Японская газета Nikkei со ссылкой на представителей национального военного ведомства сообщила о том, что Токио желает восстановить военные контакты с Москвой, прерванные в рамках введения санкций в связи с присоединением Крыма к РФ. Есть конкретика: в конце сентября японские ВМС хотят провести совместные поисково-спасательные учения с кораблями Тихоокеанского флота РФ в районе Владивостока. Но это в общем и целом лишь повод. Основная задача – возобновить консультации с коллегами из ТФ и «подтвердить неизменность курса на продолжение двусторонних связей в области обороны». Как утверждает издание, военное командование Страны восходящего солнца твердо намерено возобновить контакты с российской стороной.
Источник РИА «Новости» в штабе Тихоокеанского флота подтвердил, что на октябрь запланирован заход военного корабля морских сил самообороны Японии во Владивосток – как раз в рамках обозначенных учений. Они для стран традиционные – проводятся с 1998 года. И являются не самодостаточным мероприятием, а, в первую очередь, площадкой для контактов и демонстрации «добрых намерений».
Газета ВЗГЛЯД уже писала о том, что правительство Японии очень неохотно и под очевидным давлением Запада включилось в войну санкций против Москвы, ибо это объективно противоречило его национальным интересам. Также было очевидно, что Токио крайне тревожила перспектива отмены (точнее переноса) запланированного на осень визита Владимира Путина в Токио, ибо на него возлагались большие надежды. Об этом мало говорят, предпочитая фокусировать тему российско-японских отношений на проблеме Курильских островов, меж тем последние годы (а точнее – последний год) сотрудничество между странами было на подъеме.
Дело дошло до учреждения нового формата «2+2» – регулярных консультаций между главами оборонных и внешнеполитических ведомств двух стран. В прошлом ноябре была премьера: Сергей Лавров и Сергей Шойгу договорились с японскими коллегами – Фумио Кисидой и Ицунори Онодэрой – активизировать оборонное сотрудничество с расширением масштабов и форм совместных военных учений. Причем впоследствии Япония выразила желание расширить рамки имеющегося оборонного меморандума: проводить консультации регулярно и часто, наладить взаимные визиты военных самолетов для развития дружественных контактов между ВВС обеих стран, а также «производить регулярный обмен информацией, связанной с проведением миротворческих операций ООН».
При этом предполагалось, что укрепление доверия в вопросах, напрямую касающихся обороны, подстегнет и экономическое сотрудничество, уровнем которого недовольны в обеих столицах. У России есть амбициозный план по развитию Дальнего Востока, для реализации которого необходимы масштабные инвестиции. Японию, в свою очередь, интересует расширение своих рынков, в том числе по финансовой части. Выдающаяся по части объемов экономика страны уже больше десяти лет находится в стагнации и не может нащупать новые точки роста, болезненно необходимые ей в связи с демографическим кризисом – современные японцы очень долго живут (за что спасибо высокому уровню развития медицины), но очень мало рожают.
Впрочем, экономика – это все-таки отдельная история, а на повестке дня военное сотрудничество. Чтобы понять, зачем оно нужно Москве и Токио (и нужно ли вообще), необходимо вновь проговорить несколько тезисов.
Во-первых, события последних лет однозначно говорят не просто о многократном усилении роли Китая в регионе, а о последовательной китайской экспансии. Главная цель Пекина – ресурсы (в том числе нефть и газ) Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Способ достижения цели – многочисленные территориальные споры вокруг ряда островов, где сплелись интересы КНР, Японии, Тайваня, Индонезии, Вьетнама, Филиппин – и ряда других стран. Японии в этой связи отводится роль локальной сдерживающей силы для набирающей могущества Поднебесной, враждебной к Токио по совокупности политических, экономических и исторических причин. По мнению премьер-министра Синдзо Абэ, отношения между двумя странами сейчас напоминают отношения, которые сложились между Великобританией и Германией в преддверии Первой мировой войны.
Во-вторых, в японской армии настала эра грандиозных преобразований, о которых газета ВЗГЛЯД также подробно писала. По большому счету, это личный политический проект премьера Абэ, общие черты которого были озвучены еще в период его первого срока – в 2006–2007 годах. Юридически у Страны восходящего солнца вообще нет армии – она прямо запрещена конституцией, написанной для Токио послевоенной американской администрацией. Однако есть силы самообороны, которые не могут нападать, но могут защищаться – и это внушительные силы. По оценкам Стокгольмского института защиты мира, Япония обладает пятым по величине военным бюджетом на планете (порядка 60 миллиардов долларов) и самым мощным флотом в регионе.
Не меняя формулировок конституции (это крайне сложно ввиду внутреннего противодействия, в основном со стороны японской интеллигенции), Абэ решил иначе подойти к её трактовке. Теперь модернизированные и располагающие первоклассной техникой японские войска могут быть направлены для проведения операций в третьи страны – в рамках помощи союзникам. Также предусмотрена возможность превентивного удара. Наконец, снят запрет на экспорт японского оружия, которое может уйти к союзникам страны в регионе. Звучит воинственно, но необходимо делать скидку на соседство не только с Северной Кореей, где время от времени проводятся ракетные испытания и имеется ядерное оружие, но и с Китаем с его огромным, но засекреченным военным бюджетом. В конечном же счете это шаг в сторону большей самостоятельности: да, Япония по-прежнему передовой рубеж обороны США в регионе, но опека Вашингтона (при всей её осознанной необходимости) японцев откровенно тяготит.
Россия, со своей стороны, очень дорожит своими «особыми отношениями» с Пекином, но при этом прекрасно отдает себе отчет, что бесконтрольное усиление Китая категорически невыгодно ей самой. Вопрос стоит не в том, чтобы к кому-либо примкнуть, но в том, чтобы соблюсти в регионе баланс интересов – выстроить сложную схему сдержек и противовесов. И в этом смысле оборонная координация между такими игроками, как Москва и Токио, совершенно необходима. Это нужно России, это нужно Японии (сотрудничество с Москвой – часть новой внешнеполитической стратегии Абэ), более того, это нужно даже США, которые рассматривают интересы России в регионе и саму Россию как сдерживающую силу для Китая.
Несколько лет назад американцы прямо посоветовали японцам не бояться развития российских вооруженных сил и укреплять двустороннее оборонное сотрудничество. «Это (укрепление вооруженных сил РФ в Тихоокеанском регионе) не направлено именно против Японии. Российские тихоокеанские силы пытаются восстановиться после значительного снижения боеспособности, а Москва намерена и дальше восстанавливать и укреплять вооруженные силы, которые становятся значимым партнером. Я бы предложил проводить военные обмены между вооруженными силами России и Японии», – заявил, в частности, глава Тихоокеанского командования вооруженных сил США адмирал Роберт Уиллард в 2011 году.
Эти слова адмирала были прямой реакцией на обеспокоенность Токио в связи с полетами российской боевой авиации недалеко от северных границ Японии. Уиллард на сей счет выразился довольно ясно: «У вас не организован диалог, который помог бы понять причины проведения таких операции лучше, чем они воспринимались в прошлом». В скором времени, как было сказано выше, консультационный механизм был создан, и у стран стало гораздо меньше поводов для недоверия друг к другу. Отметим, что со стороны РФ причиной беспокойства является в основном система японских ПВО, а также региональная система ПРО, но она беспокоит не в принципе, как в случае с Европой, а по части своих «темных пятен». В целом Москва многие опасения Токио понимает и даже разделяет: в первую очередь, это относится к ракетным испытаниям в КНДР, которые приносят немало головной боли и нашим военным. Но в конечном итоге инициаторами оказались именно японцы, и российская сторона пошла навстречу их пожеланиям, согласившись на запуск переговоров по разработке соглашения «о предотвращении опасной военной деятельности».
В апреле диалог был прерван Токио в одностороннем порядке, и Россия не преминула воспользоваться этим, чтобы напомнить партнерам – каково жить в обстановке недостаточной информированности и естественного недоверия. Так, 14 апреля шесть истребителей ВВС Японии были подняты по тревоге в связи с приближением к воздушному пространству страны пяти российских военных самолетов. Ранее на той же неделе японцы четыре дня подряд осуществляли вылеты «на перехват». При этом воздушное пространство Японии ни в одном из этих случаев нарушено не было.
На Смоленской площади прямо заявили, что данный эпизод «должен послужить поводом для корректировки японскими коллегами своих подходов к взаимодействию с Минобороны России и возобновлению прерванной работы». В целом же российская сторона выразила «удивление» выходом Японии из консультаций, а замглавы военного ведомства РФ Анатолий Антонов выразил уверенность, что Токио принял данное решение, опираясь на интересы западных государств. Аналогичную точку зрения выразил и МИД. «К сожалению, в подходах наших партнеров возобладала некая «западная» солидарность, в жертву которой были принесены национальные интересы безопасности», – говорилось в комментарии российского внешнеполитического ведомства.
И вот теперь Токио делает первый – пусть символический, но очевидный шаг в обратном направлении: как минимум оборонный диалог будет восстановлен. Причем нельзя сказать, что сложившаяся после принятия санкций ситуация «простоя» была для Токио уникальна. По сути сотрудничество РФ и Японии в военно-политической области долгие годы находилось в зачаточном состоянии, что является ненормальной ситуацией для стран, у которых есть общая морская граница.
Остается надеяться, что голос разума возобладает и за первым шагом не замедлит последовать второй, благо практика доказала, что политика санкций и сворачивания партнерских диалогов в отношении Москвы абсолютно контрпродуктивна и не приводит к желаемому для Запада результату.