Ко дню памяти!
03.03 1981 году в Киеве, куда приехал на пробы комедии
«Яблоко на ладони», скончался Олег Иванович Даль.
«Я не народный, я инородный».
Более яркого, неординарного, спорного артиста невозможно назвать, зритель любил его во всех ролях-
будь то старый солдат,
то Женечка Соболевский,
то Крестовский, то Зилов.
Отношение коллег к нему было не всегда однозначным. Его называли гением, считала за честь с ним работать, другие говорили о нем, как о неудобном и ненадежном человеке в ответственный момент.
Режиссёры, работавшие с ним, вспоминали, что Даль был самым выдающимся профессионалом, мастерство актера наивысшее.
Высокий, худой, с тонкой шейкой, с изящными руками, приятным голосом, абсолютным слухом, он выглядел аристократом с природной интеллигентностью.
У Даля была блестящая способность к импровизации.
Свернутый текст
Олегом Далем было сыграно много ярких ролей в следующих картинах :
«Старая, старая сказка»
Н. Кошеверовой,
«Женя, Женечка и катюша»
В. Мотыля,
« Хроника пикирующего бомбардировщика»
Н. Бирмана,
« Плохой хороший человек»
И. Хейфица,
«Земля Санникова» А. Мкртчяна, « Отпуск в сентябре» В. Мельникова и мн.др.
Много хороших ролей было сыграно на сцене Театра « Современник».
В 1972 году режиссёр А.Мкртчян готовился снимать «Землю Санникова», роль певца Е. Крестовского предполагалась Высоцкому, его не утвердили, блестяще ее сыграл Олег Даль.
С Высоцким они встретились на съёмках фильма Иосифа Хейфица
«Плохой хороший человек» в 1973 году.
Высоцкого режиссёр смог утвердить с помощью письма космонавтов. Сложнее было Олега Даля, он в подпитии хлопнул директора Ленфильма по шляпе, режиссеру пришлось ехать на дачу к чиновнику, хорошо, что он оказался человеком здравым.
В фильме сошлись звездные актеры-Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Людмила Максакова. Блестящая игра профессионалов.
Фон Корен( Высоцкий) и Лаевский ( Даль)- дуэль двух разных людей, просто антиподов. Человек бывает и плохим и хорошим в зависимости от ситуации.
И в жизни у Высоцкого и Даля были достаточно сложные отношения.
Даль очень тяжело воспринял уход Высоцкого.
«Следующим буду я!», так и случилось. Он просто приближал смерть. Он будто уничтожал себя изнутри.
Последняя его роль, Зилова, в фильме
В. Мельникова «Отпуск в сентябре»
была у него любимой, он ждал выхода фильма, но так и не увидел его, только рабочий вариант.
Фильм вышел уже в перестройку. Валерий Лобановский, тогдашний тренер Киевского « Динамо», попросил показать его футболистам, просмотр был в Доме кино в Киеве.
Режиссёр В.Мельников вспоминал,
что Даль напоминал солдата, который вернулся после войны, и не мог найти себе места в мирной жизни.
Вспоминая Олега Даля, всегда вспоминаешь Лермонтовского Печорина, лишнего человека, в некотором смысле это присуще и Далю.
С обостренным чувством справедливости, постоянным желанием открыто и честно делать своё дело- таким был Олег Даль! Ложь его очень раздражала.
Он часто не мог найти себе места и роль лишнего человека талантливо играл до конца своих дней.
По природе своей был одиночкой.
Тёплые отношения у него были с Валентином Никулиным.
Несоответствие тогдашней жизни и представление о ней стало причиной раннего ухода Олега Даля.
Ушёл в 39.
Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище, недалеко от Владимира Семёновича Высоцкого.