«Пункт пропуска»: как СБУ похитила русских моряков в Крыму и они стали героями фильма
Просто о сложном: эксклюзивное интервью с режиссёром фильма «Пункт пропуска».
Двое молодых военнослужащих Черноморского флота попадают в плен СБУ вскоре после вхождения Севастополя в состав России. Находясь в плену около трёх лет, они не предают свою Родину. В основу сюжета была положена реальная история российских военных, которые в 2016 году были захвачены Службой безопасности Украины на пункте пропуска Чонгар и удерживались в украинском СИЗО около трёх лет. Песни «Пункт пропуска» и «Чёрное море» для саундтрека фильма написаны и исполнены Денисом Майдановым.
Съемки фильма «Пункт пропуска», презентация которого не так давно состоялась в Донецке (ДНР), пришлись на время коронавирусной пандемии. Однако вопреки возникшим трудностям кинокартина была снята в сроки.
При этом режиссер Вера Соколова с присущей ей скромностью говорит: «Снимать кино сложно всегда и везде, ведь ты создаешь целый мир, которого никогда до тебя не было, а создавать новый мир всегда сложно».
И на этот раз труды не прошли даром. «Пункт пропуска» с одинаковым восторгом и теплотой приняли и в Москве, и в Донецке.
Цветы, аплодисменты, комплименты, а после зрители скажут: «Это советское кино в лучшем смысле этого слова! Его нужно обязательно показывать публике!»
И действительно, несмотря на простоту сюжетной линии, фильм оказался глубоким и философским.
На презентации в Донецке Вера Соколова сказала: «Вся наша съемочная группа разделяет ценности, которые здесь показаны».
Откровение ли это было или попытка заигрывания с публикой? Мы попытались это выяснить. И вот, что у нас получилось.
С чего, по Вашему мнению, начинается Родина?
— Родина для меня — это моя семья, моя культура, мой язык, мой народ, земля моя любимая, родная, наши традиции, наша многовековая историческая составляющая, наши культурные традиционные ценности, которые из поколения в поколение передаются, это общность нашего народа.
Родина для меня — это то, без чего невозможно жить.
В фильме три друга. Двое выступили против государственного переворота на Украине, а третий друг уехал в Киев, к своему отцу, высокопоставленному чиновнику, который его устроил на приличную должность в Минобороны. Все они когда-то присягали на верность Украине. Можно ли оправдать действия третьего друга тем утверждением, что Родину нужно любить любой? Для Донбасса этот вопрос также актуален, ведь на Украине многие расценивают нас как предателей и сепаратистов.
— Сложный философский вопрос. Дело в том, что выбор третьего товарища — Тараса Комко — в пользу того, чтобы вернуться на Украину, не обсуждается. Он имеет право на то, чтобы вернуться к себе домой, не приняв происходящее в Крыму. Здесь вопрос в другом.
Парень предал своих друзей нагло и цинично. Более того, он это сделал не в силу своей убежденности, а для того, чтобы получить выгодное предложение.
Поэтому мне кажется, что это оправдать нельзя. Человек — предатель, он друзей своих предал.
Что касается ситуации на Донбассе. Как вас можно расценивать как предателей, когда украинские войска стреляют по мирным жителям?
Здесь однозначная ситуация: те, кто убивает вас столько лет, те кто вас расстреливает, те кто лишил вас мирной жизни, не могут иметь права называться цивилизованными людьми.
Были ли в вашей жизни случаи, когда Вам из-за ваших ценностных установок приходилось упускать какие-то серьезные возможности, терять друзей и т. п.? Было такое, что жалели о своем выборе в пользу совести?
— Были такие ситуации. И я все- таки делаю выбор в пользу своих личностных моральных ценностей. Никогда не жалела, и надеюсь, что никогда не пожалею о своём выборе.
Один из героев фильма говорит: «Иногда ради свободы нужно жертвовать своими принципами». Можете высказать свое отношение к этому?
— Я считаю, что цель не оправдывает средства. В контексте фильма свобода — это слишком эфемерное и условное понятие.
Свобода безусловно не стоит того, чтобы ради нее жертвовать своими моральными принципами.
Говоря о героине, к которой были обращены эти слова, для нее свобода обернулась давлением на неё.
Представим такую ситуацию: Навальный совершает государственный переворот, и вы становитесь перед выбором, наверное, даже более сложным, чем крымчане или жители Донбасса. Как бы вы в этой ситуации поступили?
— Безусловно, нужно делать различия между переворотом и приходом к власти легитимным путем.
Если бы какой-то политик пришел к власти путем переворота, однозначно, я бы не подержала это и боролась.
Как именно, ответить сейчас не могу, потому что такую ситуацию спрогнозировать довольно сложно. Я бы исходила из тех реалий, в которых бы мы оказались, но переворот я однозначно бы не поддержала.
В фильме вы поднимаете вопрос воспитания молодежи. Московская барышня, дочь военного, патриота России, вдруг уезжает в Европу и начинает рассказывать в своем блоге о европейской свободе, при этом осуждает действия России по отношению к Крыму. Но когда коснулось искажения истории, девушка начала сомневаться в том, что действует правильно, и возвращается домой. Что этим эпизодом вы хотели показать обществу?
— В этом эпизоде мы хотели показать зрителю, что с молодежью нужно работать. К сожалению, она не всегда правильно воспринимает какие-то нормы, принятые в обществе, и не всегда принимает те перемены, которые направлены на улучшение жизни. Её легко обмануть.
Некоторые молодые люди легко прельщаются на красивую обёртку, не понимая, что там внутри.
Но есть в нашем обществе, в том числе и для молодежи, святые ценности. Когда речь заходит о святом — о пересмотре итогов событий Великой Отечественной войны, тогда даже вот эта девочка, о которой мы сейчас говорим задумалась о правильности своих действий.
Это говорит о том, что не все ещё потеряно. С молодежью можно и нужно работать. Так как есть базовые понятия, которые закладываются с детства, и они в сложный момент срабатывают и являются неким стоп-сигналом.
— В продолжении темы о ценностях. Двенадцатилетняя луганская писательница Фаина Савенкова, например, считает, что нужно с детьми разговаривать, как со взрослыми, о серьезных вещах, тогда не будет никаких «навальнят». А с Вами в детстве вели глубокие разговоры о жизни? Откуда у вас взялись те ценности, с помощью которых вы выстраиваете свою жизнь?
— Да я согласна, что с детьми нужно разговаривать на серьезные темы. Со мной разговаривали в детстве, и я со своим сыном разговаривала в его детстве.
Конечно же, ребенку нужно обязательно прививать ценности — нравственные, культурные, исторические.
Откуда взялись мои нравственные ориентиры? Конечно же, из семьи. Со мной разговаривали родители и бабушки с дедушками, участники Великой Отечественной войны, разговаривали. Они естественно прививали мне те ориентиры, которые сейчас мне служат определённым маяком в жизни.
Не возникало ли у Вас желания родиться в другой стране и прожить другую жизнь?
— Я — русский человек, я люблю Россию и хотела бы родиться только здесь. Только здесь я себя чувствую счастливой и востребованной.
Правильно ли я понимаю, что Вы нашли свое призвание? По Вашему мнению режиссер — это профессия или талант?
— Я бы ничего не хотела менять в своей жизни и считаю свой жизненным путь единственным возможным для меня путем. Режиссер — это образ мышления, образ жизни и мировоззрения. Это некий сплав состоящий из опыта, знаний, умений, интеллекта, образованности, таланта, трудолюбия и многих других составляющих.
Есть ли у Вас лозунг или девиз?
— Всегда верить в себя и идти только вперед. Всегда делать жизнь чуточку лучше. Если не я, то кто? Вот, наверное, как-то так звучит мой девиз.
Ну и напоследок хотелось узнать, как вы собираетесь отпраздновать 9 мая?
— День Победы я отпраздную, скорее всего, в одном из кинозалов на показе фильма «Пункт пропуска». Вместе со зрителями посмотрим фильм, обсудим, поздравим друг друга с Днём Победы, и, конечно же, наших ветеранов