Расширения «нормандской четверки» за счет американцев давно добивается, как известно, президент Украины Владимир Зеленский. И как раз на днях глава его Офиса Андрей Ермак имел с Нуланд телефонную беседу о «важности усиления роли США» в переговорном процессе по урегулированию ситуации на востоке страны. Ермак почему-то считает, что раз США являются членом ОБСЕ, то они имеют право войти в «нормандский формат», превратив его из «четверки» в «пятерку».
Другое дело, что это решит, если все решения и договоренности саботирует Киев. Но зачем-то мы пошли на такой, прямо скажем, непопулярный шаг, и разрешили Нуланд приехать?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила замдиректора Института истории и политики МПГУ, политолога Владимира Шаповалова:
— Что касается, почему мы принимаем Нуланд, такого непопулярного у нас человека, то здесь две причины. Первая — Россия настроена на диалог. Это вообще наш подход. Мы всегда готовы со всеми сторонами обсуждать те или иные вопросы, особенно, если существует большой перечень проблем в двусторонних отношениях. И в этом смысле Соединенные Штаты не исключение. К тому же, это самый крупный глобальный и военно-политический игрок. Один из крупнейших экономических игроков, наряду с Китаем.
То есть, в силу важности и значимости позиции США по тем или иным вопросам для судеб мира, разумеется, Россия всегда настроена на диалог. Штаты не настроены, а Россия настроена.
В этой связи, кстати, яркий пример — российско-турецкие отношения. У нас огромный перечень противоречий, но в силу того, что Турция готова вести диалог, наши страны продолжают взаимодействовать на постоянной основе. И обсуждать на самом высоко уровне сложные и конфликтные вопросы, которые у нас есть.
«СП»: — Но какая срочность в визите Нуланд в Москву? Могли бы встретиться с ней на нейтральной стороне или обсудить, что им нужно, по телефону…
— Визит Нуланд — дипломатический. И в данном случае мы абстрагируемся от субъективного фактора, связанного с тем, что это, в общем-то, человек, который много сделала в рамках антироссийской политики. Для нас это важно. Но все-таки интерес поддержания диалога превалирует в этом случае.
Поэтому мы относимся к Нуланд, как к представителю США, который уполномочен обсуждать эти вопросы. И наше, так сказать, негативное отношение к ней, вполне оправданное, здесь отступает на второй план.
Опять же, о переговорах попросила американская сторона.
К слову, напомню, что с Путиным Байден встречался в Женеве по своей собственной инициативе. И это неслучайно.
Во-первых, вся деградация российско-американских отношений происходила исключительно из-за действий Соединенных Штатов. Россия к этому никакого отношения не имела. И, следовательно, восстановление этого диалога тоже происходит по инициативе американцев. Поскольку мы всегда занимаем позицию необходимости диалога, то, если у нас есть собеседник, готовый вести этот диалог, мы всегда этому рады.
Вот здесь нужно признать, что администрация Байдена сделала определенные шаги, которые свидетельствуют в пользу того, что они готовы обсуждать некоторые вопросы.
«СП»: — Интересно, что заставило их эти шаги сделать?
— Дело в том, что идет глобальная перестройка мира, в которой США, это лидер, теряющий позиции, уходящий, так сказать, по крайней мере, из части глобального пространства.
И дело не в том, что американцы ушли из Афганистана. Штаты сворачивают свое присутствие в разных частях мира. Теряют интерес к Европе. И концентрируют свои усилия в Азии. Концентрируют — на противостоянии с Китаем.
А поскольку ресурсов уже недостаточно для того, чтобы доминировать во всем мире, американская сторона волей-неволей пытается перестроить систему так, чтобы удержать глобальное лидерство меньшими силами, меньшими ресурсами, которые у них остаются. Вот, собственно, суть той глобальной повестки, которая существует сейчас у Соединенных Штатов. Раз происходит перестройка присутствия во всех уголках мира на противостояние с Китаем, то перестраивается и вся система американской внешней политики.
Это касается и отношений с Россией, и отношений с Украиной. И многих других вопросов. Поэтому для США важно, чтобы не сложился российско-китайский союз окончательно. Поскольку Россия и Китай — дружественные державы, то для американцев было бы желательно втянуть Россию в антикитайский военный союз, что, конечно, не произойдет. Но, по крайней мере, шаги в сторону развития диалога с Россией Вашингтон начал предпринимать.
С другой стороны, в этой связи важным аспектом является украинское направление. Поскольку американцы, разумеется, не собираются терять Украину. Но стремятся минимизировать свои усилия по поддержанию, так сказать, контроля над этой территорией. И здесь нужно договариваться, вести диалог с Россией.
«СП»: — Зачем Вашингтону присоединяться к бесперспективному процессу, частью которого из-за политики Киева уже стал «нормандский формат»?
— Конечно, никакой идеи превращения «норманнской четверки» в «пятерку» быть не может. Это абсурд.
Фактически мы видим замещение «нормандской четверки» «московской двойкой», если хотите — т.е. прямым российско-американским диалогом о судьбе Украины, в котором Украина не является субъектом.
И даже Европа не является субъектом. Субъектами диалога являются Россия и США, которые должны обсуждать будущее Украины, а также уже целый ряд вопросов, имеющих отношение к Европе, постсоветскому пространству и Ближнему Востоку.
В этой связи тема Украины, она чрезвычайно важна. Поскольку страна находится в кризисе. И это непредсказуемая страна с точки зрения тех или иных действий украинского руководства.
Кстати, обратите внимание на тот факт, что визит происходит на фоне офшорного скандала.
«СП»: — Это имеет какое-то значение?
— Конечно. Не секрет, что так называемые «независимые журналисты», которые выкладывают все эти разоблачительные документы, они действуют по указке из Вашингтона. Заметьте, там есть все, кроме американцев. Хотя понятно, что основной офшорный капитал, это капитал американский, а не украинский, не российский, не немецкий. А американцев там нет, потому что они заказывают эту музыку.
Второе, то количество украинцев, которые попали в этот список, оно сопоставимо со всеми вместе взятыми остальными странами. То есть, «Ящик Пандоры», который сейчас открылся, открылся специально для компрометации украинских политиков и, прежде всего, президента Зеленского, который, исходя из этих документов, является коррупционером номер один на Украине, а, может быть, и в глобальном пространстве.
И вот в этой связи, очевидно, речь идет о будущем Украины. О том, как, собственно, будет формироваться политическое пространство и экономическая политика страны. В ближайшей перспективе нас эта тема серьезным образом беспокоит, поскольку украинцы, это все-таки братский нам народ, и мы хотим для них всяческих благ и процветания — с одной стороны. С другой стороны, мы рассчитываем на то, что на Украине прекратится вооруженный конфликт и геноцид русского и русскоязычного населения, который, по сути, является основой современной политики Киева.
«СП»: — Американцы что-то могут для этого предложить?
— Вопрос так не стоит — что американцы могут предложить. А Россия уже предложила свою помощь Украине в газовом вопросе. Это, безусловно, очень серьезный, мощный сигнал и для Киева, и для Вашингтона. Фактически это такой жест доброй воли со стороны России. По некоторым данным, кстати, Россия на этом ежегодно будет терять 3 млрд. долларов, которые мы фактически дарим Украине.
Но чем Киев ответил на нашу добрую волю?
Киев ответил тем, что объявил политика Виктора Медведчука, который выражает интересы Востока Украины, террористом.
Возможен диалог с нынешней киевской властью со стороны России? Конечно, нет. Потому что это недоговороспособные персонажи.
Поэтому диалог будет вестись с хозяевами Киева — т.е. с Вашингтоном. И он будет касаться, я думаю, будущего Украины во всех его смыслах. Россия, я так понимаю, все-таки рассчитывает на то, что США смогут повлиять на ситуацию таким образом, чтобы жертв и кровопролития на Украине не было. Во всяком случае, минимизировать эти процессы.
Здесь важно, что Киев не является субъектом международных отношений. И сколько бы Зеленский не делал громких заявлений, не он определяет политику, а за него решают вопросы в Москве, Вашингтоне и ряде других столиц. Вот сейчас в российской столице пройдет серия переговоров о судьбе Украины.