С другой стороны, если посмотреть на ситуацию со стороны, то в теории возможность строительства стации имеет место. У страны есть средства доставки на орбиту как модулей будущей станции, так и космонавтов на борт РОСС.
Какой именно будет новая станция? Вкратце – она станет чем-то наподобие упомянутого выше «Мира». Высота орбиты станции составит от 300 до 350 км. По данным из открытых источников, на первом этапе РОСС будет состоять из нескольких модулей: научно-энергетического модуля; модифицированного узлового модуля «Причал»; базового модуля и шлюзового модуля.
Первый этап рассчитан примерно до 2030 года. Второй (2030-2035 годы) предполагает запуск ещё нескольких модулей, а именно — целевого, целевого производственного модуля и платформы обслуживания космических аппаратов.
Основным компонентом будущей станции станет то, что сейчас знают как научно-энергетический модуль или НЭМ. На его плечи ложится важная миссия: он должен стать центром управления станцией, а также поддерживать жизнь и здоровье космонавтов. Изначально НЭМ хотели ввести в состав МКС в 2025 году. Теперь изделие придётся несколько доработать для новой станции.
Модуль НЭМ довольно крупный: его масса составит чуть больше 20 т. Объём герметичного отсека модуля — 92 м³. Для сравнения, гермообъём модуля «Звезда» — 89,3 м³.
У НЭМ есть одна важная особенность: он имеет лишь один стыковочный узел. Корму занимает негерметичная часть модуля, где, в частности, находятся солнечные батареи. Поэтому настоящее рождение станции произойдёт лишь после присоединения к ней узлового модуля.
Предполагается, что он получит шесть стыковочных узлов, которые можно будет применять для самых разных целей. Центральный узловой модуль позволит по необходимости заменить любой другой: это очень важно, ведь ситуации могут быть самые разные (в том числе требующие немедленных и решительных мер).
Важный элемент станции — шлюзовой модуль. Именно он позволит космонавтам выходить в открытый космос. Одной из его особенностей должно стать наличие сразу двух шлюзов, что будет своего рода подстраховкой на случай непредвиденной ситуации.
Касательно других составных с уверенностью пока что судить сложно. Раньше планировали доставить к станции коммерческий модуль, который вмещал бы четырех туристов. Его хотели снабдить двумя крупными иллюминаторами, чтобы сделать пребывание там людей более комфортным.
В любом случае к моменту начала практической реализации проекта многое может измениться, хотя принципиальные решения, такие как выбор первого модуля, насколько можно судить, уже приняты.
Корабли и ракеты
В России в последнее время часто говорят о новых ракетах и космических кораблях. Так, страна продолжает работу над сверхтяжелым «Енисеем», который, появись сейчас, стал бы самой мощной ракетой из существующих (пока первое место занимает Falcon Heavy от SpaceX). Кроме того, активно ведут работы над новым пилотируемым космическим кораблём, который многие знают под именем «Орел» или «Федерация», а также его уменьшенной версией «Орленок».
При этом даже имеющихся технических средств должно хватить для реализации задуманного. Запускать модули для станции можно при помощи новой ракеты тяжелого класса «Ангара-А5», способной вывести на низкую опорную орбиту почти 25 т. В будущем появятся её более мощные версии — «Ангара-А5М» и «Ангара-А5В», имеющие грузоподъёмность в районе 25 и 38 т соответственно. Космонавтов на станцию можно доставлять на корабле «Союз МС», который хоть морально и устарел, но продолжает оставаться надёжным средством доставки.
Наука или престиж страны?
Согласно заявлению Дмитрия Рогозина, большую часть экспериментов на станции будут производить в условиях открытого космоса, а основная полезная нагрузка будет находиться на внешнем борту. В теории это несколько повышает научную ценность РОСС, однако наука как таковая имеет для проекта глубоко второстепенное значение.
В своё время американский профессор Роберт Парк (Robert Park) заявил, что большая часть запланированных на МКС научных исследований не имеет для науки первостепенной важности, а для имитации условий МКС можно использовать искусственную невесомость. Роберт Парк — не единственный критик МКС. Других смущала цена программы, которая уже давно перевалила за $150 млрд.
Но если орбитальные станции это «прошлый век», зачем тогда американцы и их союзники создают Gateway? На самом деле здесь всё несколько сложней. Gateway станет элементом масштабной программы «Артемида», направленной на высадку астронавтов на Луне и создание там постоянно действующей базы. В теории это можно сделать и без Gateway, но пока станцию видят важным элементом программы. Она будет выступать своего рода перевалочным пунктом: то есть условными «воротами», ведущими на поверхность Луны.
В теории у России есть свой ответ. Пока рано судить, что из этого получится, но в Роскосмосе хотят исследовать Луну вместе с КНР, создав там обитаемую базу.
«Тем самым мы обоюдными усилиями содействуем продвижению прогресса человечества в области аэрокосмических технологий и социально-экономического развития.»— прокомментировали недавно ситуацию в Китайском национальном космическом управлении.
Якобы уже есть понимание того, с чего начинать. Как заявили на презентации на Дне китайского космоса в Нанкине, первый этап — «разведывательный» — осуществят к 2025 году. Со стороны России будут представлены посадочные беспилотные станции «Луна-25» и «Луна-27», а также орбитальная «Луна-26». Со стороны Китая — станции «Чанъэ-6» и «Чанъэ-7».
Сама по себе инициатива совместной базы не такая уж и плохая, но как этот «мега-проект» реализовать вместе со станцией РОСС, которая к тому же предназначена для совсем других целей — большой вопрос. Уже сейчас ясно, что каждая из программ потребует огромных средств и невероятных усилий всей космической индустрии.