Шойгу назвали преемником Путина
Эксперты оценивают шансы министра обороны встать во главе России после 2024 года
Кто будет президентом России в 2024 году? Этот вопрос не дает спокойно спать российским политикам и политологам. Чаще всего в последние время звучит фамилия Шойгу. Стоило только министру обороны высказать пару смелых идей не по профилю его ведомства, как его записали в преемники Путина.
Но зато какие это были идеи! Строительство новых городов-миллионников в удаленных районах Сибири, борьба с моральным разложением общества — это же практически программные заявления, для реализации которых требуются консолидация всех конструктивных сил, финансовые вливания и — пост, который позволяет принимать соответствующие решения.
Из политиков одним из первых мнение, что Шойгу — преемник Путина, озвучил бывший депутат Госдумы, а ныне оппозиционер Геннадий Гудков. Можно не сомневаться, следом подтянутся и остальные деятели. Тем более, что многие партийные лидеры к Сергею Кужугетовичу относятся с уважением.
Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, комментируя заявление Шойгу об опасности разложения российского общества, сказал, что если министр обороны, являющийся одним из руководителей страны, «это [разложение] осознает, это делает ему честь, с одной стороны, с другой — обязывает принять все меры, чтобы это разложение прекратить».
ЛДПР вообще начала предвыборную агитацию в Ленинградской области с рекламы Шойгу. Партия разместила плакат с портретом министра обороны и цитатой Владимира Жириновского: «Есть, конечно, у Шойгу огромный опыт и знание всей страны. Честность. Чистота». Интересно, давал ли министр разрешение на использование своего образа для рекламы конкурирующей партии? Или со сторон ЛДПР это был превентивный реверанс, выражение почтительности, так сказать?
Впрочем, сейчас гадать, станет ли Шойгу преемником или нет, занятие из разряда «ткни пальцем в небо, авось угадаешь».
— Шойгу - человек Путина. Но он может быть преемником только в случае экстраординарных событий, считает политолог Сергей Марков. — Например, в случае удавшегося покушения на Владимира Владимировича. Если Путин вдруг будет убит в результате покушения, то члены команды Путина сохранят власть и один из его команды вполне сможет стать преемником.
При нормальном развитии событий, по мнению эксперта, есть несколько вариантов развития событий.
Давайте исходить из того, что Путин в 2024-м году обязательно уходит с поста президента, и при этом и назначает преемника. Если гибридная война Запада против России продолжится и иностранные агенты будут по-прежнему обслуживать интересы иностранных государств, то тогда Путин останется фактическим главой государства, но структура власти будет переформатирована, возможно, мы придет к коллективному президенту.
Впрочем, он, вероятнее всего, будет, если даже гибридная война закончится и те люди, которые активно позиционируют Путина как врага, потеряют значение как иноагенты, но в этом случае Путин будет играть в этом коллективном президенте меньшую роль, и главной целью будет не борьба с Западом, а модернизация страны. В таком случае преемником будет избран политик нового поколения, принципиально более молодой — лет на 20.
«СП»: — Кого Вы причисляете к иноагентам? Судя по контексту, это явно не те персоны, которые есть в соответствующем перечне.
— Это те люди, которые считают, что в конфликте Запада и России виновата сама Россия. Они никогда публично не поддержали право крымчан на воссоединение с Россией. Третье, они не осудили русофобскую хунту в Киеве. И четвёртое — они позиционируют себя как противники Путина.
Сергей Марков напоминает, что передача власти дружественному политику — это вполне общепринятая мировая практика. В Германии сейчас Армин Лашет — преемник Меркель. До этого преемником считалась Аннегрет Крамп-Карренбауэр, но она не смогла заручиться реальной поддержкой. Поэтому ее тактично заменили. Поскольку Путин — самый популярный в России политик (как бы его рейтинг не снижался, все равно президент всех опережает), то логично, чтобы он назвал человека, которому доверяет.
А Сергей Шойгу — кандидатура вполне подходящая. Хотя бы потому, что его личность вызывает несколько меньше критики, чем другие высокопоставленные чиновники. Да и социологические исследования показывают, что граждане относятся к министру обороны почти с симпатией.
— Владимир Путин в рейтинге доверия населения лидирует с большим отрывом, а Шойгу после Путина идет одним из первых, — говорит социолог Владимир Римский. — Но для того, чтобы начать называть кого-то преемником, нужно, чтобы президент высказался об этом. Шойгу — самый перспективный из российских политиков.
Он — самый значимый человек в нашей элите. У него подходящий послужной список. И рейтинги показывают, что на посту министра обороны он имеет высокий уровень доверия. Но вот опросов, проголосовали ли бы избиратели за Шойгу на президентских выборах, я не припоминаю.
Владимир Римский отметил одну социокультурную особенность российского электората: если про какого-нибудь политика сказать, что он в принципе может быть следующим президентом, то найдется много желающих опорочить его любыми способами. А поскольку у любого должностного лица есть ошибки, есть проблемы, с которыми он не справился, то человек, которого выдвинет Путин, подвергнется шквалу критики. Поэтому называть фамилию сейчас преждевременно.
Кроме Шойгу среди претендентов на роль преемника называют премьера Мишустина, мэра Москвы Собянина, некоторые вспоминают о непотопляемом Дмитрии Медведеве.
Конечно, пресловутый административный ресурс будет активно работать на человека, фамилию которого назовет Путин. Не ровен час, что до президентских выборов мы станем зрителями нового захватывающего реалити-шоу «Выборы преемника» с вытаскиванием скелетов из шкафов министерств и ведомств. Запасаемся попкорном.
Ссылка