Соединённые Штаты как машина массовых убийств
Центр кровопролития
К тому времени, как вы прочтёте эту статью, она уже устареет. Причина – достаточно проста. Независимо от того, какое кровопролитие я описываю, с таким количеством стопроцентно американского оружия в нашем мире за событиями совершенно невозможно угнаться. Сплошь и рядом, несмотря на повсеместно сопровождающие массовые убийства заголовки, по теме почти ничего невозможно узнать.
На этой нашей планете Америка – император вооружений, пусть мы обычно и не ставим эти слова рядом. В этом нет никаких сомнений. Стопроцентно американские властные круги и лояльные им разрабатывающие, фабрикующие и продающие вооружения производители не имеют себе равных как в масштабах страны так и на международном уровне. Вы, несомненно, будете ошарашены и потрясены, узнав, что все пять крупнейших производителей оружия на планете – Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, Raytheon и General Dynamics – расположены в Соединённых Штатах.
Иначе говоря, мы – государство-убийца, машина массовых убийств, сосредоточие бойни. А как мы знаем с тех пор, как в августе 1945 года США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, будущее могло быть гораздо хуже. В конце концов, в горячечных мечтах как производителей оружия, так и планировщиков Пентагона уже давно в деталях сформирован образ будущей бойни планетарного масштаба, вплоть до применения новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) разработки Northrop Grumman, потратившей на её создание не менее 100 миллиардов долларов. Планируется, что каждая из этих будущих «идеальных разрушителей» будет «длиной с дорожку для боулинга», а ядерный заряд будет как минимум в 20 раз мощнее сброшенной на Хиросиму атомной бомбы. Когда-нибудь каждая такая ракета сможет пролетать 6000 миль и убивать сотни тысяч людей. (А ВВС планируют заказать их 600 единиц.)
К концу текущего десятилетия эта новая межконтинентальная баллистическая ракета должна присоединиться к не имеющему равных американскому ядерному арсеналу, насчитывающему – на данный момент – 3800 боеголовок . Держа это в уме, давайте вернёмся назад.
Есть винтовка – будут приключенияПрежде чем мы отправимся за границу или подробнее поррасуждаем об оружии, способном уничтожить планету (или, по крайней мере, человеческую жизнь на ней), давайте начнём прямо отсюда, из дома. В конце концов, мы живём в стране, граждане которой вооружены до очень нервных кончиков пальцев уму непостижимым количеством оружия самых передовых образцов. Цифры поражают. Ещё до того, как разразилась пандемия и закупки оружия взлетели до рекордных уровней – около 23 миллионов единиц (на 64% больше, чем в 2019 году) – сообщалось, что на руках у американских обывателей находилось почти 400 миллионов единиц огнестрельного оружия. Что в сумме составляет около 40% всего такого оружия в руках гражданских лиц во всем мире, или больше, чем в следующих 25 странах вместе взятых.
И если вас это не ошеломляет, обратите внимание, что образцы этого оружия, находящиеся в гражданском обороте, становятся все более военизированными и мощными; всё больше и больше на руках у населения оказывается полуавтоматических винтовок AR-15, а не .22s. И также имейте в виду, что с годами число погибших от этого оружия в этой стране стало ошеломляюще большим. Как недавно написал обозреватель New York Times Николас Кристоф :
«Только с 1975 года от огнестрельного оружия погибло больше американцев, включая самоубийства, убийства и несчастные случаи (более 1,5 миллиона человек), чем во всех войнах в истории Соединённых Штатов, начиная с Войны за Независимость. (около 1,4 миллиона)».
В детстве одна из моих любимых мной телепрограмм называлась «Есть винтовка – будут приключения» (Have Gun — Will Travel). Главный герой – до предела романтизированный вооружённый наемник с Дикого Запада, а заглавная песня фильма, до сих пор крутящаяся у меня в голове (где сейчас так много всего не работает), начиналась так:
«Винтовка в руках, тяга к приключениям – вот козырь мужчины.
Рыцаря без доспехов в дикой стране.
Скорострельная винтовка для найма ждёт зов ветра.
Солдат удачи – его имя Паладин».
Неисчислимое число сегодняшних американцев – ещё более жестокие подобия Паладина. Благодаря в значительной степени не регулируемой законодательно оружейной промышленности они вооружены как никакие другие граждане на планете, даже – с находящимися с солидным отставанием на втором месте – мирными жителями Йемена, страны, раздираемой бесконечной войной. Название этого телешоу сегодня может быть применимо ко всей нашей культуре, говорим ли мы о наших современных «паладинах», устраивающих «стрелковые шоу» по спа-салонам в Атланте; сетевом продовольственном магазине в г. Боулдере, штат Колорадо; офисе недвижимости в Оранже, Калифорния; минимаркете у автозаправки рядом с Балтимором; или в доме в Рок-Хилле, Южная Каролина.Помните, как Национальная стрелковая ассоциация постоянно защищала право американцев на хотя бы частичное владение оружием, упирая на охотничьи традиции этой страны? Что ж, в наши дни неимоверное число вооружённых до зубов американцев влилось в эту охотничью команду. Их охотничьи трофеи – не олени или даже волки и медведи-гризли, а заветные абсолютные трофеи – другие люди; а очень часто – они сами. (В 2020 году от огнестрельного оружия погибло не только рекордное количество американцев – почти 20 000, но ещё 24 000 использовали оружие для совершения самоубийства).
По мере повышения до заметного уровня вакцинации населения от Covid-19 и открытия всё большего числа общественных мест в стране первые массовые публичные убийства периода пандемии (определяемые как четыре или более смертей в общественном месте) – в Атланте и Боулдере – вышли в топ новостей. Однако мысль о том, что благодаря пандемии Covid-19 стремление американцев использовать оружие с целью убийства сколько-то уменьшилось или даже на короткое время сошло на нет, оказалась чистой фантастикой.
Пока было закрыто множество общественных мест – вроде школ – или их посещение и в самом ограничивалось, при использовании в качестве точки измерения не массовых публичных убийств, а массовых расстрелов (определяемых как четыре или более раненых или убитых), год пандемии 2020-й принёс рекордные 12 месяцев вооружённого хаоса. Фактически количество массовых расстрелов увеличилось на 47%. Как рассказали в USA Today :
«В 2020 году в Соединённых Штатах сообщалось о 611 случаях массовых расстрелов, которые привели к 513 смертям и 2543 травмам. В 2019 году произошло 417 массовых расстрелов, итог – 465 погибших и 1707 раненых».
Кроме того, согласно основанным на данных ФБР прогнозам, на тот же год пришлось на 4000-5000 убийств с применением огнестрельного оружия больше, чем обычно, в основном в цветных сообществах кварталов городов с беднеющим населением.
За первые 73 дня президентства Джо Байдена произошло пять случаев массовых расстрелов и более 10 000 смертей от огнестрельного оружия. В эпоху Covid-19 это стало моделью, которую «самая исключительная» нация в мире (как американские политики обеих партий любят называть эту страну) установила для остальной части планеты. Другими словами, на данный момент в 2020 и 2021 годах в Америке случилось две пандемии: Covid-19 и стрельбы.
И хотя степень вооружённости наших граждан и происходящее побоище, безусловно, привлекает внимание – президент Байден совсем недавно назвал это «потерей лица перед международным сообществом» – вот что удивляет: когда сообщают о таком разгуле убийств и об оружейной промышленности, которая его разжигает, немногие в стране думают включать в статистику смерти и другие травмы, за которые несут ответственность американские военные в «вечных войнах» этого века за пределами наших собственных границ. Также не принимаются во внимание массовые поставки и продажи оружия Соединёнными Штатами в другие страны, что достаточно часто приводит к тем же результатам. Другими словами, полная картина всеамериканской бойни, так сказать, пропала без вести.
Спекулятивная скупка оружейного рынка
На деле на международном уровне, когда дело касается этой страны и вооружений, ситуация не менее ошеломляющая. Как и в случае с вооруженными гражданами его страны, когда дело доходит до вооружения других стран, Вашингтону нет равных. Это популярный торговец оружием во многих странах мира. Да, американская оружейная промышленность, которая производит все эти винтовки для этой страны, также продаёт их в большом количестве за границу, и в годы правления Трампа такие продажи было легче осуществить (как и продажу беспилотных летательных аппаратов Соединёнными Штатами «менее стабильным правительствам»). Когда дело доходит до полуавтоматического оружия вроде AR-15 или даже гранат и огнемётов, производителям оружия этой страны больше не нужна Лицензия Госдепартамента, которую гораздо проще получить от Министерства торговли, на осуществление таких продаж, даже особенно агрессивным странам. В результате – только один пример! – экспорт полуавтоматических пистолетов за границу в 2020 году вырос на 148%.Но в особенности меня впечатляют дорогостоящие «изделия», которые наши пять ведущих фирм военно-промышленного комплекса постоянно производят. Что касается продаж помимо прочего реактивных истребителей, таких как F-16 и F-35 , танков и другой бронетехники, подводных лодок (а также противолодочного вооружения), разрушительных бомб и ракет, так мы заставляем глотать пыль наших « почти равных» конкурентов, а также наших союзников-оружейников. Вашингтон – крупнейший поставщик в 20 из 40 крупнейших импортёров вооружений на планете.
В том, что касается поставок боевого вооружения, США исторически опережают всех своих конкурентов, особенно на раздираемом войной и опустошённом Ближнем Востоке. Там с 2015 по 2019 год он поглотил почти половину рынка вооружений. Неудивительно, что Саудовская Аравия стала его крупнейшим заказчиком, что, конечно, только усилило жестокую гражданскую войну в Йемене, где американское оружие принесло гибель тысячам мирных жителей . Как писал в те годы эксперт Пентагона Уильям Хартунг, поставки американского оружия в этот регион в сумме «почти в три раза превышали объёмы поставок российских вооружений в страны БВСА (Ближнего Востока и Северной Африки), в пять раз превышали объёмы французских поставок, в 10 раз превышали объёмы экспорта Соединённого Королевства и в 16 раз – Китая». (И достаточно часто, как в Ираке и Йемене, в конечном итоге часть этого оружия попадает в руки тех, кто борется с Соединёнными Штатами).
Фактически в 2020 году продажи оружия этой страной за рубеж выросли ещё на 2,8% до 178 миллиардов долларов. В настоящее время Соединённые Штаты поставляют оружие не менее чем в 96 стран и контролируют 37% мирового рынка вооружений (к примеру, одна только фирма Lockheed Martin в 2018 году получила на таких продажах 47,2 $ млрд., опередив четырёх следующих американских оружейных гигантов и оставив на шестом месте британскую оборонно-промышленную фирму BAE).
Это остаётся измерением грядущего хаоса, международной вариантом всплеска продаж оружия внутри страны и связанных с этим убийств. В конце концов, за эти годы количество смертей из-за американского оружия разительно выросло в таких странах, как Афганистан и Йемен. И ещё один пример: оружие, боеприпасы и снаряжение, проданные или переданные жестокому режиму Родриго Дутерте для филиппинских вооружённых сил и полиции, обычно приводили к смертям (особенно в его «войне с наркотиками»), число которых никто не подсчитывает.
И тем не менее, даже в сочетании со смертями здесь, у себя дома, вся эта вакханалия применения оружия вряд ли дотягивается до полного рекорда, когда речь идёт о США как о глобальной машине массового убийства.
Вдали от домаКак-никак у этой страны есть исторические 800 или около того военных баз по всему миру и почти 200 000 военнослужащих, размещенных за границей ( около 60 000 только на Ближнем Востоке). А ещё есть программа убийств с помощью беспилотников, действие которой простирается от Афганистана через весь Большой Ближний Восток до Африки; серия «вечных войн» и связанных с ними конфликтов на том же самом пространстве; военно-морской флот с авианосными оперативными ударными соединениями, патрулирующими открытое море. Другими словами, в этом столетии на счету у этой страны большей частью неисчислимое, но значительное количество убитых и раненых. Или, другими словами, был задействован механизм массовых расстрелов за границей.
И там, в отличие от самих Соединённых Штатов, нет возможности озвучить данные о погибших. В качестве одного примера, в рамках неоценённого проекта «Цена войны» Университета Брауна подсчитано, что с начала вторжения в Афганистан в 2001 году до конца 2019 года в развязанной Вашингтоном войне с терроризмом в Афганистане, Ираке, Пакистане, Йемене и других странах погибло 801 000 человек, и едва ли не 40% из них – гражданские лица. Конечно, далеко не все они были убиты военными США. Фактически, некоторые были даже американскими солдатами и контрактниками. Тем не менее, цифры явно внушительные. (Возьмём лишь один очень конкретный пример: с декабря 2001 г. по декабрь 2013 г. в TomDispatch я подсчитывал гражданские свадьбы, уничтоженные ВВС США в Афганистане, Ираке и Йемене. Я отыскал восемь хорошо задокументированных эпизодов, в которых погибло почти 300 человек, включая невест, женихов, музыкантов и приглашённых.)
Сходным образом в декабре прошлого года Нета Кроуфорд из проекта «Цена войны» опубликовала отчёт о росте числа афганских мирных жителей, погибших от американских авиа-ударов в годы правления Трампа. Она выяснила, что в 2019 году, например, «в результате авиа-налёта погибло 700 мирных жителей – больше мирных жителей, чем в любой другой год с момента начала войны». В целом задокументированные погибшие мирные жители в результате американских воздушных ударов в годы войны исчисляются многими тысячами, а раненых – ещё больше. (Конечно же, эти цифры не включают погибших в результате ударов афганской авиации с помощью самолётов, поставленных США.) И заметьте, это просто мирные жители, которых ошибочно принимают за талибов или других бойцов противника.
Точно так же тысячи мирных жителей были убиты американскими воздушными ударами по остальной части Большого Ближнего Востока и Северной Африки. Бюро журналистских расследований, где в течение многих лет отслеживали за ударами беспилотников США, подсчитало, что к 2019 году в Афганистане, Пакистане, Сомали и Йемене в результате таких атак погибло «от 8 500 до 12 000 человек, в том числе 1700 гражданских, 400 из которых были детьми».
И это, конечно, только начало подсчёта погибших в развязанных Америкой конфликтах этой эпохи. Или, если вдуматься, в этом веке американские военные были чем-то вроде «глобального паладина». Его девизом, очевидно, может быть лозунг «есть винтовка – будут приключения», и его подразделения и те, кто с ним связан (а часто снабжён американским оружием), несомненно, убили неимоверное количество людей в конфликтах, которые опустошили сообщества на значительной части планеты, согнав с места примерно 37 миллионов человек .
А теперь вернёмся к застреленным в этой стране американцам, и задумаемся обо всём этом как о цельном военизированном хорошо сотканном полотне, единой американской оружейной культуре, охватывающей весь земной шар, и как о трехчастной машине убийств первого порядка. Хотя здесь в новостях иногда и могут доминировать массовые расстрелы и публичные убийства, полное понимание ущерба, нанесённого военизацией нашей культуры, редко попадает в фокус внимания. Когда такое происходит, Соединённые Штаты выглядят центром кровопролития.
Или, как заканчивается песня из фильма-вестерна «Есть винтовка – будут приключения»:
«Паладин, Паладин,
Где ты бродишь?
Паладин, Паладин,
Далеко, далеко от дома».Далеко, далеко от дома – и близко, так близко от дома – и в самом деле...