newrussiannews
Ядерная триада: Россия стала неуязвимой
Официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков в среду сообщил, что с борта нового российского ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта «Борей» «Владимир Мономах» был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава».
«Пуск был произведён из подводного положения в рамках программы государственных испытаний систем вооружения и жизнеобеспечения атомного подводного ракетоносца «Владимир Мономах». Параметры траектории полёта ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал он.
Это событие означает, что в строй российского военно-морского флота вскоре войдёт третий подводный ракетный крейсер проекта «Борей», поскольку пуск ракет считается одним из финальных этапов испытаний кораблей этого типа. До 2020 года состав российского ВМФ должен полниться восемью РПКСН проекта «Борей» и «Борей-А», каждый из которых будет нести на борту от 16 («Борей») до 20 («Борей-А») баллистических ракет, способных поразить агрессора ядерным ударом на расстоянии свыше 9 тыс км от расположения подводной лодки. А поскольку каждая ракета будет способна нести в себе до 10 боеголовок, то полторы тысячи затаившихся в глубинах Мирового океана ядерных зарядов (штатная автономность «Бореев» составляет 90 суток), способны существенно поддержать авторитет России в глазах мирового сообщества и послужить гарантом ее национальной безопасности.
Наша страна способна построить за это время эти корабли. Головной РПКСН четвертого поколения отечественных атомных подводных крейсеров – «Юрий Долгорукий», конечно, строился чудовищно долго. Он был заложен на «Севмаше» в конце 1996 года и сдан флоту только в начале 2013 года. Следующий корабль проекта 955 «Борей» — «Александр Невский», строился с 2004 по декабрь 2013 года. «Владимира Мономаха» северодвинские корабелы заложила весной 2006 года. Его передача в состав флота после завершения всех испытаний намечена на 10 декабря 2014 года. «Князь Владимир» (проект «Борей-А») была заложен летом 2012 года, а уже зимой нынешнего года «Севмаш» сообщил, что сформировал основной корпус корабля и приступил к монтажу поступающего оборудования. В день Военно-Морского Флота в Северодвинске был заложен пятый корабль этой серии – «Князь Олег» и нет никаких причин, по которым этот и последующие «Бореи» не поступили бы флоту в срок. Кроме одной.
Главное оружие «Бореев» — баллистические ракеты. А их принятие на вооружение и серийное производство по срокам значительно отстает от носителей. МБР «Булава» — так называется главное оружие «Бореев», пока показывает откровенную нестабильность при запусках. Ее сегодняшний старт с «Владимира Мономаха» официально стал двадцатым запуском. Из них штатным за десять лет испытаний была признана только половина. Поэтому официальной информации о том, что «Булава» принята на вооружение, нет, и остается только гадать, с чем сейчас несут боевое дежурство первые два «Борея» — «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Хотя чего тут гадать…. На «Александре Невском» их, наверное, точно нет. Крейсер стрелял «Булавой» один-единственный раз осенью прошлого года. Ракета вышла штатно, но на второй минуте, потеряв управление, упала в Северный Ледовитый океан. Это так разгневало министра обороны Сергея Шойгу, что, очевидно, должно пройти не менее пяти штатных запусков «Булавы», чтобы военные продолжили разговор о её официальном принятии на вооружение. С «Юрием Долгоруким», возможно, ситуация иная. В 2011 году он четырежды успешно отстрелялся «Булавой» и после этого на учебные стрельбы уже не выходил.
Причинами нестабильного полета «Булавы» всё чаще называют конструкторско-производственные проблемы этой ракеты. Напомню, что до «Булавы» все советско\российские атомные подводные ракетоносцы вооружались жидкостными МБР разработки государственного ракетного центра им Макеева, которые изготавливались в Златоусте и Красноярске. «Синева», принятая на вооружение в 2007 году, и являющаяся базовым оружием подводных лодок, например, проекта 667 БДРМ «Дельфин», до сих пор там и производится. И «Борей» в свое время должен был быть вооружен новым «макеевским» комплексом стратегического вооружения «Барк». Однако, при 75%- ой готовности этого комплекса, все работы по вооружению «Бореев» в конце 90-х годов прошлого века неожиданно были переданы «Московскому институту теплотехники» (МИТ) — разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М». В итоге «Тополь», так же как и его более продвинутая модель — «Ярс», летают по полной программе, а «Булава» — только наполовину.
Одна из причин этого, возможно, в том, что «Корпорация «МИТ» просто не успевает «перерабатывать» такое количество оборонных заказов, которое свалилось на нее в последние годы. На обновление «ядерного щита» российское государство в последние годы денег не жалеет. А у «Корпорации МИТ» основное место, в котором она этот «щит» «кует» — Воткинский завод (Удмуртия). Изначально на этом заводе делали «Тополя». Потом, с 2006 года, освоили производство ракет к «Искандерам». Потом к производственному плану добавилось изготовление «Ярсов». Сейчас – ещё и «Булава», поскольку с 2011 года завод вошёл в «Корпорацию «МИТ». Я с глубочайшим уважением отношусь к работникам Воткинского завода, не сомневаюсь в их квалификации, восхищён средней заработной платой, которая сейчас, наверное, уже превысила 80 тысяч рублей в месяц. Но у каждого производства есть свой предел, превышение которого оборачивается нестабильностью работы выпускаемых им изделий.
«Владимир Мономах», который должен войти в состав флота в декабре этого года, отсрелялся первым из РПКСН. Теперь нужно дождаться стрельб и с других ракетоносцев. Если они окажутся успешными, то Россия сразу же многократно увеличит боевую поражающую мощь морского компонента своей ядерной триады. И новые РПКСН, заложенные недавно на Севмаше – «Князь Владимир» и «Князь Олег» войдут в строй ВМФ с уже принятыми на вооружение ракетами «Булава». На этих кораблях должно быть размещено уже не по 16, а по 20 таких ракет, каждая из которых может нести от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения по 100-150 килотонн, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.
Четвертое поколение российских подводных ракетоносцев в среднесрочной перспективе, конечно же, будет вооружено достаточным количеством МБР «Булава». Однако, пятое поколение РПКСН, возможно, все же будет вооружено ракетами другого разработчика и производителя. Ведь, с точки зрения национальной безопасности, просто немыслимо, когда производство двух из трёх составляющих ядерной триады – МБР наземного и морского базирования, сосредоточено в одном месте. Один мощный точный удар – и России на последующие удары ответить уже будет нечем.