Я предлагаю углубиться в оценку ситуации китайской стороной. Особый интерес представляют статьи на сайте популярного китайского мессенджера WeChat, рассчитанные на рядовых китайцев, естественно, на китайском языке. Первая статья называется "США должны изменить свое Высокомерие и властное поведение".
В ней указывалось, что на тот момент только начавшиеся переговоры между представителями Китая и США являются не только возможностью для личных контактов и диалога между странами, но и возможностью избежать серьезной конфронтации: "Китай и США имеют разные интересы, борьба будет острой и другого варианта не предвидится. Вашингтон должен оценить ситуацию и признать это".
В статье указывается, что Китай всегда исходил из добрых намерений в китайско-американских отношениях. С приходом президента Дональда Трампа всё принципиально изменилось, а президент Джо Байден хоть немного и изменил риторику в отношении Китая, однако, действия США напротив стали "более коварными и хитрыми, методы запугивания, ухаживания за Азиатско-тихоокеанскими и европейскими союзниками Америки и попытки побудить других присоединиться к международному стратегическому альянсу США против Китая стали более порочными".
Антикитайская политика США в Азии изначально провальна, пишут авторы статьи. В связи с тем, что предполагаемые партнеры находятся очень далеко, а сами США не слишком популярны в регионе.
Для иллюстрации приводится статья в Asia Times "Проснись, Америка: Мир не настолько в тебя и влюблен!", где указывается, что США проиграли борьбу за "Северный поток - 2", бегут из Афганистана и Ирака, утратили ведущие позиции в области передовых технологий, в частности, в области 5G и, даже европейцы с отвращением смотрят на американскую версию культурной революции Мао, когда “проснувшийся” эквивалент хунвейбинов проводит сеансы самокритики, чтобы получить признания в расизме, гомофобии и тому подобное.
На первых переговорах в Анкоридже США изначально пытались доминировать и подавлять Китай, но получили решительный отпор, говорится в статье: "Отношения между Китаем и США сильно изменились, и маловероятно, что ветер и волны утихнут, если Вашингтон не исправит свои злые дела и не станет Буддой. Однако Вашингтон этого не исправит ни в прошлом, ни сейчас, ни в будущем, и только в тот день, когда Соединенные Штаты полностью проиграют, они признают свое поражение".
Авторы материала не оставили без внимания то, что заместитель госсекретаря Шерман ранее посетила Японию, Южную Корею, Монголию, и в ходе визитов пригрозила, что США ответят на действия, которые угрожают им и их союзникам или партнерам в Южно-Китайском море и Тайване:
"Соединенные Штаты провоцируют разногласия, дезинформируют и дискредитируют Китай, даже провоцируют угрозы территориальной целостности, национальному суверенитету и безопасности Китая, постоянно топчут “красные линии" - основные интересы Китая, которые давно очерчены, в попытке помешать законному развитию Китая. В такой удручающей ситуации как могут быть стабильны китайско-американские отношения?".
В заключении статьи говорится, что сегодняшний Китай больше не является бедным и слабым, и не находится под негативным влиянием иностранных государств. Китай не только обладает растущей силой, но и имеет моральную привлекательность, в отличие от США с их военными авантюрами. США не могут не быть жесткими потому, что время и общая ситуация больше не на их стороне.
"Однако, если американская сторона продолжит говорить с так называемой позиции силы, продолжит упорно придерживаться мышления холодной войны, игр с нулевой суммой и идеологических предрассудков, а также продолжит придерживаться антикитайских позиций и настроений, то это ни к чему не приведет", - пишут авторы и поэтому советуют Шерман "распрямить ум, исправить свое поведение, и не быть самодовольной и снисходительной".
Наибольший интерес представляет статья по итогам всего визита Уэнди Шерман. Она называется "Три крайние линии” Китая в китайско-американских отношениях". В самом начале данного материала указывается, что переговоры в Тяньцзине закончились для Шерман без ожидаемых результатов, поскольку Китай уже давно дал понять, что невозможно вести диалог с Китаем исходя из позиции “учителя”.
В публикации говорится о том, что хотя и Китай, и США обнародовали информацию о жесткой конфронтации до, во время и после переговоров, итоговое заявление и оценка была примерно той же, как и после переговоров в Анкоридже, то есть обе стороны заявили, что переговоры были откровенными, глубокими, конструктивными и полезными.
Однако заместитель МИД Китая Се Фэн отметил на встрече с Шерман, что трехсторонний подход США ”конкуренция, сотрудничество и конфронтация является “прикрытием” для сдерживания Китая.
"Конфронтация и сдерживание – суть, сотрудничество – это временная мера, конкуренция – дискурсивная ловушка. США просят сотрудничества, когда они нуждаются в Китае. Блокируют и вводят санкции против Китая в тех сферах, где у него есть преимущества, любой ценой поддерживая конфликт и конфронтацию, чтобы подавить Китай.
Похоже, что США думают только о решении тех проблем, которые им важны, о получении желаемых ими результатов и извлечении односторонней выгоды. Совершают дурные дела и ожидают хороших результатов. Как такое вообще возможно?" - заявил Се Фэн.
Авторы статьи пишут, что Вашингтон всегда самоуверен, позволяя говорить с Китаем “с позиции силы”, однако китайцы никогда не купятся на это. В ходе переговоров Се Фэн заявил, что никто не должен недооценивать решимость, твердую волю и способность китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность: "Это мощное заявление, сказанное четко, является еще одним серьезным предупреждением Соединенным Штатам, что Вашингтон должен изменить свой курс!".
В статье указывается, что Се Фэн также представил США два списка претензий, один из 16, а второй из 10 пунктов. Администрация Байдена должна отнестись к этому крайне серьезно, ответить рационально, иначе китайско-американские отношения не улучшатся.
Авторы статьи задаются вопросом: "Если эти проблемы, вызванные США, не будут разрешены, то о чем же тогда следует вести диалог между Китаем и США?" и дают совет Джо Байдену: "оценить ситуацию, проявить мужество, здравый смысл и правильно выстроить китайско-американские отношения, иначе США могут только напрашиваться на неприятности".
Также, в публикации откровенно высмеивается попытка США выстроить антикитайский альянс в так называемом Индо-Тихоокеанском регионе. По мнению авторов, страны региона не пойдут за Штатами, так как это противоречит их собственным интересам. Визиты главы Госдепа Энтони Блинкена в Индию, главы Пентагона Ллойда Остина в Сингапур, Вьетнам и Филиппины, пройдут впустую и не приведут к созданию антикитайского альянса.
Далее, Уэнди Шерман дается совет донести до руководства США три крайние линии в американо-китайских отношениях, озвученные министром иностранных дел Ван И, для того, чтобы взаимоотношения двух стран "не вышли из под контроля".
Во-первых, Соединенные Штаты не должны бросать вызов, очернять или даже пытаться опорочить путь и систему социализма с китайской спецификой. Во-вторых, Соединенные Штаты не должны пытаться прервать или даже тормозить процесс развития Китая. "Так как модернизация - это не американская диктатура".
В-третьих, Соединенные Штаты не должны посягать на национальный суверенитет Китая, а тем более подрывать его территориальную целостность. "Мы настоятельно призываем американскую сторону соблюдать свои обязательства и действовать осторожно в отношении Тайваня. Китай имеет право использовать любые средства в этом вопросе", – пишут авторы.
Статья заканчивается словами о том, что эпоха попыток США запугать Китай давно миновала. Если США и дальше будут неоправданно проецировать на Китай образ врага, Китай сможет дать лишь решительно отпор. "Вашингтонским властям, следует не допускать стратегических ошибок!".
Таким образом, если смотреть на прошедшие переговоры с точки зрения китайской стороны, то они имели значение куда большее, чем скандальные переговоры в Анкоридже. В этот раз Китай выдвинул США ультиматум и потребовал от него изменить свой курс, в противном случае отношения "выйдут из-под контроля". Действительно ли это ультиматум, или лишь "последнее китайское предупреждение", рассчитанное на внутреннюю аудиторию, мы узнаем в ближайшие месяцы.