Москва легко установит бесполетную зону над Крымом, ДНР и ЛНР. Над Украиной будем бить F-16, «Рафалей» и «Тайфуны» с земли и с воздуха
Киев, не ведая что творит, приглашает ударную авиацию НАТО полетать над Крымом. На том основании, что якобы это неотъемлемая украинская территория, временно оккупированная.
Можно предположить, что у командования Северного альянса ума все-таки побольше. Однако руководство действиями блока осуществляется все-таки не из Брюсселя, где расположена штаб-квартира НАТО, а из Вашингтона. А Вашингтон для того, чтобы спровоцировать войну, готов пожертвовать десятком, а то и больше самолетов, принадлежащих европейским членам НАТО. Не жалко. Свои истребители американцы на погибель не пошлют. А провокацию устроить необходимо, отстаивая «свободу судоходства и воздушных полетов», чтобы разжечь войну.
На фото: российская зенитная ракетная система большой и средней дальности С-400 «Триумф», предназначенная для уничтожения средств воздушно-космического нападения, на территории зенитно-ракетного полка Южного военного округа (ЮВО). (Фото: Алексей Павлишак/ТАСС)
Действительно, у России для создания бесполётной зоны (БПЗ) над всем северным Причерноморьем, а не только над Крымом, более чем достаточно.
Прежде всего, необходимо рассказать о средствах наблюдения за летательными аппаратами, намеревающимися вторгнуться в БПЗ. Так вот, авиация НАТО не имеет ни малейших шансов сделать это тайно, незаметно для системы ПВО.
Во-первых, три года назад было создано непрерывное радиолокационное поле, которое не только охватывает всю территорию России, но и выходит за ее пределы на 2−3 тыс. километров. Это поле образовано сетью РЛС нового поколения «Воронеж» различных модификаций. В зависимости от типа РЛС диапазон рабочей волны может быть или метровым, или дециметровым, или сантиметровым. Максимальная дальность обнаружения — от 4200 км до 6000 км.
«Воронеж» способен обнаруживать любые воздушные цели на высотах до 4000 км, то есть в космосе. Однако с низколетящими целями несколько сложнее. Поскольку сканирующий луч РЛС «Воронеж» распространяется прямолинейно, то низколетящие цели возможно обнаруживать не далее точки радиогоризонта. То есть при полете самолета на высоте 100 метров при высоте приемной антенны в 50 метров самолет будет обнаружен на расстоянии в 70 км от РЛС. Самая близкая станция находится в Армавире Краснодарского края. В Севастополе введут в действие «Воронеж» лишь в середине этого десятилетия. Однако самолеты, находящиеся на высоте от пяти километров и выше, будут обнаружены на расстоянии в сотни километров.
Впрочем, с низколетящими объектами прекрасно «разбирается» загоризонтная РЛС «Контейнер», разработанная в НИИ дальней радиосвязи. Станция уникальная, ее сканирующий луч, условно говоря, стелется по земной поверхности, уходя далеко за радиогоризонт. И тем же путем возвращается на приемную антенну, отразившись от низколетящих воздушных целей.
Пока единственная станция «Контейнер» расположена в Ковылкино (Мордовия). Ее дальность действия — 3000 км, а сектор обзора составляет 240 градусов. То есть всю Украину она просматривает, обнаруживая и низколетящие, и малозаметные (стелс) цели. Более того, во время приемочных испытаний государственная комиссия могла наблюдать, как на небольшом аэродроме в Норвегии взлетают и садятся 2−3-местные самолеты. Но это не предел. «Контейнер» способен наблюдать за тем, что происходит в Великобритании и Франции. Разве что до Испании он не достает.
Также необходимо сказать, что «слушают небо» и РЛС, относящиеся к радиотехническим войскам. Это семейство мобильных станций «Небо» трех диапазонов — метрового, дециметрового и сантиметрового. Радиус их действия достигает 700 км.
И, наконец, что же будет пресекать внедрение «незваных гостей» в БПЗ? Прежде всего, два полка или четыре дивизиона зенитно-ракетных систем дальнего действия С-400 «Триумф». Дивизионы базируются в Крыму — в районе Феодосии, Севастополя, Евпатории и Джанкоя.
Самая дальнобойная ракета, входящая в состав С-400, имеет максимальную дальность, достигающую 400 км. Она способна перехватывать все типы летательных аппаратов. Кроме, разумеется мелких беспилотников. Нет, сбивать она может и их, но никто не станет палить из пушки по воробьям. Против дронов есть другое оружие — ЗРПК «Панцирь-С1», который не только прикрывает от атак ЗРК большой и средней дальности, но и занимается перехватом такой мелочи, как ударные дроны.
С-400 будут прикрывать всю западную часть ДНР. А восточнее будут работать два дивизиона ЗРК С-300, которые на прошлой неделе были передислоцированы в Ростовскую область на границу с ДНР. 200-километровой дальности ракеты 48Н6Е2 будет достаточно для того, чтобы обеспечить бесполетный режим над восточной частью ДНР и над ЛНР.
Необходимо особо отметить, что и С-400, и С-300, оснащенные специальной станцией наведения, а также РЛС «Небо», смогут бороться и с низколетящими малозаметными целями. Но в случае необходимости можно будет выдвинуть С-300 на территорию непризнанных республик.
Дальнюю зону БПЗ, вплоть до северных и западных границ Украины, будет контролировать авиация. Для этого вполне достаточно ресурсов, которыми обладает базирующаяся в Крыму 27-я смешанная авиационная дивизия. В составе дивизии имеются современные машины, способные дать отпор не только украинской полусотне устаревших советских самолетов, построенных в лучшем случае в 80-е годы, — Су-27, МиГ-29, Су-24 и Су-25, но и натовским F-16, «Рафалям» и «Торнадо». F-35, за которые доверчивые европейцы заплатили Штатам безумные деньги, несомненно пожалеют. Да и толку от них в небе будет мало.
Истребительную авиацию в 27-й дивизии представляют последние модификации двух самолетов — Су-27СМ3 и Су-30М2. Вот они, имеющие боевой радиус в полторы тысячи километров, способны перекрывать всю бесполетную зону.
Преимущество Су-30 в воздушном бою над натовскими истребителями неоднократно доказывали индийские пилоты. Причем на машинах одной из ранних модификаций — Су-30МКИ. В совместных учениях и с американцами, и с европейцами в учебных боях они с большим преимуществом одерживали победы.
И это обусловлено не только высочайшей маневренностью машин ОКБ Сухого, которая недоступна ни одному самолету в мире. У российских самолетов сбалансированное бортовое радиоэлектронное оборудование. А также высокий потенциал средств поражения воздушных целей. Так, сверхзвуковая ракета малой дальности Р-73М обладает высочайшей маневренностью, выдерживая перегрузки в 40 g.
А при необходимости самолеты можно доукомплектовать ракетами большой дальности Р-37М, которые способны улетать на 300 км. С ними радиус действия российской авиации возрастает почти до 2000 км.
Сунутся ли в надежно обороняемую бесполетную зону самолеты НАТО? Вряд ли. А мы ведь не упомянули и еще один элемент ПВО — комплексы радиоэлектронной борьбы, которые способны, наиболее мягко воздействуя на истребители, создавать помехи их навигационным системам, что чревато потерей летчиками ориентации. Жесткие воздействия способны выводить их строя самолетные системы. В чем американцы уже успели убедиться в Сирии.