Польша судит, да судима будет
Евросоюз грозит Варшаве санкциями за неуважение общеевропейских норм.
Кризис в отношениях Варшавы и Брюсселя стремительно набирает обороты. В пятницу польский министр юстиции (и одновременно генпрокурор) Збигнев Жёбро в интервью газете Rzeczpospolita поднял вопрос о целесообразности дальнейшего членства республики в ЕС. В частности, он заявил, что Польша не обязана состоять в союзе «любой ценой». Министр обвинил Брюссель в «незаконном шантаже», «осуществляемом Судом ЕС», и подчеркнул: политика уступок союзу больше не эффективна и приведет «к постепенной утрате» польского суверенитета. Правда, он оговорился, что выступает не от имени правительства.
Господин Жёбро — лидер правой партии «Объединенная Польша», находящейся в союзе с правящей политической силой «Право и справедливость» (ПиС). Он также один из главных инициаторов масштабной реформы судебной системы, которую консерваторы запустили в 2017 году, через два года после прихода к власти. Польское руководство объясняло необходимость преобразований медлительностью и низкой эффективностью польских судов. Оппозиция же с самого начала усмотрела в шагах властей попытку целиком подчинить себе судебную систему и «похоронить демократию».
Ключевые разногласия связаны с деятельностью Дисциплинарной палаты — подразделения, созданного в структуре Верховного суда.
Этот орган призван рассматривать дисциплинарные проступки судей Верховного суда и выступать апелляционной инстанцией в аналогичных делах, касающихся прокуроров, адвокатов, нотариусов и других судей. Назначать членов Дисциплинарной палаты был уполномочен Национальный совет судопроизводства, состав которого почти полностью обновили незадолго до начала работы палаты в 2018 году. Немалой критикой был встречен и закон о снижении возраста выхода на пенсию судей, который польское правительство оправдывало необходимостью избавиться от тех, кто начал карьеру при коммунистическом режиме. Фактически речь шла об отставке всех членов Верховного суда — кроме тех, чьи полномочия продлили бы «в ручном порядке».
Все это спровоцировало серьезный конфликт с Брюсселем. В июле 2017 года, когда польский парламент под крики «Позор!» принял закон о реорганизации Верховного суда, Еврокомиссия потребовала отменить реформу из-за угрозы ее «значительного негативного влияния на независимость правосудия». Но требования были проигнорированы. Летом 2019 года Суд ЕС постановил, что закон о пенсионном возрасте судей нарушает европейские нормы. А в апреле 2020 года Суд Евросоюза обязал Польшу «немедленно приостановить» действие всех положений законодательства, касающихся работы Дисциплинарной палаты. Тогда же этот орган объявил о намерении оспорить решение Суда ЕС в Конституционном суде Польши.
Новый виток кризиса начался в марте этого года. Тогда премьер Польши Матеуш Моравецкий обратился в Конституционный суд с 129-страничным запросом, чтобы тот определил, какое право приоритетней в республике — европейское или национальное. Ответ суд фактически уже дал. 14 апреля он счел необязательным исполнение польскими властями решения Суда ЕС по Дисциплинарной палате, указав: нормы, на которые опирались судьи при принятии решения, «не соответствуют конституции Польши и не имеют приоритета над ней».
Такие шаги Варшавы, ставящие под сомнения ключевые положения договора о ЕС, возмутили Брюссель. Еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс в интервью Financial Times пообещал дать решительный отпор действиям государств-членов, которые «могут разрушить сам союз», вызвав «побочные эффекты» в других странах.
15 июля Еврокомиссия выразила «глубокую озабоченность» действиями Польши и напомнила о том, что право ЕС превалирует над национальным.
Отметим, что это далеко не первый серьезный конфликт между ЕС и Польшей. Например, в 2015 году Варшава отказалась придерживаться квот ЕС по приему мигрантов. Противоречия вызывают и другие вопросы, касающиеся ценностей. Так, в ЕС жестко раскритиковали решение об ограничении права на аборты, принятое Конституционным судом Польши в октябре 2020 года. Постоянное возмущение Брюсселя вызывает и политика польского правительства в отношении сексуальных меньшинств, например, введение «зон, свободных от ЛГБТ», в некоторых польских регионах.
Ссылка