Каким образом в человеке умещается одновременно высокая нравственность, духовность, образованность и в тоже время животная ярость и ненависть? Насколько все-таки стерты грани между высоким гуманизмом и нечеловеческой жесткостью.
Ведь основную массу революционеров тех времен составляли высокообразованные молодые интеллигенты из родовой знати, которые были воспитаны в православной вере и монархии. И это им не помешало в один миг превратиться в мнимых реформаторов и творцов «светлого будущего», главное оружие которых террор, а основная цель — убийство царя.
Тогда, как это было неимоверное количество раз до этого и столько же потом, этой человеческой сущностью воспользовались кукловоды, которые всегда находятся в тени, за ширмой всех революций и лишь дергают за нити, тревожа и будоража нужные струны в человеческих душах. Набросав на государя ярлыков, что он последний негодяй, сатрап и душегуб, что он виновник всех русских бед, кукловоды максимально сконцентрировали на нем народную ненависть и недовольство, что подтолкнуло самых энергичных революционеров к активным действиям.
Перечень лиц, которые осуществили покушение на Александра Второго:
► Д. В. Каракозов, революционер-террорист, из мелкопоместных дворян;
► А. И. Березовский, деятель польского национально-освободительного движения, террорист, сын бедного шляхтича;
► А. К. Соловьев, революционер-народник, родился в семье коллежского регистратора;
► С. Н. Халтурин, русский рабочий, революционер-террорист, из семьи зажиточных крестьян;
► Н. И. Рысаков, русский революционер, сын управляющего лесопильным заводом;
► И. Я. Гриневицкий, революционер, член подпольной революционно-террористической организации «Народная воля», из дворянской семьи;
Государь пытался понять, откуда такая ненависть у его подданных по отношению к нему, нередко он лично беседовал со своими потенциальными убийцами, которые были арестованы. Он проводил реформы, которые, как ему казалось, должны были улучшить жизнь всех сословий его государства. Он старался снизить градус агрессии мирным путем. Некоторых из покушавшихся на его жизнь, а также пойманных участников революционных кружков, он миловал. Но в результате государь видел, что это абсолютно никак не меняет обстановку в империи.
Многие высокопоставленные чины во главе с его наследником Александром Третьим уговаривали его принимать жесткие и решительные меры в борьбе с революционерами, но государь медлил, не без помощи других своих советников под предводительством его брата, Председателя Государственного Совета Великого князя Константина Николаевича, которые призывали к более либеральным мерам и глобальному реформированию государственного устройства, в том числе и государственной Конституции.
Глава правительства П. А. Валуев, характеризуя обстановку в стране, писал в 1879 г.: «Вообще во всех слоях населения проявляется какое-то неопределенное, обуявшее всех неудовольствие. Все на что-то жалуются и как будто желают и ждут перемены».
Последние годы жизни император находился в постоянном напряжении и был морально истощен, он подозревал многих из своего окружения в пособничестве террористам и участии в революционных кружках. Ему казалось, что революционеры повсюду, как в принципе и многим его современникам, кто проживал в те годы в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах.
3-е отделение, так называемая «тайная полиция», явно не справлялась со своими прямыми обязанностями. В деревнях начался подъём крестьянских восстаний. Немаловажную роль в этом сыграло так именуемое «хождение в народ» участников революционных кружков, которые «просвещали необразованных крестьян». На заводах началось массовое стачечное движение. 12 февраля 1880 года государь создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия, наделённую чрезвычайными полномочиями.
Начальником комиссии был назначен бывший генерал-губернатор Харькова Лорис-Меликов, который принялся яростно бороться с революционерами.
Работа Лорис-Меликова на посту главного борца с революционерами приносила свои плоды, и многие из активистов террористических ячеек были задержаны. Но все же полностью искоренить государство от внутренних врагов и уберечь императора от смерти Лорис-Меликов не смог.
Бытует мнение, что этому поспособствовало 3-е отделение, за которым стояли высокопоставленные лица государства, которые поддерживали и возлагали большие надежды на будущего императора Александра Третьего и считали, что Александр Второй своими действиями и реформами приведет империю к неминуемому краху.
Так, обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев на первом совещании правительства Александра III 8 (20) марта 1881 г. подверг резкой критике и крестьянскую, и земскую, и судебную реформы Александра II, назвав их «преступными реформами», и Александр III фактически одобрил его речь.
Вскоре после смерти Александра Второго были арестованы и казнены все лидеры так называемого исполнительного комитета «Народная воля», которые организовывали покушения на государя и были основной движущей силой всего революционного движения в России в то время.
Несмотря на это, первые 2-3 года правления Александра Третьего террористические акты все-таки продолжались, хоть они и не носили такой массовый и ужасающий характер.