнера России с целью дать совместный отпор американскому мировому влиянию.
*террористическая организация, запрещена в России.
Ссылка