Дмитрий Некрасов о желании Польши лишить Россию права вето
22.09.2014 | Источник: Правда.Ру
Политолог Дмитрий Некрасов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, возможно ли реформирование Совбеза ООН и лишение России права вето по Украине.
— Президенты государств съезжаются на 69-е заседание Ассамблеи ООН, которое открылось 16 сентября. Основные события развернуться с этого понедельника, запланированы выступления президентов США, Бразилии и Польши. Президент РФ не поедет. Почему?
— Одной из версий может быть нежелание. Там будут неизбежны различного рода выступления по поводу ситуации на Украине, и подавляющее большинство выступлений будет носить критический характер, это не очень приятно.
— Одной из тем для обсуждения будет "реформа Совета Безопасности ООН через межправительственные переговоры, предотвращение конфликтов и их мирное урегулированию". Пробный камень брошен через троянского коня США — Польшу. Не может ли дойти до изменения устава ООН, формата работы Совбеза, ведь у Советского Союза уже был очень неприятный опыт исключения из Лиги наций из-за так называемой агрессии в Финляндии 1939 года.
— Реформирование Совбеза — это вопрос, который обсуждается, начиная с момента создания ООН, там пара реформ была, когда увеличилось количество непостоянных членов. Но несущая конструкция с пятью постоянными членами, обладающими правами вето, всегда была незыблемой, и без согласия России и Китая что-либо изменить невозможно.
Понятно, что мир изменился, экономики некоторых стран стали очень большими, представительства Индии и Японии в Совбезе ООН неадекватно их реальному влиянию на мировую экономическую и политическую системы. Возможно, в перспективе будет увеличено количество непостоянных членов.
Вопрос о том, чтобы увеличить представительство, ввести полупостоянных членов постоянно поднимался. Это очень длинная история, и я не думаю, что какие-то решения будут сделаны в ближайшей перспективе. А то, что касается заявлений Польши, это просто политический демарш, который изначально не имеет никаких перспектив.
— Президент Коморовский сказал, что будет просить лишить права вето РФ в СБ ООН по вопросам Украины. Читатели Pravda.Ru спрашивают, насколько реально это сделать?
— Я про это и говорил. В соответствии с Уставом и со всем остальным, любые изменения могут быть только при согласии всех пятерых постоянных членов — США, России, Китая, Франции, Англии. Очевидно, что не только Россия, но и Китай будут против такого изменения. Думаю, и США его не поддержат, потому что, они тоже не хотят терять право вето.
— Очевидно, что Ялтинские соглашения 1945 года и Хельсинские 1975 года о нерушимости границ давно не действуют, они нарушены в 90 годы распадом СССР, Югославии, образованием Косова, воссоединением Крыма и РФ и так далее. В каком ключе надо с Западом обсуждать этот момент, призывая к реформе ООН?
— Я бы так не формулировал. Я не вижу в настоящий момент условий для того, чтобы обсуждать новые глобальные соглашения. Мы находимся в стадии острого конфликта, который продлится еще долго, и какие-то серьезные изменения в архитектуру европейской безопасности и политической системы возможны только по завершению этого конфликта, по результатам ныне холодной войны со всеми победившими и проигравшими.
Думаю, в настоящий момент, любые обсуждения — это декларации, политические демарши, не более того. Никаких серьезных решений в ближайшие 2-3 года ожидать не стоит.
— Почему Виталий Чуркин один борется в СБ ООН, отстаивая нашу позицию по Украине? Где союзники? Их нет?
— Объективно, у нас нет союзников, потому что наши позиции предельно слабые, и подавляющее большинство стран мира придерживаются другой позиции. Мы оказались в одиночестве, изоляции, что было ожидаемо.
— Не сложилось ли у вас впечатления, что по Украине Путин с Обамой договорились? Если да, то каковы эти договоренности?
— Не думаю, что сейчас с нами кто-то будет договариваться серьезно. Мы вступили в период малой холодной войны. Договариваться будут по ее завершению в соответствии с результатами. Сейчас могут быть тактические соглашения, но глобальных договоренностей нет. Тем более, договариваться в любом случае, надо не с Обамой, а с тем президентом, который вступит в должность в 2016 году в США.