На сегодняшний день пенсионный возраст повышать не планируется, но тенденция ясна – мы должны делать все возможное, чтобы жители Литвы как можно дольше оставались активными, трудоспособными и самостоятельными", – писал Линге.
Одна из задач - здоровое старение. "Перед нами стоят серьезные вызовы. В Литве люди старше 65 лет оценивают свое здоровье хуже жителей других стран ЕС. Например, всего 6% женщин этого возраста характеризуют свое здоровье как хорошее, средний показатель по ЕС – 36%, а в Ирландии он – 70%.
Превенция болезней, ранняя диагностика, развитие привычек здорового образа жизни – все это позволит обеспечить здоровое старение", – сказал Линге.
Кроме того, по его мнению, для этого нужны стабильные пенсии.
"Пенсии в Литве индексируются и растут (в этом году в среднем увеличились на 9%), но проблема бедности среди пенсионеров актуальна. Почти 70% одиноких жителей старше 65 лет не могли бы выкрутиться, если бы им пришлось погашать непредвиденные расходы. Мы на пенсии по старости тратим 5,1% ВВП (данные 2017 г.), а ЕС в среднем 9.6% ВВП. Быстрых и чудесных решений тут не будет. Сначала надо повышать часть ВВП на социальные нужды. Тут мы отстаём от среднего показателя по ЕС (мы выделяем 12,5%, а ЕС в среднем - 19%)", – писал Линге.
По его словам, также важно обеспечить доступные услуги переквалификации для людей старшего возраста и развивать сектор услуг для людей старшего возраста.
Бывший еврокомиссар по вопросам здравоохранения Витянис-Повилас Андрюкайтис обратил внимание на то, что в основе таких рекомендаций ЕК лежит обзор процессов во всех 27 странах ЕС. Этот средний показатель выводят математическим путем с использованием демографических аспектов. Но при подсчете не учитывают такие важные вещи, которые в разных странах очень отличаются.
"Есть страны, в которых средняя продолжительность жизни составляет 80,2-82,1 года, а есть такие, где он составляет всего 75-76 лет. Разница в продолжительности жизни между западной и восточной частью Европы очень велика – порой до 8 лет", – сказал Андрюкайтис.
Еще один важный критерий - продолжительность здоровой жизни.
"Этот показатель очень разный - в Литве он составляет всего 45-50 лет. Потом у наших работников появляются проблемы, у них появляются хронические заболевания (сердечно-сосудистые, диабет, проблемы с мышцами), но люди работают. На Западе период здоровой жизни более продолжительный", – сказал Андрюкайтис.
Он заметил и показатель здорового старения, тут также разница между странами огромна.
По его словам, все разговоры о повышении трудового возраста связаны со старением общества. Молодежи будет меньше, чем пожилых людей, поэтому если не повышать пенсионный возраст, возникнут другие проблемы.
Андрюкайтис сказал, что планируется пересмотр рекомендаций с учетом новых параметров, поскольку если пользоваться существующей формулой и повысить пенсионный возраст до 72 лет, то как минимум в 14 странах ЕС это вызовет серьезные противоречия.
В Литве на данный момент начались дискуссии о досрочном выходе на пенсию. Такая возможность маскирует тот факт, что людям старшего возраста сложно найти работу.
Министр социальной защиты и труда Моника Навицкене сказала, что цель государства - как можно дольше удерживать жителей на рынке труда. По этой причине надо решать проблему трудоустройства людей предпенсионного возраста, а не маскировать ее возможностью выйти на пенсию досрочно.
В Литве можно выйти на пенсию досрочно за 5 лет до пенсионного возраста, если у человека есть необходимый стаж и нет доходов.
Досрочная пенсия в среднем составляет 280 евро в месяц. В прошлом году ее получили 5500 человек.