— Вообще, редко были случаи, когда наши руководители приезжали на заседания Организации объединенных наций. Я хотел бы напомнить, что США, на территории которых работает ООН, являются принимающей страной, и присутствие там Обамы не является чем-то чрезвычайным. Но вот когда президент США пропускает текущие Генеральные Ассамблеи, это вызывает большое недоумение.
Туда вообще не так много глав государств приезжают из стран соответствующего уровня. Понятно, что Бразилия — общий континент, один часовой пояс. А чтобы прилететь, допустим, из Пекина или из Москвы, или из Дели, требуется определенное время. Здесь нет политической подоплеки, на нынешней повестке дня нет ничего такого, что требовало бы присутствия президента России.
— Очевидно, что Ялтинские соглашения 1945 года и Хельсинские 75-го года о нерушимости границ давно не действуют, они нарушены в 90-е годы распадом СССР, образованием Косова, воссоединением Крыма и РФ и так далее. В каком ключе надо с Западом обсуждать этот момент, призывая к реформе ООН?
— Что касается Ялтинских соглашений, я не могу согласиться, что они были нарушены в той же части Крымской истории. Когда подписывались соглашения в Ялте, Крым находился в составе РСФСР, в этом отношении ничего не произошло. Мы все вернули к тому положению, которое было зафиксировано в Ялтинской конференции.
Все остальные процессы шли с соблюдением тех общих границ, которые были начертаны Ялтой. Например, Германия воссоединилась, кстати, этот процесс один в один был похож на процесс, который был в Крыму, только единственное, там это было без референдума.
Да, Чехословакия распалась на два государства, но это тоже произошло в пределах границ самой Чехословакии. Да, Югославия распалась, у нас есть вопросы к тому, как это происходило в Косово, но опять-таки при этом не менялись границы Югославии.
Не могу сказать, что результаты Ялтинской конференции нарушены катастрофическим способом. Что касается Хельсинки, то действительно в момент существования двухполярного мира это соглашение позволило спокойно жить и работать в условиях так называемого мирного существования государств различной идеологии.
Когда идеологические вопросы ушли на второй план в связи с тем, что распался СССР, и мы больше не экспортировали нашу идеологию никуда, мир стал сначала однополярным, а потом уже в 2000-х годах стал двигаться в сторону многополярности. С учетом этого, с учетом этих новых особенностей, а так же с учетом прецедента в Косово, событий, которые произошли на Кавказе, российская сторона предложила реформировать систему коллективной безопасности, прежде всего в Европе. Но нас тогда не услышали.
Главное в нашем предложении было то, что безопасность одной стороны не может быть достигнута за счет безопасности другой стороны. Что же касается вашего вопроса, то реформа ООН тоже напрашивается. Надо очень тонкий процесс, потому что Россия здесь имеет свои интересы, и не дай Бог, эта реформа снизит степень нашего политического позиционирования, и нашего политического веса.
Здесь очень тонко надо работать. Конечно, очевидно, что доминирование западных держав в Совете безопасности и отсутствие там стран, которые сегодня играют очень важную роль, таких как Индия, это серьезный момент. С другой стороны, право вето, которым обладают постоянные члены совета, их несменяемость, это определенная гарантия для нашей страны. То есть реформа ООН назрела, но двигаться здесь нужно очень аккуратно.
— Почему Индия до сих пор не включена в состав Совбеза ООН, хотя еще в 2010 году Обама ободрил ее вхождение в состав организации?
— Обама не является единственным мировым деятелем, слово которого для всех является законом. Поэтому другие страны разумно полагают, что у американцев есть возможность попросить кого-то из партнеров это не поддерживать.
— Читатели Pravda.Ru интересуются, почему Виталий Чуркин один борется в Совбезе ООН, отстаивая нашу позицию по Украине? Где союзники? Их нет?
— На самом деле нас поддерживают очень многие государства, но не все они представлены в Совете безопасности ООН. Во-вторых, целый ряд государств не высказывают прямую поддержку. Фактически нас поддерживает, например КНР.
Но если бы Китай стал влезать в украинскую проблематику, то это было бы для него достаточно тяжело, потому что у него своих проблем хватает.
Чуркин правильно делает, что борется. Но дело в том, что граничим-то с Украиной мы. Мы граничим, это к нам снаряды прилетают, бегут беженцы. Это у нас там братский народ, это у нас там большое число русскоязычных граждан, поэтому естественно, что мы это делаем.
Украинцы делают все наоборот, потому что нынешнее украинское руководство прозападное, оно для этого и было там поставлено, чтобы огород этот огородить. Так что здесь, как раз все очень закономерно.
Очень многие страны, участницы ООН, нашу позицию понимают и разделяют, даже не смотря на многие комментарии, которые появляются. Создается впечатление, в том числе и у нас в стране иногда, что мы чуть ли не в какой-то изоляции находимся.
Я вот буквально недавно вернулся из Коломбо, где был съезд политических партий Азии. Около 500 партий, представьте себе, из 52 стран. Я там выступал, под аплодисменты все сказал, сами догадываетесь, о чем я примерно говорил. Ко мне многие подходили, потом я вел переговоры с представителями многих делегаций, все они понимают. Ни от одного человека я не услышал ничего плохого в адрес России, а в адрес Обамы я услышал много нехорошего, и в адрес западной неокоммунистической политики и еще много чего другого.