Другой важный фактор, который может позитивно отразиться на благосостоянии макрорегиона — развитие современных высокотехнологичных и экологичных производств, которые будут выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки сырья. Как предполагают аналитики, ориентирование на данную модель производства должно будет снизить технологическую зависимость от импорта и сохранит экологию. Кроме того, развитие производства увеличит количество рабочих и станет стимулом для развития смежных отраслей и роста доходов населения. Также изменения создадут хороший инвестиционный фон. Это играет немаловажную роль, если учитывать, что инвестиции в продукцию с высокой добавленной стоимостью дают самый высокий мультипликатор роста реального ВВП с коэффициентом 2–3, тогда как сырьевые проекты – около 1. Здесь стоит отметить, что не все компании уже перешли к новой модели более экологичного производства.
Инвестиции в проекты органического развития приводят к созданию продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это должно улучшить конкурентоспособность российской продукции, создать новые рабочие места, а также потенциально мультиплицироваться на смежные отрасли. При этом некоторые компании, в частности «Норильский никель», все еще придерживаются прежней сырьевой модели развития. А переход к производству продукции с высокой добавленной стоимость мог бы благоприятно сказаться на корпорации: это позволило бы увеличить операционный доход минимум в 1,5 раза, обеспечить прочное лидерство России на растущих высокотехнологичных рынках.
Реализовать инновационное производство можно будет рамках новых центров экономического роста – кластеров, объединяющих производственный, научный и транспортно-логистический потенциал. Среди таких возможных центров, Абакано-Минусинский район. Район расположен невдалеке от крупных агломераций, в нем есть базовая инфраструктура, а также открытый доступ к ведущим промышленным и научно-техническим центрам Сибири.
С точки зрения экологии высок потенциал возобновляемых и безуглеродных источников энергии.
Кластеры потенциально могут решить проблемы и других регионов. К примеру, в Красноярском крае наблюдается недостаток трудовых ресурсов в удаленных северных районах региона, а также отток из края квалифицированных и амбициозных специалистов. Кроме того, регион развит непропорционально из-за чего, весь промышленный потенциал расположен на Севере края, а социальная инфраструктура требует модернизации. Кластеры должны будут устранить исторические диспропорции и создать новые точки роста. Исследователи предлагают решить проблему условий проживания, переселением персонала и членов их семей на юг Красноярского края и переход на вахтовый метод работы.
«Транссиб 2.0»
Главным рычагом для развития региона должно стать улучшение транспортной инфраструктуры макрорегиона. Эксперты предполагают, что в Сибири может быть сформирована международная транспортная сеть, соединяющая страны Востока и Запада. Нововведение сможет оптимизировать транспортные потоки между странами, а также обеспечит высокое качество логистических услуг в России. Среди потенциальных проектов в этом направлении создание «Нового шелкового пути» (транспортный коридор между 30 странами), а также установление железнодорожного сообщения с Индией.
Как считают аналитики, активировать ресурсы Ангаро-Енисейского макрорегиона поможет модернизация Транссибирской магистрали и создание на ней логистических центров — буквально создание «Транссиба 2.0». Сейчас общая протяженность участков с критическим уровнем загрузки (более 90%) на маршруте составляет более половины пути. Авторы проекта «Транссиб 2.0» предлагают строительство инфраструктуры для движения ускоренных контейнерных поездов, сооружение современных логистических центров на всей протяженности пути и созданием не менее десяти новых особых экономических зон (реализация с 2021-2023 годов). Для создания и эксплуатации инфраструктуры будет необходимо создание нового логистического оператора, обслуживающего особые экономические зоны по модели 4PL. Кроме того, авторы проекта предлагают увеличить использование локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) в качестве альтернативы электрификации БАМа.
В случае реализации, проект «Транссиб 2.0» сможет обеспечить пропускную способности для грузов с высокой добавленной стоимостью и контейнерных поездов.
Использование новых технологий смогут гарантировать доставку грузов за 4 суток от границы с Китаем до границы с Белоруссией и примерно за 7 суток между Пекином и Берлином. Доставка грузов с Урала и Сибири до портов сократится до 2 суток, а перевозка пассажиров между крупными региональными центрами будет занимать от трех до пяти часов. Модернизация Транссибирской магистрали приведет к увеличит транзитный поток между ЕС и КНР через Россию в 4 раза до 2 млн ДФЭ.
Среди масштабных следствий инициативы: улучшение стратегического положения России на международной арене, ускорение газификации регионов, а также рост потенциала промышленности в труднодоступных регионах. Стоимость проекта 1 326 млрд. рублей без учета НДС.
Особые экономические зоны
Согласно проекту, особые экономические зоны предполагается создавать в регионах, которые будут получать наибольшую выгоду от «Трансссиба 2.0». Создание специальных экономических условий сможет привлечь инвесторов, занятых в сфере глубокой переработки сырья и ориентированных на поставки в другие регионы страны и на экспорт. За 15 лет ОЭЗ смогут суммарно увеличить экспорт на 1,2 млн ДФЭ, при условии что производство будет наполовину ориентировано на экспорт. При этом особые экономические зоны не только будут привлекать инвесторов, но и сами по себе станут крупными производственно-логистическими центрами для транспортировки сырья и материалов, а также готовой продукции в другие регионы страны и на экспорт.
Согласно проекту, типовая структура ОЭЗ будет включать в себя: транспортно-логистический центр; производственные площадки; административные корпуса управляющей компании; инженерные сооружения.
Для функционирования центов авторы проекта хотят использовать «лучшие практики» законодательства для развития территорий. В частности, будет создана экосистема для бизнеса, а все вопросы будут предполагают решать по системе «одного окна», когда инвестор по всем вопросам взаимодействует только с одной административной инстанцией. Усиленный «входной контроль» (проверка соответствия проекта установленным требованиям) обеспечит для инвесторов мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в течение 10-15 лет. Облегчит ведение бизнеса также упрощение таможенного администрирования в экономической зоне. Для резидентов будет предоставлять ускоренное возмещение НДС и стимулы по имущественным налогам. Кроме того, компании-резиденты смогут получить беспрепятственный доступ к закупкам сырья для переработки на внутреннем рынке и по внутренним ценам.
Как это будет реализовано
Авторы проекта, считают что потенциально «Транссиб 2.0» может стать самым экологически «чистым» проектом в мире, кроме того, за десять лет вполне может дать российской экономике более 5,5 трлн руб. прироста добавленной стоимости и 1,2 трлн дополнительных доходов в федеральный бюджет. Создание экономических зон в свою очередь к 2035 обеспечит производство продукции высоких переделов на сумму более 300 млрд руб. в год, а также сможет привлечь до 1 трлн руб. внебюджетных инвестиций.
Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры и управления на новых территориях с особыми условиями развития, авторы проекта предлагают создать отдельную от ОАО «РЖД» единую управляющую компании. Уход от «РЖД» должен обеспечить рост конкуренции и эффективность перевозок.
Новая компания должна будет выступить концессионером при строительстве новой инфраструктуры, ее владельцем и оператором железнодорожных перевозок на маршруте. Компания будет также выполнять ряд функций на разных этапах строительства и эксплуатации нового пути от экспертизы проектной документации и организации, до управление подвижным составом на маршруте «Транссиб 2.0». Кроме того, компании придется управлять новыми экономическими зонами.
Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры также потребуется заключение концессионного соглашения с Единой управляющей компанией. Согласно предварительным оценкам, в случае заключения такого соглашения пул заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минтранс, Минэкономразвития, Росжелдор, Росимущество и др.) будет обязан выполнять ряд обязательств. В частности, предоставить управляющей компании необходимые земельные участки; согласовать строительство, утверждать документы о переводе земель из одной категории в другую, а также документации по планировке территории на основании таких документов и др. Также, согласно документу, единая управляющая компания будет владеть новой инфраструктурой 99 лет.
В чем проблема
Несмотря на широкие перспективы развития, авторы проекта отмечают, что предпринимаемые усилия для развития Ангаро-Енисейского макрорегиона недостаточны. Работу существенно тормозит отсутствие стратегического планирования. Как указывают аналитики, более чем два года с момента принятия Стратегии пространственного развития РФ стратегия округа не разработана, а основные усилия по реализации ключевых проектов связаны только с КИП «Енисейская Сибирь».
Проблемой является отсутствие единого центра принятия решений по вопросам развития макрорегиона: на данный момент они находятся в ведении широкого круга госструктур разного уровня. Для реализации проекта необходима разработка средне- и долгосрочной Стратегии развития макрорегиона, а также тщательный мониторинг ее реализации. Среди других требований: изменение системы управления макрорегионом, установление четкой иерархии целей и задач, а также индикаторов их достижения, возложение ответственности региональных властей за достижение этих целей, а также обсуждение стратегии и результатов ее исполнения с представителями региональных властей, бизнеса, экспертов, общественности.
Авторы доклада предлагают создать единый центр управления развития округом, ядром которого является Корпорация развития макрорегиона, которая могла бы поддерживать взаимодействие с органами управления, институтами, участвующими в развитии макрорегиона, и инвесторами.
Ускорить формирование нового экономического центра в Сибири, помимо уже упомянутых строительства «Транссиба 2.0» и создания особых экономических зон, также могли предоставление государственных гарантий для инвесторов и активизация работы институтов развития в макрорегионе. Кроме того, сработало бы и предоставление стимулов для привлечения населения в макрорегион, а также создание условий для переезда молодых специалистов, равно как и формирование там комфортной среды проживания, ведь главная цель «Русского ковчега» — это люди.