А выразился технологический кризис в атомной энергетике во вполне реальных цифрах. К примеру, на конец сентября атомная энергетика Украины вырабатывала примерно 45 процентов общей украинской генерации, а на начало года ― около 52 процентов. Но это падение номинальное. С учётом того, что генерация ТЭС и ТЭЦ тоже сильно просела, реальное падение атомной генерации Украины катастрофически выше, нежели номинальные семь процентов. Количество номинально работающих атомных реакторов осталось таким же, как в июле, ― десять.
А теперь перейдём к «новостям» про украинскую тепловую генерацию.
По данным госкомпании «Укрэнерго», стало известно, что на Украине 11 энергоблоков государственных теплоэлектростанций (ТЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) простаивают из-за отсутствия топлива. Еще 10 энергоблоков государственных ТЭС подали заявки на аварийный ремонт. Также сообщается об отсутствии топлива на 3-м и 4-м энергоблоках Киевской ТЭЦ-5 и 2-м энергоблоке Киевской ТЭЦ-6, принадлежащих муниципальному предприятию «Киевтеплоэнерго».
По официальным сообщениям представителей частных энергетических компаний «Центрэнерго» и «Днепроэнерго», из-за отсутствия топлива восемь тепловых энергоблоков, принадлежащих этим двум компаниям, остановлены. Речь идет о 6-м и 7-м энергоблоках Углегорской ТЭС (Центрэнерго), 5-м и 7-м энергоблоках Запорожской ТЭС (ДТЭК, Днепроэнерго), 5-м и 6-м блоках Трипольской ТЭС (Центрэнерго), 1-м и 2-м блоках Харьковской ТЭЦ-5.
Кроме того, еще 10 энергоблоков, также принадлежащих частным компаниям, ушли на аварийный ремонт. Среди них: 7-й энергоблок Славянской ТЭС (Донбассэнерго), 3-й энергоблок ДТЭК Кураховской ТЭС, 3-й, 4-й, 5-й, 10-й энергоблоки ДТЭК Криворожской ТЭС, 1-й энергоблок ДТЭК Запорожской ТЭС, 2-й и 3-й блоки ДТЭК Ладыжинской ТЭС и 6-й энергоблок Добротворской ТЭС (ДТЭК Западэнерго).
По подсчетам Министерства энергетики, на 14 июля на складах ТЭС находилось 5,4 млн тонн угля (1,9 млн тонн антрацита и 3,5 млн тонн угля марки «Г»), что на 42 200 тонн меньше, чем по плану Минэнерго.
На складах ТЭЦ находилось 180 000 тонн угля (по 90 000 тонн антрацита и угля марки «Г»). Это на 47 400 тонн угля выше, чем планировалось.
Суммарно на складах ТЭС и ТЭЦ на 14 июля было накоплено 5,57 млн тонн угля разных марок. По сравнению с графиком министерства это на 5 200 тонн угля больше, чем ожидалось.
По данным «Укрэнерго», в сентябре запасы угля на складах украинских тепловых электростанций (ТЭС) увеличились на 15,5 проц., однако они остаются вдвое меньше необходимого для проведения отопительного сезона.
«На складах ТЭС продолжает улучшаться ситуация с накоплением угля. Однако запасы на складах остаются чрезвычайно низкими. По состоянию на утро 20 сентября на складах ТЭС находится 852,6 тыс. тонн угля, что на 15,5% больше, чем на утро 1 сентября (в 738,3 тыс. тонн)», — говорится в сообщении «Укрэнерго». При этом для комфортного прохождения отопительного сезона Украине необходимо, опять же со слов украинского эксперта Валентина Землянского, не менее 2,1 миллиона тонн угля. К тому же ситуация на 10 октября с запасами угля ухудшилась, несмотря на бравурные заявления «Укрэнерго»: запасы угля составляли 836 тыс. тонн.
Когда я читал новости про украинские ТЭЦ и ТЭС прежде чем включить их в статью, меня не покидало ощущение того, что я читаю сводки с фронта.
К каким выводам мы можем прийти?
Вывод первый: критическая ситуация в секторе тепловой генерации Украины никак не связана с повышением цен на газ и даже не прогнозировалась, а невооружённым взглядом просматривалась ещё в июле, когда цены на газ были вполне себе «средненькими» и цены в тысячу долларов на споте никто даже себе представить не мог. То есть проблемы в секторе тепловой генерации Украины начались очень и очень давно, что нетрудно заключить из сравнения июльских и сентябрьских показателей.
Вывод второй: кризис в секторе тепловой генерации носит гибридный характер, это как раз и есть сопряжение технологического и финансового кризисов, ведь в целом 20 энергоблоков сектора тепловой генерации из 78 находятся на ремонте, и это в преддверии отопительного сезона.
Прибавьте к этому то, что наращивание запасов угля является катастрофически недостаточным из-за банального отсутствия денег, что видно из сравнения июльских и сентябрьских данных. Также не упускайте из виду тот факт, что 22 энергоблока из 78 простаивают без топлива, а 36 энергоблоков работают в режиме жёсткой экономии из-за острой нехватки угля. Сравните: 26 работающих блоков в июле и 36 в октябре, когда уже вовсю надо топить. Это есть не что иное, как катастрофа. Другое слово подобрать сложно.
А теперь перейдём к газу.
По официальным сообщениям ОГТСУ Украины, объём поставленного «европейского» газа в страну, то есть на самом деле отобранного из российской трубы на восточном и центральном участках трубопровода, а затем частично замещённого газом собственной добычи на западном участке под видом российского и частично оплаченного россиянам через европейских посредников, составило за январь ― сентябрь 2021 года примерно 2,4 миллиарда кубометров. Годом ранее, в 2020 году, эта цифра составила почти 15 миллиардов кубометров.
Из этих 2,4 миллиарда кубометров чистое замещение газом собственной добычи (экспорт и реэкспорт) составило почти 1,2 миллиарда кубометров. Ещё 1,2 миллиарда кубометров Украина приобрела у россиян через европейских посредников, из них через Венгрию ― 603 миллиона кубометров.
Факт столь малых «гибридных закупок» легко объясним. В прошлом году цены на газ сильно просели из-за пандемии и, как следствие, остановки значительной части европейских предприятий. Тогда официальные лица «Нафтогаза» на радостях отчитались о полных закромах газа из-за дешёвой цены, не забыв при этом предречь финансовый крах российского «Газпрома». Ну, про способность и склонность украинцев к «альтернативно одарённому прогнозированию» можно шутить бесконечно…
Этим летом украинские энергетики, впрочем, как и европейские, ожидали если не низкой, то хотя бы средней цены на газ. И поэтому закачивать газ в период май ― август, когда потребление в Европе из-за кондиционеров и прочих радостей било рекорды, усиливая тренд на повышение цены, украинцы не захотели. А в сентябре цена стала астрономически высокой.
В том же сентябре 2021 года украинские эксперты, в частности Валентин Землянский и Дмитрий Марунич, в прямых эфирах признали факт того, что Украина может реально оперировать лишь пятью миллиардами кубометров газа из восемнадцати миллиардов, ранее закачанных в украинские ПХГ.
Для читателя поясню: из этих восемнадцати примерно пять с половиной миллиардов ― это технический газ, который нельзя, да и невозможно выбрать, он служит технической подушкой для создания давления и обеспечения нужной скорости забора остального газа из хранилищ. Примерно миллиард кубометров принадлежит частной компании «Бурисма» и предназначен для прокачки в Европу. Ещё примерно шесть с половиной миллиардов принадлежат непосредственно европейцам, которые купили его у «Газпрома» и, скорее всего, прокачают большую его часть в Европу в период пикового потребления. Украина также теоретически может его купить, но по конскому ценнику.
Что признание в обладании лишь пятью миллиардами кубометров газа означает на деле? А то, что Украине для прохождения отопительного сезона необходимо десять-двенадцать миллиардов кубометров газа, а не три-пять, как ранее заявляли украинские эксперты. Хорошо, примерно четыре миллиарда кубометров Украина отберёт на законных условиях, поскольку сумеет за время отопительного сезона добыть такой объём и заместить его на западной границе.
А где взять ещё шесть? Часть купить, поскольку кое-какие оборотные средства в размере 47 миллиардов гривен (1,8 миллиарда долларов) «Нафтогаз» изъял для этих целей у ОГТСУ. Также не за горами и годовая предоплата от «Газпрома» в размере 1,3 миллиарда долларов. А остальное придётся незаконно отобрать из трубы либо отжать у европейцев из хранилищ. Я об этом уже недавно писал в одной из своих статей.
А президент России Владимир Путин 13 октября на форуме «Российская энергетическая неделя» это подтвердил, заявив о том, что на Украине уже идёт незаконная откачка газа, предназначенного для европейских покупателей. Пока что из хранилищ, но дело, несомненно, дойдёт и до трубы, и «Газпром» будет вынужден приостановить прокачку газа. Причём сделает это на совершенно законных основаниях, так как платит годовую предоплату за прокачку газа и за 40 миллиардов по условию контракта «качай или плати» заплатил ещё в январе 2021 года.
Как видим, отбор газа из трубы обернётся остановкой транзита, отбор европейского газа поможет лишь частично, поскольку украинские ПХГ находятся на Западной Украине. Да и не дадут западники украинским чиновникам откачать весь европейский газ. На фоне незаконного отбора газа и заявлений украинских чиновников о возможности национализации европейского газа европейские нерезиденты объявили о незамедлительной прокачке 500 млн кубометров газа в европейские хранилища.
Итак, можно резюмировать, что газовый кризис на Украине имеет чисто финансовую подоплёку, в то время как кризис в атомной энергетике ― чисто технологическую, а кризис в тепловой энергетике есть не что иное, как сопряжение огромных технологических и финансовых проблем.
Каковы же будут последствия энергобедности для Украины?
А они уже есть. Первым делом встали предприятия химической промышленности, флагманом которых на Украине является Одесский припортовый завод. Встали предприятия, которые производят удобрения, встали украинские тепличные комплексы. На грани остановки находятся предприятия по производству стройматериалов, что обсуждалось на экспертной пресс-конференции 12 сентября на базе украинского издания «Голос.UA». Также бьют тревогу владельцы птицеферм, где несушки, которые обеспечивают ежедневный отпуск яиц в торговые точки, требуют содержания в определённом тепловом режиме.
Также нанёс тяжёлый удар по промышленности, бизнесу и государственным и казённым учреждениям меморандум, который украинский Кабмин подписал с главами ОГА. Этот меморандум гласит, что для физических лиц на период текущего отопительного сезона установлен фиксированный тариф ― 8 гривен за кубометр газа. И тарифы на тепло и электричество для жителей тоже должны быть зафиксированы и приведены в соответствие тарифу за газ.
К чему это привело? Извольте. По состоянию на конец августа задолженность украинцев за ЖКХ составила 62,9 миллиарда гривен. И сейчас, когда «Нафтогаз» и «Облгазы» будут с перевесом в минус выписывать платёжки населению, разницу тарифа, как и груз накопленных простыми гражданами долгов, они будут выставлять государственным и казённым предприятиям, бизнесу и промышленности.
Валентин Землянский 12 сентября на экспертной пресс-конференции заявил, что «Нафтогаз» уже вышел с предложением к предприятиям, производящим строительные материалы, заключить договор на поставку газа за 44 000 гривен за тысячу кубометров. По его словам, такие цены способны угробить вообще любое украинское предприятие.
А теперь посмотрим на некоторые результаты исполнения пресловутого «меморандума».
Львовская областная комиссия ТЭБ и ЧС, а также соответствующие комиссии в Хмельницкой области и на Закарпатье приняли решение ввести чрезвычайную ситуацию. Замглавы Львовской ОГА Виталий Загайный отметил, что в области работает 825 бюджетных учреждений, потребляющих природный газ для собственных нужд.
«Сейчас мы видим, что только четверть бюджетных пользователей природного газа провели все необходимые действия, поэтому ситуация, которая сложилась, может привести к тому, что мы не войдем в отопительный сезон своевременно и на должном уровне, и это, в свою очередь, может серьезно сказаться на здоровье, жизни жителей области», — подчеркнул Загайный.
Также во Львовской ОГА пояснили, что ситуацию в связи с отсутствием поставок природного газа бюджетным учреждениям на осенне-зимний период 2021–2022 годов и последующим возникновением угрозы жизни и здоровью населения области и возможным нанесением значительного материального ущерба признали чрезвычайной ситуацией техногенного характера регионального уровня.
Представители Одесской области заявляют, что только 25 процентов государственных и муниципальных учреждений, включая школы, пожарные части, полицейские участки и больницы, будут функционировать полноценно, то есть с отоплением, газом и электричеством. От газа уже неизбежно будет отключено 221 государственное и муниципальное учреждение из примерно 450 по причине отсутствия финансирования. В Одессе введён режим чрезвычайного положения.
Также, несмотря на официально начавшийся отопительный сезон, пациенты украинских лечебных учреждений кутаются в одеяла, а местные жители начинают массово пользоваться калориферами. Это, со слов Валентина Землянского, привело к тому, что опять фиксируются перетоки со стороны Белоруссии и России, несмотря на действующий до 31 октября официальный запрет.
К чему это всё приведёт?
Не вызывает сомнений то, что какая-то часть украинских промышленных предприятий, которые прекратили работу, уже никогда не возобновит свою деятельность. Причём я подозреваю, что эта часть будет значительной. Сколько безработных это породит? Сотни тысяч, как минимум, если учитывать то, что множество работников смежных отраслей окажется на улице.
Также не сомневаюсь, что по окончании отопительного сезона некоторые государственные и муниципальные учреждения, которые не функционировали во время холодов, тоже будут упразднены. Сколько уволенных бюджетников пополнят ряды безработных? Никто не знает.
А теперь помножьте это всё на пустые производственные помещения украинских промышленных предприятий и массово забиваемых на птицефермах несушек, на которых смотрит бывший персонал, стоящий в очередях с обходными листами и уже последними расчётками, которые они получат на этом предприятии.
А сверху ещё прибавьте начисто вышедшую из строя теплопередающую инфраструктуру, поскольку она стояла холодной всю зиму, чего допускать ни в коем случае нельзя. И вышедшие из строя трансформаторы, провода, даже подстанции, поскольку электрические перегрузки ожидаются колоссальные. И уволенных специалистов, которые ранее обслуживали эту инфраструктуру.
Но я не жду никаких потрясений. Ну, прибавится пара миллионов безработных, которых, не напрягаясь, проглотят Россия с Европой, и что?
Да, некоторые промышленные, аграрные и химические предприятия, включая флагманов, больше не откроются. Тоже большого шума не будет, поскольку бывшие работники уедут работать за рубеж.
Да, будет маленький резонанс от того, что будет заметно выбытие государственных и муниципальных предприятий. Ну и что? Граждане Украины уже подобное глотали, когда в 2019–2021 годах массово закрывались больницы, школы, средние специальные и технические учебные заведения, тубдиспансеры и психиатрические лечебницы. Никаких волнений не было, как и далее не будет.
«Малэньки украйиньци» всё так же будут хотеть поставить на колени ЛДНР вместе с Россией, а украинские гости в российских телестудиях в ответ на аргументы российских телеведущих будут презрительно фыркать и, усмехаясь, спрашивать: «Ну и что? Как-то же живём…».