S&P: Банковская система Украины находится на грани катастрофы
Международное рейтинговое агентство S&P приписало Украину к группе стран с наибольшими рисками в банковском секторе. Украинские эксперты не исключают, что в ближайшее время значительная часть средних и мелких банков могут разориться. Всему виной — резкое падение экономики и паника на валютном рынке.
Международное рейтинговое агентство S&P стало относить Украину к группе стран, имеющих наибольшие риски в банковских секторах. В этом же списке значатся Белоруссия, Греция, Египет и Ямайка. Из десяти баллов риска Украине присвоили все десять: международные эксперты говорят, что на кризис в банковском секторе негативно влияет общая слабость экономики и высокие геополитические риски.
Базовый кредитный рейтинг украинских банков присвоен на уровне В-. В S&P прогнозируют, что если в 2013 году кредитные потери банков составили 2,7%, то в 2014–2015 годах этот показатель вырастет до 5%. Здесь также говорят, что в ближайшее время большинство украинских банков вообще не сможет генерировать прибыль из-за растущих кредитных рисков. Объем бесперспективных кредитных активов в портфелях коммерческих банков остается на уровне 45–50%, утверждают в агентстве.
Правда, в Fitch украинский банковский сектор хвалят: якобы несмотря на все проблемы, банкам пока удается эффективно сокращать портфель проблемных кредитов. Несмотря на это, и Fitch, и S&P утверждают, что в ближайшие два года ситуация в банковской сфере на Украине будет стабильно тяжелой.
В НБУ оценки западных международных агентств подтверждают, хотя свежей статистики и не дают. По оценкам регулятора, по итогам второго квартала 2014 года вся банковская система Украины имела 47% неработающих, проблемных кредитов на общую сумму 240 млрд грн. Для сравнения: еще два года назад эти цифры составляли 13,3% и 65 млрд грн соответственно.
В нынешних условиях кредитованием банки занимаются крайне неохотно. Уже сейчас более 50 украинских банков сформировали резервы на сумму более чем 20% их кредитных портфелей.
НБУ недавно проводил стресс-тест 15 крупнейших местных банков. Выяснилось, что десять из них оказались вне зоны устойчивости, а их потребность в докапитализации превысила 30% от размера собственного капитала по состоянию на 1 сентября 2014 года. В ходе этого стресс-теста регулятор оценивал способность финучреждения выполнить требования по капитализации при 30% девальвации и увеличении проблемного портфеля кредитов до 30% баланса. Де-факто эта девальвация уже состоялась: когда НБУ проводил свои эксперименты, курс гривны составлял 11 грн/долл. В настоящее время он уже вплотную приближается к 14 грн/долл.
«Выжившими» в Нацбанке признали Приватбанк, Райффазен Банк Аваль, Альфа-банк Украина, Сбербанк России, ПУМБ. А вот Ощадбанк, Укрэксимбанк, «Дельта», Проминвестбанк, Укрсоцбанк, «Надра», ВТБ, «Финансы и кредит», УкрСиббанк, Укргазбанк, если не проведут докапитализацию, могут разориться.
Полные результаты стресс-теста с названиями участвующих в нем банков станут известны общественности 30 сентября. Но уже сегодня ясно, что проблем в финансовом секторе страны очень много.
По оценкам НБУ, за первые семь месяцев 2014 года суммарные убытки украинских банков составили 5,2 млрд грн — $393 млн на тот момент. Причем на два летних месяца пришлось $152 млн потерь, так что тренд тут крайне негативный. Отток вкладов из банковской сферы за первые полгода превысил 25%.
Еще в начале сентября в украинских СМИ говорили о том, что НБУ может ввести временную администрацию в CityCommerceBank и Актив-банк. Депозитный портфель обоих банков — 5 млрд грн. Проблемы банкротства, говорят эксперты, нависли над большинством мелких украинских банков. В 2014 году уже около 15 коммерческих банков получили временные администрации. Часть банков регулятор вообще признал неплатежеспособными, а потому их расформировали.
На днях министр финансов Украины Александр Шлапак призывал ЕБРР инвестировать в банковский сектор Украины. «Проблемы значительной части украинских банков как объективные – это отток вкладчиков, в частности, в связи с боевыми действиями на востоке, так и субъективные – неэффективный менеджмент. Приход такого солидного партнера, как ЕБРР, позволил бы укрепить сектор», — рассуждал чиновник во время встречи с президентом Европейского банка Филиппом Беннеттом.
Недавно собственный стресс-тест украинских банков проводил и МВФ. Как рассказывает экономический эксперт Александр Дубинский, его результаты получились теми же, что и у НБУ: из 15 крупнейших банков республики его не прошли 10. «Банки не могут быть стабильными, если вся экономика в упадке, — говорит эксперт. — Предприятия становятся банкротами одно за другим. А ведь все они клиенты банков. По этой причине на Украине сейчас такая ситуация, что любой крупный банк может лопнуть в любой момент».
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак возмущен тем, что в сложившихся условиях НБУ управляет банками «в ручном режиме».
«В банковской системе Украины сейчас царит регуляторный хаос. Все решается по мере лоббистской активности отдельных владельцев отдельных банков. К сожалению, Национальный банк Украины не предложил никакой системы: по каким критериям выдается рефинансирование и по каким критериям банки признаются неплатежеспособными. Все происходит в ручном режиме», — объясняет эксперт.
Трейдер по инструментам с фиксированной доходностью ИГ «Арт Капитал» Иван Зражевский говорит, что главные проблемы украинских банков — потеря клиентов в Крыму, а также в Донецкой и Луганской областях, общий экономический кризис, девальвация гривны. По мнению эксперта, НБУ в ближайшее время будет спасать крупные банки, а вот более мелким действительно угрожает банкротство. Аналитик «CASE-Украина» такого же мнения. С учетом девальвации и оттока депозитов, думаю, банкротств будет много», — резюмирует он.
По предварительным оценка МВФ, для того чтобы уменьшить риск банкротства украинских банков, нужно их докапитализировать на сумму 108 млрд грн, напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Таких денег нет», — добавляет он. «Сейчас банки уже просто выживают и не могут нормально работать. А неэффективные действий руководства НБУ только усугубляют ситуацию. Не исключено, что этот кризис многие банки, в том числе с российским капиталом, просто не переживут», — заключает Охрименко.